Развитие системы государственной службы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение современной государственной службы России невозможно без первоначального изучения базовых категорий института государственной службы (понятия «государственная служба», «государственная должность», системы государственной службы), так как именно данные понятия являются первоэлементами данного института, формирующими дальнейшие особенности в организации государственной службы.
Во-первых, в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ дается новое определение понятия «государственная служба», уточняющее предназначение деятельности государственных служащих.
Во-вторых, устранена неясность, которая до этого имелась в вопросе о военнослужащих, проходивших службу не в государственных органах, а в воинских частях и соединениях, а также о лицах, проходивших службу не в государственных органах, а в учреждениях правоохранительной системы и имевших специальные звания и классные чины (сотрудники правоохранительной службы).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Понятие и сущность государственной службы………………………….9
§ 1. Понятие государственной службы……………………………………………..9
§ 2. Признаки и сущность государственной службы…………………………….17
Глава 2. Система государственной службы………………………………………19
§ 3. Виды государственной службы……………………………………………….19
§ 4. Особенности правового регулирования отдельных видов
государственной службы……………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………….45
Список использованной литературы……………………………………………...47

Файлы: 1 файл

курсовая Жилинская.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Что касается другого документа – Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы, то им установлены классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы, сроки для прохождения гражданской службы в этих классных чинах, условия их присвоения и сохранения, полномочия руководителей по их присвоению. В Положении также приведена таблица соответствия ранее существовавших (и, следовательно, присвоенных) квалификационных разрядов федеральных государственных гражданских служащих классным чинам государственной гражданкой службы Российской Федерации, предусмотренным Законом № 79-ФЗ.

Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Федерации или их аппаратах, определен Положением, утвержденным Указом Президента от 01.02.2005 № 110.52

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной службы российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должности гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Особо следует подчеркнуть, что в Законе о государственной гражданской службе Российской Федерации детально изложены основания и последствия прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов гражданского служащего названным законом также определен порядок рассмотрения заявлений гражданского служащего и действий представителя нанимателя по рассмотрению этих заявлений, касающихся расторжения служебного контракта и увольнения с гражданской службы.

 Особенности регулирования военной службы. Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 123753, определяет порядок прохождения гражданами военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту) в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, предусмотренных Законом о воинской  обязанности и военной службе, в мирное время. Многие дополнения и разъяснения содержаться в инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом министра обороны РФ от 30.09.2002 № 35054, и Руководстве по комплектованию Вооруженных Сил РФ солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденном министром обороны РФ от 16.01.2001 № 30.55

В Вооруженных Силах основную часть личного состава составляют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Это офицеры, прапорщики, мичманы и другие специалисты, имеющие соответствующую подготовку.

Характер требований, установленных к гражданам для замещения воинских должностей, отличается от требований, установленных для замещения должностей гражданской службы. Военнослужащие, кроме определенного уровня образования и профессиональной подготовки (стажа службы по специальности, опыта работы по родственной военно-учетной специальности), должны иметь необходимый уровень физической подготовки, а также соответствовать определенным медицинским и профессионально-психологическим требованиям, что обусловлено спецификой и условиями военной службы.

Контракт о приеме на военную службу заключается гражданином или иностранным гражданином (или военнослужащим) и Министерством обороны РФ (федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) письменно по типовой форме. Этот порядок различается в зависимости от ранга замещаемой воинской должности. Например, первый контракт от имени Министерства обороны РФ подписывают: при заключении контракта о назначении на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание от прапорщика (мичмана) до полковника (капитана 1-го ранга) включительно, - соответствующее должностное лицо от командира воинской части и выше на основании решения должностного лица, которое вправе осуществлять назначение на указанные воинские должности; при заключении контракта на воинскую должность, для которой предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, - командир воинской части.

Принципиальное значение имеет учет фактического воинского звания военнослужащего, так как оно должно быть не ниже звания, предусмотренного штатом по должности, на которую предназначается военнослужащий, а также учитывается прежний и новый месячный оклад по должности.

Организация прохождения военной службы включает в себя совокупность разнообразных организационно-правовых мер, определенных нормативными правовыми актами. Все стороны военной службы, по сравнению со службой в гражданских структурах, регламентируются весьма подробно; определяется порядок служебной деятельности и поведения военнослужащих не только в служебное, но и внеслужебное время. При этом первым принципом служебных взаимоотношений и стержнем воинской дисциплины является беспрекословность воинского повиновения, подчинения младших распоряжениям старших.

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военную службу и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге. Факт ее принятия имеет не только моральное, но и большое юридическое значение. До принятия Военной присяги военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач и задач при введении чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащими не могут закрепляться оружие и военная техника. Иностранный гражданин дает обязательство, текс которого утвержден федеральным законом.

Важным новшеством является то, что Федеральным законом от 26.04.2004 № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»56 внесены изменения в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и установлено испытание при поступлении на военную службу по контракту.

Служебно-правовое положение военнослужащих определяется 1прежде всего их воинскими должностями. Поэтому порядок назначения их на воинские должности и перемещения по службе, а также оформления связанных с этим документов урегулирован особо тщательно. В частности, предусмотрено, что вместе с представлением о назначении на должность и перемещении по службе военнослужащего направляется его рапорт о согласии с назначением – в случае назначения на высшую или низшую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера или прапорщика.

06.05.2000 министр обороны издал  приказ № 230 «О конкурсном замещении  офицерами некоторых категорий  воинских должностей»57. Конкурсное замещение, прежде всего должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников, имеет целью отбор офицеров, имеющих ученые степени и ученые звания, глубокие профессиональные знания и научные достижения в соответствующих отраслях науки и достаточный опыт служебной деятельности, обладающих высокими деловыми и моральными качествами и способных обеспечить выполнение должностных обязанностей.

Каждому военнослужащему присваивается персональное воинское звание, что важно для обеспечения ясности во взаимоотношениях между ними, поддержания воинской дисциплины, организованности и порядка, особенно в боевой обстановке. Установленные категории военнослужащих и соответствующие им воинские звания позволяют отмечать военную и специальную квалификацию, служебный опыт и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего. На воинских званиях строятся отношения подчиненности в дополнение к подчиненности по должности.

При поступлении на военную службу гражданину, проходящему или проходившему службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в таможенных органах РФ и имеющему специальное звание, присваивается воинское звание командиром (начальником), имеющим право на присвоение соответствующего воинского звания, после переаттестации. Переаттестация производится аттестационной комиссией воинской части, в которую поступил на военную службу гражданин, имеющий специальное звание, с учетом его должностного предназначения, деловых и морально-психологических качеств, военной или специально подготовки, служебного опыта.

В целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования проводится аттестация. Приказом министра обороны РФ от 29.02.2012 № 444 утвержден Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации58. Согласно Порядка Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, ежегодно, а офицеры не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, но не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, а также по окончании военных образовательных учреждений профессионального образования (далее - военно-учебные заведения), адъюнктуры, военной докторантуры аттестуются с составлением соответствующих аттестационных листов

 Законом о воинской обязанности и военной службе установлен предельный возраст пребывания на военной службе применительно к воинским званиям, а Положением о порядке прохождения военной службы – основания увольнения с военной службы.

Увольнение военнослужащих с военной службы производится: а) в запас, если военнослужащий не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе; б) в отставку, если военнослужащий к моменту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе или по состоянию здоровья признан военно-врачебной комиссией негодным к военной службе; в) если военнослужащему назначено наказание в виде лишения свободы или ограничения свободы.

Основания увольнения разнообразны. Они связываются не только со сроками службы (возрастом), состоянием здоровья, но и с другими обстоятельствами. Например, досрочное увольнение возможно по организационно-штатным мероприятиям, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, по собственному желанию при наличии у военнослужащего уважительных причин.

Особенности регулирования правоохранительной службы. Федерального закона о государственной правоохранительной службе, принятие которого предусмотрено программой реформирования государственной службы РФ, пока нет.

Указом Президента от 05.06.2003 № 613 утверждено Положение о правоохранительной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ59. Этим Положением определяется правовая основа и порядок прохождения службы гражданами Российской Федерации, замещающими должности правоохранительной службы в Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков и его территориальных органах. Заметным новшеством является введение этим положением специальных званий (полиции) для указанных лиц, установление порядка применения к ним поощрений и дисциплинарных взысканий, а также регулирование условий их службы.

Вопросы прохождения службы в других федеральных государственных органах, в которых имеются должности правоохранительной службы, в настоящее время регулируются многими нормативными правовыми актами, отражающими особенности профессиональной служебной деятельности сотрудников этих органов. К числу важнейших таких актов относятся: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»60, Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»61, Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»62 и № 118-ФЗ «О судебных приставах»63, от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»64, Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-165, действие которого распространяется также на сотрудников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ и Федеральную противопожарную службу МЧС России (в соответствии с приказами данных органов).

Ряд вопросов прохождения службы (например, о полномочиях руководителей по назначению на должность) регулируется положениями о федеральных органах исполнительной власти и их структурных подразделениях. Немало вопросов регулируется руководителями федеральных государственных органов, в которых имеются должности правоохранительной службы.

Так, приказом МВД России от 29.06.2009 № 490 утверждены Наставления об организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации66. В этом документе подчеркнуто, что профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел является одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности, а уровень служебно-боевой подготовленности сотрудников учитывается при принятии решений о назначении на вышестоящую должность, определении размера должностного оклада по занимаемой должности, установлении процентных надбавок к должностному окладу, а также при проведении аттестации.

В перечисленных выше и других нормативных правовых актах содержаться общие правила прохождения государственной службы, в том числе касающиеся сотрудников правоохранительной службы.

Сотрудниками правоохранительной службы являются лица, замещающие должности правоохранительной службы, которым присвоены воинские звания.

Поступление на правоохранительную службу является добровольным (по контракту). На правоохранительную службу вправе поступать гражданин России, достигший возраста, предусмотренного соответствующим нормативным правовым актом, владеющий государственным языком Российской Федерации и отвечающий квалификационным требованиям по должности правоохранительной службы, у которого отсутствуют обстоятельства (ограничения), установленные действующим законодательством. Поступлением на правоохранительную службу является также поступление гражданина на очное обучение по программам среднего и высшего профессионального образования в учреждениях профессионального образования государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба, на должность обучаемого, по которой предусмотрено присвоение специальных званий. Предельный возраст поступления на правоохранительную службу ограничен и различается в зависимости от ранга замещаемых должностей.

Информация о работе Развитие системы государственной службы в РФ