Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа
Приобретение Республикой Казахстан государственной независимости и переход к рыночной экономике предопределили необходимость глобальных изменений действующего механизма хозяйствования и налоговых взаимоотношений между налогоплательщиками и бюджетом
Для государства налоги - это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 6
1.1 Налоговая политика Республики Казахстана 11
1.2 Экономические основы и критерии развития
налоговой системы 18
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ,
УПЛАЧИВАЕМЫХ КОРПОРАЦИЕЙ 24
2.1 Характеристика налогов, уплачиваемых в бюджетные организации и ответственность налогоплательщиков 27
2.2 Налог на добавленную стоимость и финансовый учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость 31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Посредством
изменения механизма
Налоговая система – это вечный поиск оптимального соотношения между правами и обязанностями. «Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Хотя и не всегда чем выше эта цена, тем цивилизованней общество. Необходимо понять, что наше место в мире далеко не последнее, в том числе и по критерию такой важной для государства сферы, как налоговая система.
Согласно
Конституции Республики Казахстан
государственные налоги и сборы
может устанавливать только Парламент
или в предусмотренных
1. В Республике
Казахстан действуют
2. Налоги, действующие
на территории Республики
3. Налоги
исчисляются и уплачиваются в
тенге, за исключением случаев,
4. Освобождение
от какого-либо налога или
Запрещается
предоставление налоговых льгот
другими актами, в том числе
льгот, носящих индивидуальный характер,
за исключением льгот, предоставляемых
Государственным комитетом
Построение налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того, как, в конечном счете, будут распределены функции управления между республиканскими и ремональными органами. Однако меры социального налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики.
В условиях
развития рыночных отношений налоговая
система РК является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой
обеспечения рыночного
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование экономики в целом и отдельных его секторов, отраслей. Опыт развитых капиталистических стран показывает, что система налогообложения является практически основным инструментом регулирования экономики.
Первые законодательные документы о налогах и формировании рынка были объявлены в октябре 1989 г., когда Правительство СССР вынесло на рассмотрение Верховного Совета пакет принципиально новых к тому времени законодательных актов.
Действовавшие
ранее налоговые законы, принятые
в конце 1991 г., во многом перенимали
существовавшее в то время положения
союзного законодательства. Закон "О
налоговой системе в Республике
Казахстан", принятый в то время,
включал в себя 16 общегосударственных,
10 общеобязательных местных и 17 местных
налогов. Однако это был закон, родившийся
в условиях приобретения независимости
и исторического решения
Сформированная в 1991-1992 гг. методически сложная и запутанная налоговая система не учитывает специфику переходной рыночной экономики, а главное непонятна широкому кругу предпринимателей.
Величины
налогов и расходов государства
обычно сбалансированы за счет доходной
и расходной частей бюджета. Причем
при снижении налогов их собираемость
в реальных условиях не увеличилась,
как это хотелось бы. Необходимость
реформирования налоговой системы
в интересах государства и
налогоплательщиков в тот период
стала главной задачей
1. Было сокращено количество налогов с 43 до 11 видов (в настоящее время существует 13 видов налогов).
2. Определена стабильность налогов и правил их взимания.
3. Был упрощен порядок расчета с бюджетом.
4. Проведено максимальное сокращение льгот.
5. Произведено устранение противоречий между основными законодательствами.
6. Были четко
определены права и
7. Была определена правовая и социальная защита работников налоговой службы.
Основными
целями реформирования явились не только
упрощение системы
Таким образом, в соответствии с этим указом и изменениями дополнениями к нему, налоговая система РК включила в себя два вида налогов — общегосударственные налоги и местные налоги и сборы.
В РК до 30% (в среднем) налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Косвенный налог воздействует на субъект налогообложения, которое в свою очередь, перекладывает бремя налога на другое лицо, выступающее фактическим его плетельщиком (носителем налога).
Косвенные
налоги (налоги на потребление) в виду
их регрессивности постоянно подвергаются
критике со стороны рядовых
Прямые налоги составляют основную часть поступлений госбюджета Казахстана. К ним относят налог на прибыль (корпоративный подоходный налог с юридических лиц) и налоги с населения. Переход к рыночным отношениям, безусловно, повлиял на прямые налоги была полностью разрушена много лет существовавшая система планирования, что обусловило падение роста национального дохода, промышленного производства и соответственно плановые расчеты на поступление прямых налогов стали нереалистичными. Действовавшая ранее система финансовых взаимоотношений предприятий с государством оказалась несовершенной и даже жесткой, поскольку она не обеспечивала государство надежными доходными источниками.
Любая налоговая система, как известно, обязана выполнять ряд определенных функций, которые обеспечивают жизнедеятельность и развитие социально-экономического организма. В этом аспекте следует иметь в виду, что налоговое изъятие, осуществляемое на основе законов и законодательных (нормативных) актов, становится обязанным к соответствию теоретически выбранным функциям не только по своим целям, но и методам их достижения.
Именно по этой причине Казахстан обратился в 1994 г. в лице тогдашнего вице-президента республики Асанбаева Е.М. в Международный центр по налогам и инвестициям с просьбой оказания содействия в разработке Налогового Кодекса. Поэтому в основу построения современной рыночной экономики этой международной организацией были положены для условий Казахстана цели и задачи, способные по мнению экспертов Центра обеспечить бюджетное наполнение суверенного государства. К ним были отнесены следующие:
1. Адекватность
поступлений в бюджет, т.е. налоговые
поступления должны стать
2. Экономическая
нейтральность, которая
3. Поощрение
сбережений и инвестиций. Налоговая
политика не должна
4. Низкие
ставки налогов. Именно
5. Доходчивость и простота налоговых законов. Эта задача считается наиболее важной по причине возможности усиления доверия со стороны налогоплательщиков ко всевозможным расчетам на различном уровне контроля и связано с возможностью разночтения, одних и тех же положений, понятий и соответствующих расчетов по налоговым платежам.
Исходя из перечисленных задач, применяемый Налоговый Кодекс Республики Казахстан в принципе можно считать достаточно прогрессивным и стимулирующим для сословий развитой рыночной системы.
Механизм реализации Налогового Кодекса уже действует. Тем не менее, его вхождение в жизнь, внедрение в повседневную практику не будет простым и быстрым — любое новое положение должно вводится постепенно. Основные идеи — формирование доходов бюджета, экономическая нейтральность, справедливость и простота самой системы. Она зиждется на принципах, определяющих расширение налоговой базы, уточнение ставок, снижение налогового бремени малоимущих и уменьшение количества налогов.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НАЛОГОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ
Состав налогов, оплачиваемых предприятием, определяется Налоговым Кодексом РК. В соответствии с этим законом с предприятий взимаются государственные, республиканские и местные налоги. Наибольший удельный вес в общей сумме налоговых платежей имеют .
К республиканским
налогам относятся: налог на добавленную
стоимость; акцизы на отдельные группы
и виды товаров; налог на доходы физических
лиц; единый социальный налог; налог
на прибыль предприятий; сборы за
использование объектами
Региональные
налоги - это налоги субъектов Республики
Казахстан, т.е. налоги национально-государственных
и административно-
К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, таможенные платежи, страховой взнос на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных организаций. Часть местных налогов (земельный налог) устанавливается законами РК, часть районными и городскими органами власти. Удельный вес многочисленных местных налогов в общей сумме налогов невелик.