Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Приобретение Республикой Казахстан государственной независимости и переход к рыночной экономике предопределили необходимость глобальных изменений действующего механизма хозяйствования и налоговых взаимоотношений между налогоплательщиками и бюджетом
Для государства налоги - это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 6
1.1 Налоговая политика Республики Казахстана 11
1.2 Экономические основы и критерии развития
налоговой системы 18
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ,
УПЛАЧИВАЕМЫХ КОРПОРАЦИЕЙ 24
2.1 Характеристика налогов, уплачиваемых в бюджетные организации и ответственность налогоплательщиков 27
2.2 Налог на добавленную стоимость и финансовый учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость 31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

Файлы: 1 файл

курсовая фин. менеджмент окончательный вариант.docx

— 100.07 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ            3

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ   6

1.1 Налоговая  политика Республики Казахстана     11

1.2 Экономические основы и критерии развития

       налоговой системы          18 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  НАЛОГОВ, 

УПЛАЧИВАЕМЫХ КОРПОРАЦИЕЙ       24

2.1 Характеристика  налогов, уплачиваемых в бюджетные  организации и ответственность  налогоплательщиков       27

2.2 Налог на добавленную стоимость и финансовый учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость        31

 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН    40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     55

ПРИЛОЖЕНИЕ  А          57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Приобретение  Республикой Казахстан государственной  независимости и переход к  рыночной экономике предопределили необходимость глобальных изменений  действующего механизма хозяйствования и налоговых взаимоотношений  между налогоплательщиками и  бюджетом

Для государства  налоги - это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.

В условиях рыночной экономики  налоги являются основным источником финансирования деятельности государства. Основное назначение налога – это обеспечение государства необходимыми ему денежными средствами. Именно в этом заключается сущность налога. Выражением данной сущности является фискальная функция налога. Отметим попутно, что сама по себе фискальная функция, безусловно, несет в себе и определенное регулирующее значение.  Реализация функций налогов, как и само их установление, проводится государством посредством издания соответствующих правовых норм, которые в своей совокупности и образуют налоговое право. Нормами налогового права обеспечиваются также контроль за полной и своевременной уплатой налогов, принудительное их взимание в случае уклонения от уплаты, привлечение лиц, нарушающих налоговое законодательство к юридической ответственности.

Эффективность налоговой политики определяется использованием модели налоговой  системы, которая должна соответствовать  реалиям и условиям нашего государства. Экономическая и финансовая дестабилизация заставили государство изыскивать новые пути по обеспечению более  целенаправленной, скоординированной  и комплексной налоговой политики. Исходя из этого в качестве основных идей налоговой реформы в Республике Казахстан были выдвинуты: стимулирование рыночных отношений: активная поддержка частного бизнеса; стимулирование реинвестирования получаемых доходов в предпринимательскую деятельность; подведение системы налогообложения под прочную и системную законодательную базу; создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения; достижение справедливости в налогообложении: обеспечение социальной защиты малоимущих; создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода; учет национальных и территориальных интересов государства;стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.

Происходящие серьёзные перемены в экономике страны стимулируют  рост общественного  интереса к налоговым отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами  работающей модели налоговой системы всё больше выявляют связанные с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.  Результаты налоговых и аудиторских проверок приводят к неутешительному для налогоплательщиков выводу: практически нет ни одного предприятия, в учёте хозяйственной деятельности которого полностью отсутствуют ошибки. Причин этому достаточно много. Одна из них – постоянные изменения отечественного законодательства в области налогообложения. В данной курсовой работе я и хотела бы раскрыть сущность налогового контроля, организацию проведения налоговых проверок в соответствии с действующим законодательством, а также рассмотреть, как законодатель освещает этот вопрос в проекте Налогового кодекса.

Налоговые отношения всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств. Обычно налоги являются доходом бюджета, но могут  быть использованы для формирования и других самостоятельных денежных фондов, существующих и вне бюджета. Вопрос о том, чьим доходом являются те или иные доходы зависит от строения финансовой системы государства. Но в любом случае налоги не формируют  самостоятельного денежного фонда, а выступают в качестве одного из видов доходов тех или иных фондов. В Казахстане в настоящее время налоги выступают доходным источником бюджета в двух его разновидностях: республиканского и местного. Значение налогов как основного источника финансирования государства не меняет ни тип государства (социалистическое или буржуазное), ни тип экономики (основана она на частной или же на государственной собственности), поскольку это значение определяется следующими непреходящими экономическими факторами: во-первых, труд государственных служащих, при всей его общественной полезности и значимости, не создает стоимости, которая могла бы быть выражена в деньгах; в силу этого во-вторых, государство вынуждено искать деньги на стороне, и проще говоря, отбирать их у тех, кто их зарабатывает, производя стоимость. Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции налогов. Функции налогов не есть нечто заданное - они видоизменяются вместе с государством и той ролью, которую оно стремиться играть в экономике.

На данный момент структура налоговой системы  представляет собой наибольший интерес  в области налоговой политики государства. В связи с этим тема работы является актуальной. За годы суверенитета в республике апробировалось несколько  механизмов налогообложения и до сих пор происходит совершенствование  налоговой системы, адекватной требованиям  рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

 

Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые  государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки. Экономическая сущность налогов  состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций  и задач.

Налоги  являются исходной категорией финансов. Налоги возникают с появлением государства  и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и  методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись  к потребностям и запросам государства. Наибольшего развития налоги достигли в развитых системах товарно-денежных отношений, оказывая влияние на их состояние.

В налогах  исторически формировались два  принципа распределения   налоговой нагрузки (налогового бремени):

1) принцип  выгоды (полученных благ);

2) принцип  «пожертвований» (платежеспособности).

В первом случае предполагается, что разные субъекты, должны облагаться налогом  пропорционально той выгоде, которую  могут ожидать от деятельности государства: те, кто получает больше благ и услуг  от предлагаемых правительством общественных товаров, должны платить налоги, необходимые  для финансирования этих товаров  и услуг. Например, отчисления пользователей  автомобильных дорог, дорожный налог  и другие платежи, формировавшие  бывший Дорожный фонд, сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан. Вместе с тем использование этого  принципа затруднительно в отношении  таких благ, как оборона, общественная безопасность, система образования, и других видов услуг государства. Этот принцип невозможно использовать в случае финансирования благотворительных  пособий для бедных, безработных.

Согласно  второму принципу субъекты должны облагаться налогом таким образом, чтобы  «пожертвования» были для них  приемлемыми, то есть тяжесть налога должна быть поставлена в зависимость  от конкретного дохода и уровня благосостояния. Данный принцип гласит: отдельные  лица, предприниматели и предприятия  с более высокими доходами выплачивают  более высокие налоги - как в  абсолютном, так и в относительном  выражении, чем те, кто имеет меньшие  доходы. Суть этого принципа исходит  из предложения, что каждая дополнительная часть дохода влечет за собой все  меньшее приращение удовлетворения. Так происходит потому, что субъекты хозяйствования денежные средства тратят не одинаково: первые части полученного  дохода в любой период времени  будут потрачены на товары и услуги первой необходимости, то есть на товары и услуги, которые приносят наибольшую пользу или удовлетворение. Последующие  части дохода тратятся на менее необходимые  товары и услуги. Это означает, что  деньги, изъятые путем налогов  у бедного, составляют большую жертву, чем изъятые у богатого. Таким  образом, для сбалансирования ущерба при получении доходов, которые  влекут за собой налоги, предусматривается, что они могут быть распределены в соответствии с величиной получаемых доходов

Использование принципов налогообложения получаемых благ и платежеспособности сводится к установлению налоговых ставок и их изменению по мере роста дохода.

Классические  принципы рациональной организации  налогов были предложены еще А. Смитом. Они сводятся к следующему:

а) налог  должен взиматься в соответствии с доходом каждого налогоплательщика (принцип справедливости);

б) размер налога и сроки выплаты должны быть заранее и точно определены (принцип определенности);

в) каждый налог должен взиматься в то время  и тем способом, который наиболее удобен для налогоплательщика (принцип  удобства);

г) издержки взимания налогов должны быть минимальными (принцип экономии).

В последующем  развитии налогов формулировки принципов  уточнялись, дополнялись и сводятся к следующим. 
1. Принципы   справедливости   в   налогообложении рассматриваются в 2-х аспектах:

а) достижение «горизонтального равенства», которое  требует, чтобы все доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они зарабатываются и тратятся, облагались единообразно на равных условиях;

б) соблюдение «вертикального равенства» перед законом  по обязательствам налогоплательщиков, имеющих разный уровень доходов  и находящихся в разных, с точки  зрения соответствия социальным нормам в данном обществе, ситуациях. Это  означает, что обложение доходов  физических лиц должно производиться  с применением дифференцированных ставок по прогрессивной шкале для   перераспределения части доходов наиболее состоятельных людей в пользу малообеспеченных, которые или не должны платить налоги вообще, или платить гораздо меньше остальных.

2. Принцип  простоты. Для налогоплательщика  должны быть понятны назначение  и содержание налога, сфера применения  и механизм действия, закон о  налоге должен быть не громоздок  и не сложен. При определении  форм налогообложения следует  отдавать предпочтение технически  простейшим формам, поскольку часть  налогоплательщиков постарается  уклониться от выплаты налогов,  занизить свои доходы. Предпочтительнее  использование линейных пропорциональных  налогов вместо прогрессивных. Целесообразно использование линейного налога на потребление в виде налога на добавленную стоимость, единого линейного налога с заработков рабочих и служащих, единого линейного налога на прибыль; ставки такого налога должны быть едиными вне зависимости от формы собственности плательщика.

3. Определенность  налогов - непреложное равенство  заранее установленных условий  и требований, единообразие толкования  и применения на всей территории   страны и для всех хозяйствующих субъектов.

4. Минимум  налоговых льгот. Помимо обоснованных  исключений, государство не должно  поощрять или наказывать плательщиков  через систему налогов. Для  этой цели должны существовать  специальные статьи в расходной  части вместо сокращения налогов  в доходной части бюджета. Это  должно делаться открыто. Необходимо  избегать произвольного освобождения  от налогов определенных продуктов,  услуг, деятельности или социальных  групп. Средства для государственного  финансирования социальной политики, здравоохранения и развития культуры  нельзя получить путем манипуляции  ставками налогов. Политическая  власть не должна поддаваться  давлению со стороны отдельных  групп налогоплательщиков. Этот  принцип важен также и с  точки зрения рыночной экономики.  Нет рынка без настоящих цен.  Произвольные налоговые льготы  проявятся в системе цен и  не дадут ясного представления  о реальной стоимости каждого  продукта.

5. Экономическая  приемлемость - налоги не должны  препятствовать улучшению функционирования  экономики и росту капиталовложений. Нельзя облагать прогрессивным  налогом тех, кто больше работает. Следует учитывать, каков будет  эффект налогов на производительность, производство и капитальные вложения. Если эффект будет отрицательным  хотя бы в одном из этих  случаев, то такой налог лучше  не применять.

6. Сопоставимость  налоговых ставок по основным  видам налогов с другими странами - партнерами данной страны по  экономическим отношениям. Это необходимо  для обеспечения паритета в  привлечении инвестиций, а низкие  ставки приведут к перетоку доходов в бюджеты стран, экспортирующих капитал, и отрицательно повлияют на бюджет страны-импортера капитала; высокие ставки будут препятствовать притоку иностранных  инвестиций в экономику страны.

В законодательстве Казахстана о налогах и других обязательных платежах в бюджет оговорены  также такие принципы, как обязательность налогообложения (что исходит из определения налога), единство налоговой  системы (на всей территории государства  и в отношении всех налогоплательщиков), гласность налогового законодательства. 
Характерной особенностью налоговых поступлений государству является их последующее обезличенное использование для разнообразных общественных нужд. В этом налоги отличаются от различных обязательных целевых взносов, отчислений платежей, устанавливаемых как государством, так и другими властными органами; сюда относятся строго целевые отчисления на социальное страхование, взносы и отчисления в специальные фонды, в том числе и внебюджетные, исчисляемые в определенном, долгосрочном размере от себестоимости продукции, работ и услуг, от прибыли (дохода), фонда оплаты труда, амортизации и других источников.

Информация о работе Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан