Налоговая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение таких вопросов как:
1. Понятие налога, его элементы, виды и функции;
2. Налогообложение и налоговая деятельность государства;
3. Налоговая система РК и ее особенности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I.
Понятие налога, его элементы, виды и функции.
1.1. Налоги как экономическая категория и их экономическая
Сущность………………………………………………………………….....5
1.2. Основные виды налогов……………………………………………......10
1.3. Элементы налога и их характеристика……………………………......15

Глава II.
Налогообложение и налоговая деятельность государства.
2.1. Понятие налогообложения и налоговая деятельность
Государства……………………………………………………………….....20
2.2. Методы налогообложения……………………………………………...22
2.3. Принципы налогообложения…………………………………………...24

Глава III.
Налоговая система Республики Казахстан и ее особенности.
3.1. Основные направления в реформе налоговой системы Республики Казахстан……………………………………………………………………..28
3.2. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения
Республики Казахстан……………………………………………………….30

Заключение………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 172.00 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..3

 

Глава I.

Понятие налога, его элементы, виды и функции.

1.1. Налоги как экономическая категория и их экономическая

Сущность………………………………………………………………….....5

1.2. Основные виды налогов……………………………………………......10

1.3. Элементы налога и их характеристика……………………………......15

 

Глава II.

Налогообложение и налоговая деятельность государства.

2.1. Понятие налогообложения и налоговая деятельность

Государства……………………………………………………………….....20

2.2. Методы налогообложения……………………………………………...22

2.3. Принципы налогообложения…………………………………………...24

 

Глава III.

Налоговая система Республики Казахстан и ее особенности.

3.1. Основные направления в реформе налоговой  системы Республики Казахстан……………………………………………………………………..28

3.2. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения

Республики Казахстан……………………………………………………….30

 

Заключение………………………………………………………………….35

 

Список литературы………………………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Тема налогов и правового обеспечения  их функционирование является сегодня, пожалуй, одной из наиболее популярных и обсуждаемых в нашем обществе. Налоги представляют собой сосредоточение  интересов всех социальных групп  и каждого гражданина в отдельности.  Налоги являются средством формирование материальной основы существование и функционирования современного государства. В социально ориентированном государстве налоги - это источник финансирования социальных программ, в которых заинтересовано все общество. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические   процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.

   Целью данной курсовой работы является изучение таких вопросов как:

1. Понятие налога, его элементы, виды и функции;

2. Налогообложение и налоговая деятельность государства;

3. Налоговая система РК и ее особенности.

   С налогами связаны практически все: и организации, и предприниматели, и просто рядовые граждане, являющиеся налогоплательщиками. Причем связаны они с налогами весьма жестким и чувствительным образом – налоги опустошают их карманы. Изъятие посредством налогов доходов предпринимателей лишает их стимулов к продолжению деятельности, подрывает финансовую базу производства и сокращает его инвестиционные возможности, повышает себестоимость товаров и в конечном счете их цену. Это, создавая трудности с реализацией, отрицательно сказывается на конкурентоспособности товаров на рынке, заставляя предпринимателей либо уходить в теневую экономику, либо вообще сворачивать свой бизнес.

   В итоге налоги, по крайней мере, в том случае, когда они превысят определенный размер, обеспечивая государство необходимыми денежными средствами, одновременно выступают причиной, ухудшающей состоянии экономику страны и жизненный уровень населения. В этой ситуации государство, вместо того, чтобы  быть субъектом, обслуживающим общества и оказывающим ему помощь в его существовании и развитии, превращается в силу, враждебную обществу и приносящую ему вред. Вред, причиненный экономике и обществу непродуманной налоговой политикой государства, может быть несравним с вредом, причиненным войной или вражеским нашествием. Трудно найти еще такую сферу общественной, экономической и политической жизни, которая привлекала бы столь  пристальное внимание ученых, причем самых разных направления (философов, экономистов, юристов, социологов и т.п), как налогообложение. Налоги - весьма острый и социально опасный инструментарий, которым государству следует пользоваться весьма осторожно и продуманно. И, конечно же, на научной основе.

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие налога, его элементы, виды и функции.

1.1.           Налоги как экономическая категория и их экономическая сущность.

       Налог представляет собой сложное, многогранное явление, являясь одновременно материальной, экономической и юридической категорией.

       В материальном смысле налог – это определенная сумма денег (или материальных ценностей, если налог является натуральным), подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные сроки и в установленном порядке.

       Как экономическая категория – это денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке.

       В правовом смысле – это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег (материальных ценностей) в определенных размерах, в обусловленные сроки и в предписанном  порядке.

       Материальным признаком налога выступает то, что он выражает собой определенную сумму денег (при денежной форме налога) либо определенное количество вещей, определяемых родовыми признаками (при натуральных налогах), которые налогоплательщик обязан отдать государству.

       Экономическими признаками налога являются следующие:

1)      налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства;

2)      налог выражает собой денежные отношения;

3)      уплата налога означает безвозвратное взимание денег (материальных ценностей);

4)      налог является безэквивалентным платежом;

5)      уплата налога влечет изменение формы собственности на предмет налогового платежа;

6)      налог выражает собой стабильное отношение с государством.

Налог выражает распределение совокупного общественного продукта

Государственный аппарат не производит стоимости реализация, которой могла бы дать государству деньги. Поэтому оно вынуждено изымать посредством налога деньги у тех, кто их имеет. С экономической точки зрения это означает, что посредством установления и взимания налога государство обращает часть произведенного совокупного общественного продукта в свою пользу. В силу этого налоговые отношения носят распределительный характер.

Налоги выражают собой денежные отношения

По большей части налоги имеют денежную форму. Соответственно этому налоговые отношения представляют собой денежные отношения. Налоги могут носить и натуральную форму. Например, сельскохозяйственный налог может выплачиваться в определенной доле от собранного урожая. Однако в настоящее время преимущественная форма налогов является денежной. Налоговый кодекс Республики Казахстан также говорит о налогах как о денежных платежах.

Уплата налога означает безвозвратное взимание денег (материальных ценностей)

При уплате налога имеет место одностороннее движение стоимости: от плательщика к государству, и только. Этим налог отличается от возвратных платежей (например, государственных займов), при которых деньги движутся сначала от плательщика к государству, а затем обратно – от государства к плательщику. Безвозвратность одновременно означает бессрочность изъятия денег.

Налог является безэквивалентным платежом

В юридическом смысле безэквивалентность обычно выражается термином  «безвозмездность». Существуют многочисленные теории «социальной возмездности» налогов, в соответствии с которыми налогоплательщики взамен уплаченного налога получают самые разнообразные услуги в виде охраны общественного порядка, обороны страны от внешних врагов и т.п. Эквивалентность – это свойство отношений обмена (товарно-денежных отношений). Налоги же возникают лишь на стадии распределения совокупного общественного продукта. Обмен и распределение – это различные стадии общественного производства.

Уплата налога влечет изменение формы собственности на предмет

налогового платежа

В процессе  уплаты налога происходит смена формы собственности на

денежные средства (при денежной форме налога), выступающие

предметом налогового платежа, с частной на государственную.

Налогообложение выражает собой процесснлогового платежа, с частной на государственную.собственности на денежные средства () разнообразные услуги в виде охраны общест отчуждения собственности в

пользу государства, а само налоговое отношение представляет собой

отношение, возникающее между собственниками, одним из которых

выступает государство, по поводу изменения права собственности на

предмет налогового платежа с частной на государственную.

Налог выражает собой стабильное отношение с государством. В отличие от государственных сборов,  установление налога влечет возникновение стабильного налогового отношения. Стабильность этого отношения определяется тем, что налог устанавливается не индивидуальным, а нормативным правовым актом, и в случае, если конкретный субъект обладает соответствующим объектом, он становится носителем налогового обязательства, которое будет существовать столько, сколько будет существовать этот субъект и принадлежащий ему объект обложения.

Функция налога есть проявление его сущности в действии с учетом того, что сам налог есть порождение государства. Функции налога задаются и определяются государством, с учетом того, что налог должен вписываться в систему экономических отношений.

Функция налога – это установленное государством направление действия налога, определяемое потребностями государства и возможностями экономики.

Налоги выполняют следующие функции:

1)     фискальную (бюджетную);

2)     распределительную (социальную);

3)     регулирующую, которая в свою очередь подразделяется на три подфункции:

а) стимулирующую:

б) дестимулирующую (сдерживающую);

в) воспроизводственную;

4) контрольную;

5) поощрительную.

Основной функцией налога является фискальная. Под фискальной функцией понимается такое направление его действия, которое обеспечивает получение государством необходимых ему денежных средств. При реализации данной функции налог выступает в качестве инструмента перераспределения денежных средств в пользу государства. Данная функция является для налога наиболее естественной, так как добывание государству денежных средств, без которых оно не может существовать, является главным назначением налога.

Сущность налога – это обеспечение государства денежными средствами. Поэтому  фискальная функция есть прямое проявление этой сущности. При этом само возникновение и наличие налогов обусловлено объективной потребностью государства в денежных средствах, так как без них оно существовать не в состоянии. Само же  существование государства обусловлено объективной потребностью в нем общества. Фискальная функция по своему содержанию также является экономической функцией – именно посредством этой функции осуществляется распределение и перераспределение валового (совокупного) общественного продукта, что безусловно является экономическим процессом.

Регулирующее воздействие налога осуществляется либо непосредственно через фискальную функцию налога (например, путем увеличения или уменьшения налоговых ставок, т.е. посредством увеличения или уменьшения суммы денежных средств, изымаемых государством в свой доход), либо через косвенное функционирование  самого налога (например, путем освобождения от его уплаты определенных категорий товаропроизводителей или неустановления налога в определенных сферах жизни).

Стимулирующая подфункция реализуется либо путем полного освобождения определенных субъектов от налогов, либо путем уменьшения для них размеров (ставок) действующих налогов или предоставления им иных налоговых льгот.

Дестимулирующая или сдерживающая подфункция реализуется либо путем введения специального налога на какие-либо виды производства или деятельности с целью их подавления, либо путем установления повышенных ставок налога для каких-либо категорий налогоплательщиков.

Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: за пользование природными ресурсами, в дорожные фонды, на производство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан