Налоговая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение таких вопросов как:
1. Понятие налога, его элементы, виды и функции;
2. Налогообложение и налоговая деятельность государства;
3. Налоговая система РК и ее особенности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I.
Понятие налога, его элементы, виды и функции.
1.1. Налоги как экономическая категория и их экономическая
Сущность………………………………………………………………….....5
1.2. Основные виды налогов……………………………………………......10
1.3. Элементы налога и их характеристика……………………………......15

Глава II.
Налогообложение и налоговая деятельность государства.
2.1. Понятие налогообложения и налоговая деятельность
Государства……………………………………………………………….....20
2.2. Методы налогообложения……………………………………………...22
2.3. Принципы налогообложения…………………………………………...24

Глава III.
Налоговая система Республики Казахстан и ее особенности.
3.1. Основные направления в реформе налоговой системы Республики Казахстан……………………………………………………………………..28
3.2. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения
Республики Казахстан……………………………………………………….30

Заключение………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Контрольная функция реализуется через налоговый контроль. Налоговый контроль – это проверка соблюдения участниками налоговых правоотношений своих обязанностей, установленных актами налогового законодательства. Контрольная функция носит вспомогательный и служебный характер по отношению к основной  функции налогов – распределительной (фискальной). Посредством контрольной функции налогов осуществляется контроль за полной и своевременной уплатой налога и исполнением субъектами налоговых отношений других обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством.

Поощрительная функция предусматривает освобождение определенных категорий граждан от налогов или предоставлении им определенных налоговых льгот в знак признания их особых заслуг перед государством и обществом (например, льгот участникам Великой Отечественной войны, лицам, имеющим звание «Халық Каһарманы» и др.)

Содержанием распределительной функции налогов, которая именуется специфическим для налогообложения термином «фискальная», является распределение и перераспределение совокупного (валового) общественного продукта в пользу государства путем принудительного изъятия денежных средств у плательщиков налогов. Данная функция налога обладает свойством экономического регулирования, что позволяет государству использовать налог не только в целях получения дохода, но в качестве инструментария воздействия на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе.

 

1.2. Основные виды налогов

Прямые или косвенные

Прямой налог – это налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т.е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его преимущества. Примером таких налогов выступает подоходный налог, в результате уплаты которого налогоплательщик лишается части своего дохода.

Косвенный налог (его еще называют адвалорным) – это налог, где субъект налога перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее фактическим плательщиком данного налога (носителем налога). Суть косвенных налогов заключается в том, что государство обязывает лицо, реализующего товар (работы, услуги), уплатить определенную сумму с этой реализации, включив эту сумму в цену товара (работ, услуг). В результате получается, что хотя юридическим плательщиком этих налогов и выступает продавец товара (работ, услуг), в конечном итоге они (налоги) оплачиваются покупателем товара.

Косвенные налоги обычно подразделяются на следующие виды: 1) универсальные косвенные налоги; 2) индивидуальные косвенные налоги; 3) фискальные монополии.

Универсальным косвенным налогом облагаются все товары, работы, услуги, за исключением некоторых, которые  относятся к числу льготируемых. Классическими примерами таких налогов выступают налог с оборота, налог с покупок, налог с продаж и налог на добавленную стоимость.

Индивидуальным косвенным налогом облагаются лишь отдельные виды товаров. Такой налог обычно именуют акцизом. Вплоть до XX века акцизами облагались товары повседневного спроса (хлеб, соль, мука, спички, керосин и т.п.) В настоящее время акцизами обычно облагаются предметы роскоши и товары, хотя и пользующиеся повышенным спросом, но относящиеся к разряду «социально вредных» (спиртные напитки, табачные изделия, пиво).

Фискальные монопольные налоги – это косвенные налоги на товары, производство которых (или по крайнем мере реализация) монополизировано государством. Цены на такие товары устанавливаются государством. Если государством монополизированы и производство и реализация, то налогом выступает вся выручка от реализации данного товара за минусом торговых издержек.

Реальные и личные налоги

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные.

Реальные налоги – это налоги на имущество.

К реальным налогам относятся, например, налог на имущество, на транспортные средства, земельный налог. Суть реальных налогов как раз и заключается в том, что они не связаны  с доходами налогоплательщика. При реальных налогах (например, налоге на строения) государство вообще не интересует вопрос, откуда налогоплательщик возьмет деньги для уплаты налога. Вещь, обозначенная государством в качестве предмета налога, выступает лишь в качестве предлога для взимания налога.

Личные налоги – это налоги на доходы (прибыль) налогоплательщика. К личным налогам относятся в Казахстане, например, корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на сверхприбыль, взимаемый в системе налогов с недропользователей, социальный налог. Личные налоги в отличие от реальных позволяют учитывать фактическую платежеспособность налогоплательщика, так как источником уплаты налога выступают полученные им деньги. Такие налоги более адекватны объективным критериям распределения совокупного общественного продукта. Личные налоги дают более ясный сигнал и государству, как субъекту, устанавливающему и взимающему налоги, и обществу, как коллективному налогоплательщику, что в налогообложении допущен какой-то перекос, что оно становится избыточным и начинает приносить вред экономике.

Натуральные и денежные налоги

В зависимости от формы налога они подразделяются на натуральные и денежные.

При натуральном налоге он уплачивается вещами, определяемыми родовыми признаками. Обычно – это часть собранного урожая, добытой продукции. Так, во Вьетнаме и Лаосе сельскохозяйственный налог выплачивается рисом. В некоторых странах в качестве натуральной формы уплаты налога рассматривают долю добытой продукции (углеводородов), передаваемую недропользователем государству в соответствии с соглашением (контрактом) о разделе продукции.

Налоговый кодекс Республики Казахстан определяет налоги как денежные платежи, что исключает натуральные налоги.

Денежные налоги (независимо от объекта и предмета налога) выплачиваются деньгами. В настоящее время это преимущественная форма налога. Экономическая наука рассматривает налоговые отношения как разновидность денежных отношений, а от натуральных налогов предлагает абстрагироваться как от временной и случайной формы налогообложения, не характерной для настоящего времени.

Налоги с юридических лиц и граждан

В зависимости от своего субъекта налоги подразделяются на следующие виды.

Налоги с юридических лиц (организации) (по западной терминологии – корпоративные налоги). В Казахстане к ним в настоящее время относятся корпоративный подоходный налог, налог на имущество юридических лиц.

Налоги с физических лиц (граждан) (по западной терминологии – индивидуальные налоги).

Смешанные налоги, которые  уплачивают как юридические, так и физические лица. Последние при этом могут выступать в качестве индивидуальных предпринимателей.

Общегосударственные и местные налоги

В зависимости от территориального уровня налоги обычно подразделяются на общегосударственные и местные. Критерии, в силу которых налоги подразделяются на общегосударственные и местные, могут быть в разных странах различными. Обычно это определяется четырьмя факторами: 1) кем установлен налог (центральным или местным органом); 2) каким органом (центральным или местным), данный налог вводится и кем определяется условия налогообложения; 3) за каким бюджетом (центральным или местным) закреплен данный налог: общегосударственные налоги закреплены за общегосударственными денежными фондами, местные налоги закреплены за общегосударственными денежными фондами, местные налоги – соответственно за местными; 4) доходом, какого бюджета (центрального или местного) является данный налог.

За республиканским бюджетом закреплены: а) корпоративный подоходный налог с юридических лиц; б) налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (за некоторым исключением); в) акцизы по некоторым видам товаров; г) налог на сверхприбыль.

За местными бюджетами Республики Казахстан закреплены следующие виды налогов: а) налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги лицами, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории города Астаны в размере 50%; б) акцизы по некоторым видам товаров; в) индивидуальный подоходный налог; г) социальный налог; д) налог на имущество юридических и физических лиц; е) земельный налог; е) земельный налог; ж) единый земельный налог; з) налог на транспортные средства.

Общие и целевые налоги

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения (абстрактные налоги), будучи зачисленными в бюджет, растворяются там в массе других бюджетных доходов и расходуется при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий. Примером целевого налога выступает социальный налог.

Окладные и неокладные налоги

По субъекту исчисления и способу уплаты налогов они подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах его сумма (так называемой «оклад налога») устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом и обязанность уплаты налога возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового уведомления) с указанием исчисленной суммы налога, налоговой базы и сроков уплаты налога. К числу таких налогов относится, например, земельный налог и налог со строений, взимаемый с граждан.

Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты.

Активные и пассивные налоги.

В зависимости от оснований возникновения налоговой базы и источника выплаты налоги подразделяются на активные и пассивные.

Активные налоги характеризуются тем, что их объект, предмет, налоговая база и источник выплаты формируются в результате текущей хозяйственной и производственной деятельности налогоплательщика. К активным налогам относятся все виды косвенных налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы), где облагается в той или иной форме выручка, полученная налогоплательщиком в результате реализации товара (работ и услуг). Эта группа налогов именуется активными, поскольку они сориентированы на результаты активной деятельности налогоплательщика. Если он не будет действовать, то не возникнет самого налогового обязательства в виду отсутствия объекта и предмета налога как основных его элементов.

В отличии от этого при пассивных налогах  объект и предмет налога не связан с поведением или деятельностью налогоплательщика. Как следствие, налог не увязывается с получением в результате деятельности налогоплательщика выручки, дохода, прибыли и т.п. Источник уплаты налога не увязан ни с объектом и предметом налогообложения, ни с налоговой базы. Откуда налогоплательщик возьмет деньги для уплаты налога – государство это не интересует и является собственной заботой этого налогоплательщика.

 

1.3. Элементы налога и их характеристика.

Элементы налога – это регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие условия его применения.

Основными элементами налога считаются те, отсутствие или неопределенность которых, делают налог неустановленным.

К числу дополнительных (факультативных) элементов обычно относят налоговые льготы, которые могут быть предусмотрены, но могут и отсутствовать. Наличие и отсутствие налоговых льгот не ставить под сомнение само установление налога, который будет применяться независимо от этого факта.

Специфические элементы налога могут быть свойственны каким-то конкретным видам налогов.

Субъект налога – это лицо, обязанное платить налог. Налоговый кодекс именует субъекта налога плательщиком.

Правовой статус субъекта налога обычно зависит от того, кем он является: 1) юридическим или физическим лицом; 2) резидентом или нерезидентом.

При решении вопроса о признании лица субъектом налога используются различные принципы: принцип личного закона, принцип территориального закона (принцип территориальности), принцип резидентства.

В соответствии с принципом личного закона к уплате налогов привлекаются лишь национальные юридические лица и граждане данного государства. Иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории страны налогообложения, а также иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в этой стране, к уплате налогов не привлекаются.

Согласно принципу территориального закона определяющими для налога выступают  не столько свойства лица, а сколько объекты налога – к его уплате привлекаются все лица, имеющие объект, облагаемый налогом в соответствии с законодательством страны налогообложения.

В соответствии с принципом резидентства налогоплательщики подразделяются на резидентов, т.е. лиц, имеющих постоянное или сравнительно длительное местопребывание в стране налогообложения, и нерезидентов, чье пребывание в стране налогообложения носит кратковременный или разовый характер, либо вообще не находящихся в стране налогообложения, но имеющих на территории данной страны объект, подлежащий налогообложению. 

Объект налога – это юридический факт, с которым закон обуславливает возникновение налогового обязательства.

Предметом налога выступает материальным выражением объекта налога. Предметом налога на доходы физических лиц выступает сумма дохода, полученная налогоплательщиком, объектом налога – право собственности на те денежные средства, которые выражают этот доход. Предметом налога на добавленную стоимость выступит сама добавленная стоимость, объектом налога – факт реализации товара (работ, услуг).

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан