Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение таких вопросов как:
1. Понятие налога, его элементы, виды и функции;
2. Налогообложение и налоговая деятельность государства;
3. Налоговая система РК и ее особенности.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I.
Понятие налога, его элементы, виды и функции.
1.1. Налоги как экономическая категория и их экономическая
Сущность………………………………………………………………….....5
1.2. Основные виды налогов……………………………………………......10
1.3. Элементы налога и их характеристика……………………………......15
Глава II.
Налогообложение и налоговая деятельность государства.
2.1. Понятие налогообложения и налоговая деятельность
Государства……………………………………………………………….....20
2.2. Методы налогообложения……………………………………………...22
2.3. Принципы налогообложения…………………………………………...24
Глава III.
Налоговая система Республики Казахстан и ее особенности.
3.1. Основные направления в реформе налоговой системы Республики Казахстан……………………………………………………………………..28
3.2. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения
Республики Казахстан……………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………...37
Масштаб налога – это установленные законом параметры измерения предмета налога. Масштаб налога определяется через стоимостные и физические показатели предмета налога. Доля масштаба выражается в единицах налогообложения. Например, при налогообложении строения мы будем иметь «объемный масштаб», где единицей обложения выступит кубический метр. Количество единиц обложения в предмете налога выразит показатель, именуемый «налоговая база».
Налоговая база – количественная характеристика предмета налога, выраженная в единицах обложения, установленных для данного вида налога.
Основными методами определения налоговой базы являются: 1) прямой способ; 2) способ «по аналогии»; 3) косвенный способ; 4) условный; 5) паушальный способ.
Прямой способ означает измерение налоговый базы на основе объективно существующих и документально подтвержденных показателей.
Способ «по аналогии» заключается в измерении налоговой базы путем сравнения предмета налога с аналогичным. Например, при невозможности определить количество (балл бонитета) земельного участка, занимаемых налогоплательщиками, качество земельного налога определяется исходя из балла бонитета смежно-расположенных земель.
Косвенный способ заключается в определении налоговой базы на основе косвенных признаков. Например, доход лица определяется исходя из его расходов.
Условный способ заключается в определении налоговой базы исходя из некоторой условной или предполагаемой величины. Например, сумма дохода в целях налогообложения может определяться не из цены фактической реализации, а исходя из средней рыночной цены.
Паушальный способ заключается в определении налоговой базы независимо от ее реального размера. Например, уплата подоходного налога индивидуальными предпринимателями может производится путем приобретения патента, где фактический размер дохода от предпринимательской деятельности не принимается во внимание и где налог уплачивается еще до того, как налоговая база сформировалась, т.е. тогда, когда доход еще не получен и даже неизвестно, будет ли он вообще получен.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
По способу определения суммы налога ставки налога подразделяются на: равные, твердые, процентные. Равные ставки - ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Твердые ставки – ставки, когда на каждую единицу налогообложения установлен зафиксированный размер налога. Процентные ставки – ставки, когда размер налога выражен в процентах от стоимостной величины налоговой базы.
Под налоговым периодом понимается период времени, по истечении которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего к уплате.
Порядок исчисления налога представляет собой совокупность действия соответствующего лица по определению суммы налога, подлежащего к уплате.
Порядок уплаты налога – это установленные налогом законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству.
Налоговые льготы – это освобождение налогоплательщика от налогового бремени или уменьшения его тяжести по сравнению с обычным режимом налогообложения. Налоговые льготы могут предоставляться в социальных целях либо при использовании налога в качестве метода экономического регулирования. Налоговые льготы могут касаться любого элемента налога. В связи с этим льготы классифицируются следующим образом:
1) льготы по субъекту налога. Например, от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются военнослужащие срочной службы;
2) льготы по объекту налога. Например, от уплаты налога на транспортные средства освобождаются специализированные транспортные средства;
3) льготы на налоговой базе. Например, по индивидуальному подоходному налогу в налоговую базу не включаются доходы от операций с государственными ценными бумагами;
4) льготы по ставке налога. Например, при общей ставке по корпоративному налогу в 30% налогоплательщики, для которых земля является основным средством производства, уплачивают налог по ставке 10%.
5) льготы по налоговому периоду. Например, если обычный налоговый период по налогу на добавленную стоимость составляет календарный месяц, то для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции налоговый период устанавливается в один год;
6) льготы по порядку исчисления налога. Например, определенные субъекты малого бизнеса осуществляют свои взаимоотношения с налоговыми органами на основе упрощенной декларации;
7) льготы по порядку уплаты налога. Например, определенные категории субъектов малого бизнеса производят уплату налога на основе разового талона или патента.
Глава 2.
Налогообложение и налоговая деятельность государства.
2.1. Понятие налогообложения и налоговая деятельность государства.
Налогообложение – это деятельность государства по установлению и взиманию налогов.
Налогообложение составляет сердцевину налоговой деятельности государства.
Целью налогообложения выступает удовлетворение потребностей государства в денежных средствах. Об удовлетворении через налогообложение общественных потребностей (потребностей общества) можно говорить лишь опосредованно – через деятельность государства.
Налоговая деятельность государства является одним из направлений его финансовой деятельности и связана с таким направлением последней, как добывание государством денежных средств, необходимых для своего существования и обеспечения своего функционирования. Государство добывает себе денежные средства не только посредством налогов – имеются еще много и других способов. Тем не менее налоги являются либо основным, либо одним из основных источников финансирования государства.
Налоговая деятельность – это деятельность государства по организации налогообложения и обеспечению его осуществления.
Таким образом, понятие «налоговая деятельность» связано с понятием «налогообложение». Отличие между ними заключается в том, что понятие «налоговая деятельность» шире понятия «налогообложение», поскольку включает в себя не только установление, введение и взимание налогов, что свойственно налогообложению, но и деятельность по формированию налогосборочного аппарата и обеспечению его функционирования.
Налоговая деятельность государства включает в себя, несколько компонентов состоит из нескольких направлений, а именно:
1) формирование налоговой системы государства путем установления и введения налогов и их взаимного согласования;
2) определение компетенции органов государственной власти в области налогообложения и распределения их полномочий в данной сфере;
3) формирование системы специализированных налоговых органов государства (формирование налоговой администрации) и обеспечение их надлежащего функционирования;
4) организация и осуществление налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, исполнением налоговых обязательств, а также исполнением других обязанностей, предусмотренных этим законодательством;
5) осуществление сбора налогов как путем их принудительного взимания, так и путем их самостоятельной уплаты налогоплательщиками; принудительное взыскание недоимок и пени, начисленных за просрочку уплаты налогов;
6) поддерживание режима соблюдения законности в сфере налогообложения, включая установление юридической ответственности за нарушение налогового законодательства и привлечения к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.
Налоговая деятельность осуществляется посредством определенных методов.
Под методами налоговой деятельности понимаются те конкретные приемы и способы, посредством которых государство организует и осуществляет налогообложение.
Основными методами налоговой деятельности являются: 1) установление и введение налогов; 2) ведение учета налогоплательщиков; 3) ведение учета объектов обложения по окладным видам налогов; 4) взимание окладных видов налогов; 5) организация удерживания налогов у источника выплаты дохода; 6) установление для определенных категорий налогоплательщиков налоговой отчетности; 7) осуществление контроля за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а налоговыми агентами, сборщиками налогов, банками и другими лицами, связанными с налогообложением, - своих обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством; 8) принятие мер по обеспечению исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а иными лицами, связанными с налогообложением, - своих налоговых обязанностей; 9) организация налоговой службы государства (системы налоговых органов); 10) установление юридической ответственности за нарушения налогового законодательства (за совершение налоговых правонарушений); 11) привлечение лиц, виновных в нарушении налогового законодательства, к установленной ответственности.
2.2. Методы налогообложения.
Методы налогообложения – это способы построения налоговых ставков в их соотношении с налоговой базой.
Методы налогообложения определяются видами применяемых ставок налога. В зависимости от метода налогообложения оно подразделяется на следующие виды: 1) равное; 2) пропорциональное; 3) прогрессивное; 4) регрессивное.
Равное налогообложение характеризуется взиманием с каждого налогоплательщика налога в сумме, что обусловлено использованием налоговой ставки в твердом размере, равном для всех налогоплательщиком.
Этот метод не учитывает ни имущественного положения, ни размера дохода налогоплательщика. Исключение может составлять применение различных ставок применительно «душ» мужского и женского пола, а также в зависимости от звания и чина. Классическим примером налогообложения выступает подушное (поголовное) налогообложение. При данном налогообложении предмет налога, налоговая база и единица налога совпадают и выражена самим человеком. Совпадают также сумма налога (налоговый оклад) и налоговая ставка, которая выражена в твердой денежной сумме. В качестве окладной единицы и плательщика налога может выступать двор, где налог приобретает характер подворной подати. Организовать учет дворов всегда гораздо легче, поскольку они выражены недвижимостью. В настоящее время подушное налогообложение, как экономически неэффективное и не отвечающее принципу справедливости налогообложения, практически не применяется. Тем не менее оно существует, например, в такой сверхцивилизованной стране, как Япония, в виде налога на жителей, равному 3200 иен в год.
При пропорциональном налогообложении каждый налогоплательщик платит налог по одинаковой ставке, выраженной в процентах или доле налогооблагаемой базе. Например, ставка корпоративного подоходного налога в Казахстане равняется 30 процентам. Это обозначает, что все налогоплательщики должны отдать государству в форме налога денежные средства в размере, соответствующем 30 процентам налогооблагаемого дохода. Следовательно, сумма налога будет зависеть от размера налогооблагаемого дохода: чем выше доход – тем больше сумма налога. Но при этом сам размер налога, уплачиваемого каждым налогоплательщиком (30 % от налогооблагаемого дохода), является равным. Так, если у одного налогоплательщика налогооблагаемый доход составляет 100 тыс. тенге, а у второго – 200 тыс., то первый уплатит налог в сумме 30 тыс. тенге, а второй – в сумме 60 тыс. тенге (т.е. вдвое больше чем первый), однако размер налогового изъятия у каждого налогоплательщика будет одинаковым – 30 процентов от налогооблагаемого дохода. Смысл пропорционального налогообложения заключается в том, чтобы каждый налогоплательщик нес налоговое бремя в одинаковой (равной) доле.
При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы растет и ставка налога. Здесь сумма налога будет зависеть не только от размера налогооблагаемого дохода, но и от определяемой этим доходом ставки налогообложения. Теоретической основой прогрессивного налогообложения выступает категория дискреционного дохода, т.е. дохода, используемого по свому усмотрению. Дискреционный доход – это доход, превышающий тот размер денежных средств, которые нужны субъекту для удовлетворения жизненно необходимых потребностей. С ростом общего дохода доля жизненно необходимых затрат в этом доходе уменьшается, доля же дискреционного дохода, используемого по собственному усмотрению, напротив, возрастает. Именно дискреционный, а не общий доход определяет истинную налоговую платежеспособность лица.
При регрессивном налогообложении налоговая ставка уменьшается по размере возрастания налоговой базы. Например, при переходе в 10 тыс. денежных единиц размер налога составляет 10 процентов, а при доходе 100 тыс. – 5 %. При таком подходе бедные несут налоговое бремя в размере большем, чем богатые, хотя сама сумма уплаченного ими налога в абсолютном выражении будет выше (в нашем примере бедный заплатит 1 тыс., а богатый – 5 тыс.). В экономическом смысле регрессивными являются косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж). Сами налогоплательщики, в качестве которых вступают продавцы товаров (работ, услуг), платят такие налоги по одинаковым ставкам (процентным или твердым). Но поскольку сумма налога в виде фискальной надбавки закладывается в цену товара, увеличивая эту цену, то фактическим носителем бремени данного налога выступают покупатели товаров. В результате имеет место ситуация, когда суммы, взимаемые продавцами с покупательными доходами большую долю по сравнению с богатыми. Поэтому неслучайно, К.Маркс назвал такие налоги, как прогрессивные налоги навыворот. Таким образом, регрессивность косвенных налогов проявляется не в отношении самих налогоплательщиков, а в отношении покупателей, выступающих в носителей этих налогов.