Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Приобретение Республикой Казахстан государственной независимости и переход к рыночной экономике предопределили необходимость глобальных изменений действующего механизма хозяйствования и налоговых взаимоотношений между налогоплательщиками и бюджетом
Для государства налоги - это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 6
1.1 Налоговая политика Республики Казахстана 11
1.2 Экономические основы и критерии развития
налоговой системы 18
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ,
УПЛАЧИВАЕМЫХ КОРПОРАЦИЕЙ 24
2.1 Характеристика налогов, уплачиваемых в бюджетные организации и ответственность налогоплательщиков 27
2.2 Налог на добавленную стоимость и финансовый учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость 31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

Файлы: 1 файл

курсовая фин. менеджмент окончательный вариант.docx

— 100.07 Кб (Скачать)

Посредством изменения механизма налогообложения  можно придать налоговой системе  качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при  этом количественного и видового состава налогов. Это позволит существенно  увеличить доходы трудоспособной части  населения через мотивационный механизм экономической заинтересованности в усилении трудовой активности. Через налоговую систему обеспечивается более эффективная и надежная социальная защита нетрудоспособных членов общества.

Налоговая система – это вечный поиск  оптимального соотношения между  правами и обязанностями.  «Налоги  – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Хотя и не всегда чем выше эта цена, тем цивилизованней общество. Необходимо понять, что наше место  в мире далеко не последнее, в том  числе и по критерию такой важной для государства сферы, как налоговая  система.

 

    1. Экономические основы  и критерии развития налоговой системы

 

Согласно  Конституции Республики Казахстан  государственные налоги и сборы  может устанавливать только Парламент  или в предусмотренных Конституцией случаях - Президент Республики. Плату  же - в силу неурегулированности этого вопроса в законодательном порядке - может устанавливать любой местный орган.

1. В Республике  Казахстан действуют общегосударственные  налоги, которые являются регулирующими  источниками государственного бюджета  Республики Казахстан, суммы отчислений  по ним поступают в доходы  соответствующих бюджетов в порядке,  определенном в Законе Республики  Казахстан о республиканском  бюджете на очередной год, и  местные налоги и сборы, являющиеся  доходными источниками местных  бюджетов.

2. Налоги, действующие  на территории Республики Казахстан,  подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.

3. Налоги  исчисляются и уплачиваются в  тенге, за исключением случаев,  когда налоговым законодательством  Республики Казахстан и положениями  контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом,  уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

4. Освобождение  от какого-либо налога или уменьшение  налоговой ставки, предусмотренной  настоящим Указом, может производиться  в порядке внесения изменений  и дополнений в настоящий Указ, а также на основании контракта,  заключенного с Государственным  комитетом Республики Казахстан  по инвестициям в соответствии  с настоящим Указом и Законом  Республики Казахстан "О государственной  поддержке прямых инвестиций".

Запрещается предоставление налоговых льгот  другими актами, в том числе  льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых  Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке  прямых инвестиций".

Построение  налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того, как, в конечном счете, будут распределены функции управления между республиканскими и ремональными органами. Однако меры социального налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики.

В условиях развития рыночных отношений налоговая  система РК является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  обеспечения рыночного эффективного финансово-кредитного механизма государственного, методом регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование экономики  в целом и отдельных его  секторов, отраслей. Опыт развитых капиталистических  стран показывает, что система  налогообложения является практически  основным инструментом регулирования  экономики.

Первые  законодательные документы о  налогах и формировании рынка  были объявлены в октябре 1989 г., когда  Правительство СССР вынесло на рассмотрение Верховного Совета пакет принципиально  новых к тому времени законодательных  актов.

Действовавшие ранее налоговые законы, принятые в конце 1991 г., во многом перенимали существовавшее в то время положения  союзного законодательства. Закон "О  налоговой системе в Республике Казахстан", принятый в то время, включал в себя 16 общегосударственных, 10 общеобязательных местных и 17 местных  налогов. Однако это был закон, родившийся в условиях приобретения независимости  и исторического решения перехода экономики к рынку, четко разграничивая  налоги, вносил необходимую организованность и ясность в порядок их установления с одной стороны Верховным  Советом и с другой стороны  местными Советами народных депутатов.

Сформированная  в 1991-1992 гг. методически сложная и  запутанная налоговая система не учитывает специфику переходной рыночной экономики, а главное непонятна  широкому кругу предпринимателей.

Величины  налогов и расходов государства  обычно сбалансированы за счет доходной и расходной частей бюджета. Причем при снижении налогов их собираемость в реальных условиях не увеличилась, как это хотелось бы. Необходимость  реформирования налоговой системы  в интересах государства и  налогоплательщиков в тот период стала главной задачей Правительства  РК. С 1 июля 1995 г. вступил Указ Президента РК, имеющего силу Закона "О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет", ставшего крупным мероприятием на весь период построения рыночной экономики, который придал налоговой системе  в республике большую открытость, четкость, ясность, отвечающие реформам в Казахстане. В нем были выражены необходимые принципы, которые нужны  для успешного развития реформ. При  этом:

1. Было сокращено  количество налогов с 43 до 11 видов  (в настоящее время существует 13 видов налогов).

2. Определена  стабильность налогов и правил  их взимания.

3. Был упрощен  порядок расчета с бюджетом.

4. Проведено  максимальное сокращение льгот.

5. Произведено  устранение противоречий между  основными законодательствами.

6. Были четко  определены права и обязанности  органов налоговой службы.

7. Была определена  правовая и социальная защита  работников налоговой службы.

Основными целями реформирования явились не только упрощение системы налогообложения, но и желание стимулирования темпов экономического роста в стране за счет достижения справедливого налогообложения.

Таким образом, в соответствии с этим указом и  изменениями дополнениями к нему, налоговая система РК включила в  себя два вида налогов — общегосударственные  налоги и местные налоги и сборы.

В РК до 30% (в среднем) налоговых поступлений  составляют косвенные налоги. Косвенный  налог воздействует на субъект налогообложения, которое в свою очередь, перекладывает  бремя налога на другое лицо, выступающее  фактическим его плетельщиком (носителем  налога).

Косвенные налоги (налоги на потребление) в виду их регрессивности постоянно подвергаются критике со стороны рядовых налогоплательщиков. Однако с точки зрения властей  у косвенных налогов есть одно несомненное достоинство — простота их сбора. Начиная с 1992 г. в Казахстане вводится налог на добавленную стоимость (НДС). Причиной введения НДС являлась, с одной стороны, неспособность  оптовых и розничных цен отражать общественно-необходимые затраты  труда в условиях происходившего распада , с другой, в условиях свободно складывающихся цен на средства производства и предметы потребления необходимо было найти альтернативный налог налогу с оборота., долгое время служившего наиболее значительным каналом формирования бюджета денежными средствами. С введением НДС был отменен и налог с продаж и введен акцизный налог. Все это связано с процессом активизации реформ, направленных на создание рыночных отношений.

Прямые  налоги составляют основную часть поступлений  госбюджета Казахстана. К ним относят  налог на прибыль (корпоративный  подоходный налог с юридических  лиц) и налоги с населения. Переход  к рыночным отношениям, безусловно, повлиял на прямые налоги была полностью разрушена много лет существовавшая система планирования, что обусловило падение роста национального дохода, промышленного производства и соответственно плановые расчеты на поступление прямых налогов стали нереалистичными. Действовавшая ранее система финансовых взаимоотношений предприятий с государством оказалась несовершенной и даже жесткой, поскольку она не обеспечивала государство надежными доходными источниками.

Любая налоговая  система, как известно, обязана выполнять  ряд определенных функций, которые  обеспечивают жизнедеятельность и  развитие социально-экономического организма. В этом аспекте следует иметь  в виду, что налоговое изъятие, осуществляемое на основе законов и  законодательных (нормативных) актов, становится обязанным к соответствию теоретически выбранным функциям не только по своим целям, но и методам  их достижения.

Именно  по этой причине Казахстан обратился  в 1994 г. в лице тогдашнего вице-президента республики Асанбаева Е.М. в Международный центр по налогам и инвестициям с просьбой оказания содействия в разработке Налогового Кодекса. Поэтому в основу построения современной рыночной экономики этой международной организацией были положены для условий Казахстана цели и задачи, способные по мнению экспертов Центра обеспечить бюджетное наполнение суверенного государства. К ним были отнесены следующие:

1. Адекватность  поступлений в бюджет, т.е. налоговые  поступления должны стать достаточными  для необходимого обеспечения  государственных расходов по обязательствам с позиций того, чтобы налоговое давление не подавило отечественное предпринимательство, а увеличение государственных расходов не способствовало усилению инфляционных процессов.

2. Экономическая  нейтральность, которая заключается  в одинаковости применения косвенных  налогов ко всем формам потребления,  исключая из потребления производственные нужды. При этом любой вид доходов должен облагаться прямыми налогами.

3. Поощрение  сбережений и инвестиций. Налоговая  политика не должна препятствовать  росту сбережений и инвестиций.

4. Низкие  ставки налогов. Именно размеры  ставок оказывают влияние на  негативное воздействие со стороны  участников экономических взаимоотношений,  потому что чем они ниже, тем  меньше потребность "уходить"  или "избегать" их.

5. Доходчивость  и простота налоговых законов.  Эта задача считается наиболее  важной по причине возможности  усиления доверия со стороны  налогоплательщиков ко всевозможным расчетам на различном уровне контроля и связано с возможностью разночтения, одних и тех же положений, понятий и соответствующих расчетов по налоговым платежам.

Исходя  из перечисленных задач, применяемый  Налоговый Кодекс Республики Казахстан  в принципе можно считать достаточно прогрессивным и стимулирующим  для сословий развитой рыночной системы.

Механизм  реализации Налогового Кодекса уже  действует. Тем не менее, его вхождение  в жизнь, внедрение в повседневную практику не будет простым и быстрым  — любое новое положение должно вводится постепенно. Основные идеи — формирование доходов бюджета, экономическая нейтральность, справедливость и простота самой системы. Она зиждется на принципах, определяющих расширение налоговой базы, уточнение ставок, снижение налогового бремени малоимущих и уменьшение количества налогов.

 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  НАЛОГОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ КОРПОРАЦИЕЙ

 

Состав  налогов, оплачиваемых предприятием, определяется Налоговым Кодексом РК. В соответствии с этим законом с предприятий  взимаются государственные, республиканские  и местные налоги. Наибольший удельный вес в общей сумме налоговых  платежей имеют .

К республиканским  налогам относятся: налог на добавленную  стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог  на прибыль предприятий; сборы за использование объектами животного  мира и за использование объектами  водных биологических ресурсов; водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; государственная пошлина. Республиканские  налоги и порядок их зачисления в  бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливаются  законодательными актами РК и взимаются  на всей ее территории.

Региональные  налоги - это налоги субъектов Республики Казахстан, т.е. налоги национально-государственных  и административно-территориальных  образований (краев, областей). К республиканским  налогам, налогам краев, областей, относятся: налог на имущество предприятий; транспортный налог, налог на игорный  бизнес. Эти налоги устанавливаются  законодательными актами РК и взимаются  на всей территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе РК или  решениями органов государственной  власти краев и областей.

К местным  налогам относятся: налог на имущество  физических лиц, земельный налог, таможенные платежи, страховой взнос на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных организаций. Часть местных налогов (земельный налог) устанавливается  законами РК, часть районными и  городскими органами власти. Удельный вес многочисленных местных налогов  в общей сумме налогов невелик.

Информация о работе Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан