Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение таких вопросов как:
1. Понятие налога, его элементы, виды и функции;
2. Налогообложение и налоговая деятельность государства;
3. Налоговая система РК и ее особенности.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I.
Понятие налога, его элементы, виды и функции.
1.1. Налоги как экономическая категория и их экономическая
Сущность………………………………………………………………….....5
1.2. Основные виды налогов……………………………………………......10
1.3. Элементы налога и их характеристика……………………………......15
Глава II.
Налогообложение и налоговая деятельность государства.
2.1. Понятие налогообложения и налоговая деятельность
Государства……………………………………………………………….....20
2.2. Методы налогообложения……………………………………………...22
2.3. Принципы налогообложения…………………………………………...24
Глава III.
Налоговая система Республики Казахстан и ее особенности.
3.1. Основные направления в реформе налоговой системы Республики Казахстан……………………………………………………………………..28
3.2. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения
Республики Казахстан……………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………...37
2.3. Принципы налогообложения
Организация налогообложения базируются на определенных принципах. Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Механизм налогообложения должен определяться внутренним устройством налогов, отношением, как самого государства, так и налогоплательщика к налогу, отражающим соответствующие интересы. Вместе с тем процесс налогообложения должен строиться адекватно социально-экономическим условиям развития государства и зависит от проводимой финансовой политики. В этой связи в налогообложении необходимо выделить фундаментальные (иначе классические) и организационно-экономические (иначе национальные) принципы.
К фундаментальным принципам относятся:
1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
2. Принцип определенности, требующий чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
3. Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
Согласно действующему Налоговому Кодексу налогообложение в Республике Казахстан основывается на принципах обязательности, определенности, справедливости, единства Налоговой системы и гласности налогового законодательства.
Принцип обязательности означает, что налогоплательщик обязан исполнить свои налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки.
Согласно принципу определенности перечень налогов точно определяется Налоговым Кодексом. Определенность налогообложения означает возможность установления в Налоговым Кодексом. Определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика.
Принцип справедливости означает, что налогообложение Казахстана является всеобщим и обязательным. Налоговые льготы не должны иметь индивидуальный характер.
В соответствии с принципом единства налоговой системы является единой на всей территории Казахстана в отношении всех налогоплательщика.
В соответствии с принципом гласности налогового законодательства нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальной печати.
Дальнейшее развитие системы налогообложения, появление их новых видов, коррективы в способах изъятия налога, изменения ставок с целью усиление экономического значения налогов выработали ряд других организационно-экономических принципов, которые закрепились в налоговой практике, доказав свою дееспособность. К ним относятся:
1.Разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющие учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике целесообразно иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступления с высокими ставками изъятия.
2.Универсализация налогообложения, обеспечивающая, во-первых, одинаковые для всех плательщиков требование к эффективности хозяйствования, не зависящее от форм собственности, организационно-правовых форм хозяйствования и т.д., а, во-вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сфера деятельности, отрасли экономики.
3.Однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период.
4.Научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящий в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Это позволит исключить как механический перенос на нашу страну фискальный подход к их установлению.
5. Дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов которые, тем не менее не должна превращаться в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования..
6. Стабильность ставок налогообложения, действующих в течение довольно длительного периода и простота исчисления налогового платежа.
7. Использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости в том числе гарантирующих гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они должны быть едиными для всех.
8. Четкое разделение налогов по уровням государственного управления: центральные и местные.
Глава 3.
Налоговая система Республики Казахстан и ее особенности.
3.1. Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние на развитие экономики.
В основу нового Налогового Кодекса, который получил официальное название «Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс)», войдут многие положения действующего Закона Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», претерпевшего, в свою очередь, огромные изменения и дополнения с 24 апреля 1995 года, когда налоговое законодательство нашей страны получило статус Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона (статус Закона этот документ, как известно, приобрел лишь в середине 1999 года).
Однако, несмотря на цель сохранения структуры налогов и методики налогообложения (что нашло отражение в провозглашенном принципе преемственности и стабильности налогового законодательства), в налоговом Кодексе 2001 года, вероятно, найдут отражение следующие идеи: снижение ставки налога на добавленную стоимость, потенциальный возврат к 21%-ной ставке социального налога или, как было официально подчеркнуто Министерством государственных доходов Республики Казахстан, «дифференциации ставок социального налога в зависимости от степени использования факторов производства».
Что касается подоходного налога с физических лиц, который в проекте звучит как «индивидуальный подоходный налог», то согласно официальным выступлениям «возможен пересмотр шкалы этого налога и границ абсолютных объемов выплачиваемой заработной платы вслед за изменениями темпов инфляции и девальвации национальной валюты.
Проект Налогового Кодекса будет содержать раздел «специальные налоговые режимы», где в дополнение к индивидуальным предпринимателям, уплачивающим фиксированный суммарный налог по патенту, будет предусмотрена аналогичная патентная система для юридических лиц.
Реализация подобных идей будет параллельно происходить с достаточно жестким принципом - отменой всех налоговых льгот, предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков в зависимости от вида деятельности, доходов, товаров, работ и услуг.
Общая часть Налогового Кодекса будет являться своеобразной правовой основой всей налоговой системы Республики Казахстан, где будет даны общие понятия, положения, права и обязанности всех участников налоговых правоотношений. А все положения, касающиеся определения видов налогов, сборов и других обязательных платежей (по которым, как уже было сказано, существенных изменений не предусмотрено), указание плательщиков, объектов обложения, механизма их исчисления и уплаты, а также принципы налогового учета будут систематизированы именно в особенную часть Налогового Кодекса.
Нарушители налоговых норм будут выяснять отношения с государством в рамках абсолютно новой части налогового законодательства - Административной части (первый вариант названия - Процессуальная часть), разработка которой уже сейчас вызывает целый комплекс проблем, связанных со сложностями взаимной увязки экономических и юридических аспектов налогового законодательства.
Заложенный в Общую часть принцип стабильности налоговой системы очень трудно будет соблюдать для регулирования отношений в рамках этой, абсолютно новой части налогового законодательства, когда на семинаре - совещании в Астане было прямо сказано о тогда еще Процессуальной части как «наиболее слабом звене в системе налоговых правоотношений Казахстана и необходимости ее совершенствования в последующие два-три года».
Рассмотренные технические и организационные аспекты реформирования налоговой системы Республики Казахстан вызывают огромный интерес. Другими словами, всех хозяйствующих субъектов волнуют такие вопросы: позволит ли принятие Налогового Кодекса действительно упорядочить, унифицировать и упростить налоговую систему, поставить взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов в строгие правовые рамки, уточнить роль представительных и исполнительных органов власти разных уровней в формировании и реализации налогового законодательства.
Важным представляется и то, насколько гибко изменения в налоговой политике Казахстана будут соответствовать основному правилу эффективной налоговой системы. Речь идет о соотношении целей минимизации экономических издержек любых категорий налогоплательщиков (физических и юридических лиц) и одновременном обеспечении денежных поступлений в бюджет.
Понятие во внимание даже этого факта - необходимости мобилизации средств - не позволяет напрямую связывать многие пункты бюджетно-налоговой политики с традиционным эффектом инвестиционного процесса, развития социальных, научных, образовательных программ, расширения производства общественных благ и ряда других проектов, расходы на которые в идеале осуществляются за счет средств налогоплательщиков. Тем более если речь заходит о смене механизмов и методов налогообложения, а также снижении ставок налогов - проблемах, вокруг которых закономерно не утихают спорные дискуссии о вопросах улучшения инвестиционного климата в Казахстане с практического микроуровня.
3.2. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения.
Имеется в виду отношение ко всей совокупности подлежащих к уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, механизмов их исчисления и методов контроля за их взиманием, что в свою очередь, зависит от следующих факторов:
-менталитета и гражданской позиции налогоплательщика, то есть уровня его общественного сознания, экономической грамотности и налоговой культуры, предполагающих понимание им необходимости платить без принуждения налоги как не только свой первостепенный гражданский долг, но и почетное право во благо себе и людям принимать таким образом непосредственное участие в государственном строительстве;
-особенностей мотивации, то есть степени и характера личной заинтересованности в успехе налоговой реформы в целом и решения ее отдельных целевых задач со стороны налогоплательщика, зависящих от его предыдущего опыта, индивидуального представления об ожидаемой от нее выгоды, коммуникативности, имущественного, социального и общественного статуса, способности свободно ориентироваться в сложных проблемах рыночной экономики, перспективах ее устойчивого развития и своего места в ней.
Отсюда однозначный вывод: любые задачи налогового законодательства реально осознаются налогоплательщиком лишь тогда, когда они непосредственно затрагивают его интересы в финансовом смысле. Именно таким избирательным подходом к налоговой системе, который необходимо обязательно учитывать при ее проектировании и управлении налогами, можно объяснить, почему одни налогоплательщики безоговорочно доверяют ей и оказываются в числе ее убежденных сторонников, причем даже при наличии в ней явных изъянов и серьезных недостатков, другие - не только отказывают ей в таком доверии, но и становятся ее непримиримыми противниками, в связи с чем всячески игнорируют и поносят, не взирая на все, казалось бы, разумные доводы о ее несомненных достоинствах и эффективности. Вот почему некоторые исследователи в области налогообложения с полным основанием считают, что влияние субъективного человеческого фактора, индивидуального и коллективного опыта людей неизбежно сказываются на судьбе налоговой реформы.
Для того, чтобы вводимая налоговой реформой налоговая система была хорошо понята, а значит - и принята населением и предпринимателями, положения относящегося к ней законодательства должны быть предельно четко сформулированы, ясно изложены и не допускать неоднозначного толкования или двусмысленности, чтобы налоговые инструкции их только разъясняли, но ни в коем случае не корректировали и подменяли.
Для экономики развивающихся стран при проведении в них налоговых реформ немаловажным является и вопрос достижения оптимального баланса фискально-распределительной и стимулирующей функций вводимых ими налоговых систем. Вот здесь как раз в разрезе рассматриваемой нами темы и возникает больше всего сложных проблем.
Одной из первостепенных среди них является проблема налогового регулирования доходов для стимулирования роста сбережений населения, с одной стороны, и инвестиции, - с другой (в той степени как первые по мере накопления являются источником вторых). Ведь это не только взаимосвязано между собой (между указанными показателями существует прямая зависимость), но и ведет к более высокому соотношению капитала и активов, капитала к труду, повышению дохода на душу населения.