Налоговая система Республики Казахстан: этапы становления, современное состояние и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:28, реферат

Краткое описание

Реформирование налоговой системы и национальной системы бухгалтерского учета Казахстана начаты почти одновременно с введением Законов" О бухгалтерском учете", "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" и продолжаются с введением Налогового Кодекса (01.02.2002). Эти законодательные акты разработаны с помощью экспертов из стран с развитыми рыночными отношениями и учитывают накопленный положительный опыт.

Оглавление

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Понятие и принципы налоговой системы Республики Казахстан
Становление налоговой системы Республики Казахстан

Глава II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Глава III. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Проблемы налоговой системы Республики Казахстан
3.2. Пути совершенствования системы налогообложения Республики Казахстан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

Налоговая система Республики Казахстан: этапы  становления, современное состояние  и пути совершенствования 

План:

 

              Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 

    1. Понятие и  принципы налоговой системы Республики Казахстан
    2. Становление налоговой системы Республики Казахстан
 

    Глава II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН  

    Глава III. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 

    3.1. Проблемы налоговой системы Республики Казахстан

    3.2. Пути совершенствования  системы налогообложения Республики Казахстан 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    План:

    Реформирование  налоговой системы и национальной системы бухгалтерского учета Казахстана начаты почти одновременно с введением  Законов" О бухгалтерском учете", "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" и продолжаются с введением Налогового Кодекса (01.02.2002). Эти законодательные акты разработаны с помощью экспертов из стран с развитыми рыночными отношениями и учитывают накопленный положительный опыт. 
    В результате проводимой реформы бухгалтерского учета произошли коренные изменения. Разработаны, внедрены Казахстанские стандарты (СБУ) и Генеральный план счетов бухгалтерского учета, приближенные к международному опыту. Ведется широкомасштабная подготовка и переподготовка учетных работников, пригодных работать по-новому. Все эти поистине революционные преобразования национальной системы учета идут параллельно реформам налоговой системы Казахстана. 
    Основной результат реформирования налоговой системы – это  введение нового вида учета: Налоговый учет, который ведется самостоятельно, имеет свой предмет и методы осуществления. Налоговый учет - это не просто участок учета, регулирующий расчеты налогоплательщиков по платежам в бюджет, а это самостоятельный вид учета, являющийся разновидностью бухгалтерского учета и занимающий в системе национального бухгалтерского учета свое определенное место и назначение. 
    Теория и практика налогового учета пока находятся на стадии разработки. В развитие этого, разработанный нами материал - учебное пособие - является попыткой теоретического обобщения и разработки практических рекомендаций по организации налогового учета, как у налогоплательщиков, так и в налоговых органах.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 
 
 
 
 

    1. Понятие и принципы налоговой  системы Республики Казахстан

Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает собственной  финансовой базой, проще говоря, имеет  деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функции. 
Между тем, деньги являются продуктом сферы материального производства к которому государственная деятельность, будучи по своей природе разновидностью управленческой деятельности, не относится. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, рассматриваемого в отдельности, как и деятельность всего государственного аппарата в целом, имея бесспорно общественно-полезный характер, не создают того продукта, выразителем стоимости которого выступают деньги. 
В силу этого государство вынуждено искать их где-то на стороне. 
Добывание государством денег составляет содержание такого элемента по финансовой деятельности, который принято именовать "мобилизация денежных средств, необходимых для обеспечения функционирования государства и создание денежных фондов государства". 
Добывает себе государство денежные средства различными способами: 
- в одних случаях оно использует метод, основанный на добровольной передаче денег от их собственника (владельца) государству, в качестве классического примера которого выступают государственные займы (как внутренние, так и внешние); 
- в других случаях добывание денег происходит путем их принудительного изъятия, где не менее классическим примерам выступают налоги.

Налоги  являются основным источником существования  государства и финансирования его  деятельности. Для этого государство  формирует свою налоговую систему, которая включает в себя совокупность налогов различного вида. 
При этом по каждому налогу определяются его плательщик, объект налогообложения, ставки, порядок уплаты и льготы. Формируется также налоговая структура – система специализированных налоговых органов, наделенных мощными властными полномочиями (особенно в части осуществления налогового контроля). 
Главной задачей налоговых органов является обеспечение полного и своевременного поступления налоговых поступлений в бюджет, а также выполнения других финансовых обязательств перед государством в размерах и сроки, установленные налоговым законодательством. 
Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер. 
Сбор – это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги  налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, Сбор может быть безадресным платежом  с определенного вида или за право осуществления такой деятельности. 
Пошлина – это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу. Государственная пошлина подразделяется на томоженно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый   таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошлина – это денежная плата,  взимаемая с  физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение. 
Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов  хозяйствования, граждан, которая аккумулируется  государством  для осуществления своих функций и задач. 
Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства. 
Налоговые системы могут представлять довольно сложную модель, поскольку существуют множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот. 
Классификация налогов,  функции налогов, характерные черты, отличительные признаки налогов и др. вопросы налогообложения широко и подробно раскрываются в курсе «Налоги и налогообложение». Поэтому мы на них не останавливаемся.  
Впервые принципы налогообложения были разработаны классиком английской экономической теории Адамом Смитом.   Впоследствии эти принципы получили название "классических": 
1. Подданные государства  должны платить налоги соразмерно полученным доходам – принцип равномерности (справедливости).  
2. Налоги должны взиматься в то время и тем способом, которые наиболее удобны для налогоплательщиков – принцип удобности. 
3. Сроки и порядок уплаты налогов  должны быть заранее определены – принцип определенности.  
4. Издержки по взиманию налогов должны быть минимальными – принцип экономичности. 
Требования для создания оптимальной налоговой системы: 
- Распределение налогового бремени должно быть равным, или, иными словами, 'каждый должен вносить свою справедливую долю в государственные доходы; 
-  По возможности, налоги не должны оказывать влияния на принятие различными лицами - экономических решений, или такое влияние должно быть минимальным (принцип нейтральности налогообложения); 
-  При использовании налоговой политики для достижения  социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения; 
- Налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны; 
- Налоговое законодательство не должно допускать произвольного толкования и быть понятной налогоплательщикам; 
- Административные издержки но управлению налогами и соблюдение налогового законодательства должны быть минимальными. 
Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки и качества налоговой системой страны. Разные цели, которые преследует налоговая политика, необязательно согласуются друг с другом, и в тех случаях , когда возникают противоречия между ними, необходимо добиваться временного компромисса. Так,  принцип равенства требует усложнения административной системы и ведет к нарушению принципа нейтральности, а регулирующая функция налогов может нарушить принцип равенства и справедливости и т.д. 
Анализ и оценка нормативных, законодательствах и научно – методических источников выделяют пять желательных характеристик любой налоговой системы: 
1.Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным  распределением ресурсов;  
2. Административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении. 
3. Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия.  
4. Политическая ответственность: налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения. 
5. Справедливость: налоговая система должна быть справедливой в подходе к различным индивидуумам. 
- горизонтальное равенство; 
- вертикальное равенство: 
подход с точки зрения получаемой выгоды. 
Основные факторы, влияющие на  налоговую систему: 
1. Социально - экономическое развитие республики и регионов. 
2. Развитие финансовой системы в республике. 
3. Использование новых финансовых инструментов для регулирования экономики.
 

    1. Становление налоговой системы Республики Казахстан
 
 
 

    Налоговая система Республики Казахстан находится  в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование  налогообложения в своем развитии  прошли З этапа: 
    Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года). В республике функционировали более 40 видов налогов: 
    1. Общегосударственные налоги; 
    2. Общеобязательные местные налоги; 
    3. Местные налоги. 
    Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год). В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменений и дополнений в Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Затем количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов. 
    Третий этап налоговой реформы (2000 – 2002 г.г) 
    Основной  задачей  третьего  этапа  является  усиление  правовых  аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщикам. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. Нa этом этапе существовало 17 видов основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые требовали совершенствования и оптимизации.  Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства. С 1 января 2002 года с вводом  в действие Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый Кодекс), который был принят 12 июня 2001 года №209-11. Начат 4-ый этап : Структура  Налогового Кодекса состоит из трех больших частей: 
    1. Общая; 
    2. Особенная; 
    3. Налоговое администрирование.  
    Общая часть - это «конституция» налогового законодательства.   В ней четко определены принципы формирования налогового законодательства, введены жесткие правила,  в соответствии с которыми любые изменения в законодательстве могут допускаться только с принятием бюджета, а вводиться в действие - с началом календарного года.  
    Что же касается Особенной части, то необходимо отметить, прежде всего, тот факт, что государство является сторонником стабильности, и преемственности действующего налогового законодательства в части методики и базы налогообложения. В части налогового администрирования определяются процессуальные вопросы.  
    Многие аспекты Гражданского Кодекса, его особенной части, других законов, регулирующих отдельные сферы хозяйственной жизни нашего общества, в ближайшие 2-3 года не могут не перетереть существенных изменений. Это, несомненно, найдет отражение и в процессуальных взаимоотношениях между налогоплательщиками и государством, особенно в процессе апелляции. 
    Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет (введенных  в действие с 01.01.2002 года) 
    Налоги. 
    1. Корпоративный подоходный налог. 
    4. Индивидуальный подоходный налог. 
    5. Налог на добавленную стоимость. 
    6. Акцизы. 
    7. Налоги и специальные платежи недропользователей. 
    8. Социальный налог. 
    9. Земельный налог. 
    10. Налог на транспортные средства. 
    11. Налог на имущество. 
    Сборы 
    1. Сбор за  государственную регистрацию юридических лиц. 
    2. Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 
    3. Сбор   за   государственную   регистрацию   радиоэлектронных   средств   и высокочастотных устройств. 
    4. Сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов. 
    5. Сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов. 
    6. Сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов. 
    7. Сбор за государственную регистрацию лекарственных средств. 
    8. Сбор за проезд автотранспортных средств но территории Республики Казахстан. 
    9. Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей. 
    10. Сбор с аукционов. 
    11. Гербовый сбор. 
    12. Лицензионный сбор. 
    13. Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям. 
    Платы 
    1. Плата за пользование земельными участками. 
    2. Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников. 
    3. Плата за загрязнение окружающей среды. 
    4. Плата за пользование животным миром. 
    5. Плата за лесные пользования. 
    6. Плата за использование особо охраняемых природных территорий.

    7. Плата  за использование радиочастотного  спектра. 
    8. Плата за пользование судоходными водными путями. 
    9. Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы. 
    Государственная пошлина 
    1. Государственная пошлина с подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений (жалоб) но делам особого производства, с кассационных жалоб, а также за выдачу судом копий (дубликатов) документов. 
    2. Государственная пошлина за совершение нотариальных действий, а также за выдачу копий (дубликатов) нотариально удостоверенных документов. 
    3. Государственная пошлина за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу гражданам повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и свидетельств в связи с изменением, дополнением и восстановлением записей актов гражданского состояния. 
    4. Государственная пошлина за оформление документов на право выезда за границу и приглашение в Республику Казахстан лиц из других государств, а также за внесение изменений в эти документы. 
    5. Государственная пошлина за выдачу визы к паспортам иностранцев или заменяющим им документам на право выезда из Республики Казахстан и въезда в Республику Казахстан. 
    6. Государственная пошлина за оформление документов о приобретение гражданство Республики Казахстан, восстановление гражданство Республики Казахстан и прекращение гражданство Республики Казахстан. 
    7. Государственная пошлина за регистрацию место жительства. 
    8. Государственная пошлина за выдачу разрешений на право охоты. 
    9. Государственная пошлина за выдачу паспортов и удостоверений личности граждан Республики Казахстан. 
    10. Государственная пошлина за выдачу разрешений на хранение или храпение и ношение, транспортировку, ввоз на территорию Республики Казахстан и вывоз из Республики Казахстан оружия и патронов к нему.  
    1 1. Государственная пошлина за регистрацию и перерегистрацию гражданского оружие (за исключением холодною охотничьего, пневматическою и газовых аэрозольных устройств) 
    Таможенные платежи  
    1. Таможенная пошлина. 
    2. Таможенные сборы. 
    3. Плата. 
    4. Сборы. 
    Современная налоговая система РК характеризуется следующими признаками: 
    -  базируется на основе Кодекса, а не на подзаконных актах; 
    -  построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей. За всеми налоговыми платежами осуществляется единый контроль со стороны Министерства Государственных доходов и его подразделений; 
    - предъявляет налогоплательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия исполнения налоговых отчислении с доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочивания льгот и механизма их предоставления, а также невмешательство в процесс использования средств, остающихся после уплаты налогов; 
    - обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени  между отдельными категориями плательщиков, усиливает правовую защиту их интересов; 
    -  предусматривается четкая последовательность уплаты налогов и налоговый календарь. 
    Налоговая система Казахстана была создана без соответствующей теоретической концепции и практического опыта и имеет ряд недостатков: 
    - фискальный подход к налогообложению, т.e. при решении вопросов о введении тex или иных налогов, в первую очередь, рассматривается их возможность пополнять бюджет и игнорируется регулирующая функция налогов; 
    - нестабильность налогового законодательства; 
    - высокий уровень налогообложения юридических лиц; 
    Несмотря на указанные недостатки, налоговая система имеет следующие позитивные стороны: 
    - устанавливает единые правила налогообложения независимо or организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц; 
    - несмотря на сложные условия формирования в основном отвечает требованиям рыночных отношений; 
    - построенная с учетом зарубежного опыта,   дает возможность Казахстану присоединиться к мировому рынку и включиться в международные экономические связи. 
    Как известно, налоговая система строится в зависимости от выбранного объекта обложения доходов или расходов.   Для промышленно развитых государств с устоявшейся   рыночной  экономикой   характерно   применение   модели   с преимущественным использованием дохода в качестве объекта обложения. Государства с переходной рыночной экономикой слабым налоговым аппаратом используют в качестве объектов обложения - расходы. 
    Современная налоговая система Республики Казахстан в настоящий период действительно способствует регулированию экономических процессов. В то же время необходимость соответствия условиям сегодняшнего дня требует от нее постоянного совершенствования и модернизации. В этом смысле самым перспективным видится разработка  и пременение системы льгот и скидок: во-первых – для стимулирования отечественных производителей; во вторых - для сбалансированности бюджетной и внебюджетной сфер. В целом, это обеспечивает расширение налоговой базы и соответственно, увеличение налоговых поступлений в бюджет.
     
     

    III.ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан: этапы становления, современное состояние и пути совершенствования