Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Приобретение Республикой Казахстан государственной независимости и переход к рыночной экономике предопределили необходимость глобальных изменений действующего механизма хозяйствования и налоговых взаимоотношений между налогоплательщиками и бюджетом
Для государства налоги - это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 6
1.1 Налоговая политика Республики Казахстана 11
1.2 Экономические основы и критерии развития
налоговой системы 18
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ,
УПЛАЧИВАЕМЫХ КОРПОРАЦИЕЙ 24
2.1 Характеристика налогов, уплачиваемых в бюджетные организации и ответственность налогоплательщиков 27
2.2 Налог на добавленную стоимость и финансовый учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость 31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

Файлы: 1 файл

курсовая фин. менеджмент окончательный вариант.docx

— 100.07 Кб (Скачать)

Согласно  ст. 23 Налогового кодекса Республики Казахстан налогоплат6ельщики несут  ответственность за налоговые нарушения. Каждый налогоплательщик обязан:

- уплачивать  законно установленные налоги;

- встать  на учет в налоговом органе, если такая обязанность предусмотрена  настоящим Кодексом;

- вести в  установленном порядке учет своих  доходов (расходов) и объектов  налогообложения, если такая обязанность  предусмотрена законодательством  о налогах;

- представлять  в налоговый орган по месту  учета в установленном порядке  налоговые декларации по тем  налогам, которые они обязаны  уплачивать, если такая обязанность  предусмотрена законодательством  о налогах и сборах;

- представлять  налоговым органам и их должностным  лицам в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом, документы, необходимые  для исчисления и уплаты налогов;

-выполнять  законные требования налогового  органа об устранении выявленных  нарушений законодательства о  налогах и сборах, а также не  препятствовать законной деятельности  должностных лиц налоговых органов  при исполнении ими своих служебных  обязанностей;

- предоставлять  налоговому органу необходимую  информацию и документы в случаях  и порядке, предусмотренных настоящим  Кодексом;

- в течение  четырех лет обеспечивать сохранность  данных бухгалтерского учета  и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов,  а также документов, подтверждающих  полученные доходы (для организаций -- также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели  помимо обязанностей, предусмотренных  выше, обязаны сообщать в налоговый  орган по месту учета:

- об открытии  или закрытии счетов -- в 10-дневный срок;

- обо всех  случаях участия в  иностранных  организациях -- в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

-обо всех  обособленных подразделениях, созданных  на территории Республики Казахстан , -- в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- об объявлении  о несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации -- в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

- об изменении  своего местонахождения -- в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.

Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога. Если предприятие оказывается не в состоянии уплатить налоги, то налоговая служба вправе предъявить в арбитражный суд иск о  признании данного предприятия  банкротом.

С введением  в действие части первой Налогового кодекса РК ответственность за налоговые  правонарушения стала самостоятельным  и полноценным видом юридической  ответственности.

Кроме налоговой  ответственности, определяемой НК, субъектом  которой является только непосредственно  сам налогоплательщик, за нарушения  законодательства о налогах и  сборах предусмотрены также и  другие виды ответственности, возлагаемые  на должностных лиц, а именно административная и уголовная ответственность. Административная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах регулируется Законом РК "О государственной налоговой службе РК", Кодексом РК об административных правонарушениях, а также Указом Президента РК  "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и других обязательных платежей" от 23 мая 1994 г. № 1006 . Ответственность за нарушения, содержащие признаки преступления, предусмотрена Уголовным кодексом РК, а именно ст. 173, 198, 199. Налоговый кодекс РК  (ст. 10) предусматривает также финансовую ответственность за правонарушения в связи с перемещением товаров через таможенную границу РК, регулируемую кроме Налогового кодекса Таможенным кодексом РК.

Таким образом, неправомерные действия налогоплательщиков могут привести к трем видам ответственности:

   -налоговой (финансовой), налагаемой на налогоплательщика в целом;

   - административной, налагаемой на должностных лиц;

   -уголовной,  налагаемой на должностных лиц.

Таким образом, в зависимости от рода деятельности и организационно-правовой формы  корпорация  обязана  выплачивать  в бюджеты разных уровней до 18 налогов.

 

2.1 Характеристика  налогов, уплачиваемых в бюджетные  организации и

      ответственность налогоплательщиков     

 

Механизм  трансфертов применяется для  обеспечения единой методологии  бюджетного регулирования и устранения субъективного подхода к формированию межбюджетных отношений. Трансферты рассчитываются на основе нормативно-долевого метода, позволяющего осуществлять горизонтальное выравнивание бюджетных доходов  территорий и оказывать им финансовую помощь по единым для всех правилам.

В соответствии с Бюджетным кодексом бюджет республики формируется по новой структуре, которая включает в себя следующие  разделы:

1. Доходы:

- налоговые  поступления;

- неналоговые  поступления;

- поступления  от продажи основного капитала;

- поступления  официальных трансфертов.

Затраты.

Операционное  сальдо.

Чистое бюджетное  кредитование:

- бюджетные  кредиты;

- погашение  бюджетных кредитов.

2. Сальдо  по операциям с финансовыми  активами:

- приобретение  финансовых активов;

- поступления  от продажи финансовых активов  государства.

Дефицит (профицит) бюджета.

Финансирование  дефицита (использование профицита) бюджета:

- поступление  займов;

- погашение  займов;

- движение  остатков бюджетных средств.

По приведенной  выше структуре осуществляются утверждение  бюджетов и составление отчетов  об их исполнении. При этом под доходами бюджета понимаются налоговые и  другие обязательные, невозвратные платежи, официальные трансферты, а также  деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной  основе. Причем доходы не имеют целевого назначения, кроме официальных трансфертов.

Под затратами  бюджета понимаются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе. Они  используются для обеспечения деятельности государственных учреждений, на оплату товаров, работ и услуг, необходимых  для реализации государственной  политики, в качестве денежных выплат физическим лицам и субсидии юридическим  лицам. К затратам бюджета относятся  также официальные трансферты, поскольку  они являются выплатами из одного уровня бюджета в другой и в  Национальный фонд РК.

Разницу между доходами и затратами бюджета  принято называть операционным сальдо. При этом, если затраты бюджета  превышают его доходы, то имеет  место отрицательное операционное сальдо и, наоборот, превышение доходов  бюджета над затратами образует положительное операционное сальдо. Отрицательное операционное сальдо допускается при наличии в  затратах бюджета бюджетных программ развития и его предельный размер определяется среднесрочной фискальной политикой государства.

В настоящее  время вместе с безвозмездным  бюджетным финансированием используется бюджетное кредитование посредством  выдачи бюджетных кредитов. В отличие  от бюджетного финансирования такие  кредиты выдаются на условиях возвратности и возмездности, но проценты по ним или не взимаются, или они значительно ниже, чем по кредитам банков, Поэтому бюджетные кредиты занимают как бы промежуточное место между кредитами банков и бюджетными ассигнованиями. В связи с этим в структуре бюджета выделяется понятие чистого бюджетного кредитования как разница между бюджетными кредитами и их погашением.

Сальдо  по операциям с финансовыми активами представляет собой разницу между  затратами на приобретение финансовых активов и поступлениями от реализации финансовых активов государства. Под  приобретением финансовых активов  понимаются расходы бюджетных средств  на покупку в государственную  собственность долей участия  и ценных бумаг юридических лиц, включая международные организации. Поступления от продажи финансовых активов представляют собой доходы бюджета от продажи долей участия  и ценных бумаг юридических лиц, включая международные организации, находящиеся в государственной  собственности, в оперативном управлении либо хозяйственном ведении государственных  предприятий.

Под бюджетным  дефицитом понимается превышение расходов бюджета над его доходами, а  если доходы бюджета превышают его  расходы, то тогда имеет место  понятие бюджетного профицита. Величина дефицита (профицита) бюджета равна  операционному сальдо за минусом  чистого бюджетного кредитования и  сальдо по операциям с финансовыми  активами. Бюджетный дефицит как  финансовое явление не обязательно  относить к событиям чрезвычайного  или исключительного характера, поскольку практически в мире нет ни одного государства, которое  не сталкивалось бы с проблемой преодоления  этого явления.

Для покрытия бюджетного дефицита государство использует различные способы (например, денежная эмиссия, внутренние и внешние заимствования). Бюджетным кодексом РК предусмотрено финансирование дефицита бюджета (обеспечение покрытия дефицита) за счет заимствования и свободных остатков бюджетных средств. Величина финансирования дефицита бюджета соответствует значению дефицита и определяется как превышение суммы полученных займов, движения остатков бюджетных средств над суммой погашения основного долга по займам. Использование профицита бюджета означает расходование профицита бюджета, средств займов, свободных остатков бюджетных средств на погашение основного долга по займам. Его объем определяется как превышение суммы погашения основного долга по займам над суммой полученных займов и движения остатков бюджетных средств.

Под бюджетным  процессом понимается деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюджетов, по организации исполнения бюджетов и обеспечению контроля их исполнения, регламентируемая законодательством. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным  устройством страны. В Республике Казахстан бюджетный процесс  представляет собой последовательное и регламентированное осуществление  органами центральной и местной  государственной власти, участниками  бюджетного процесса деятельности по разработке и рассмотрению проектов бюджетов, Национального фонда, утверждению  и исполнению бюджетов и фонда, а  также по контролю их исполнения.

Организация бюджетного процесса суверенного государства  строится в соответствии с действующим  бюджетным законодательством. В  нашей стране он регулируется Бюджетным  кодексом и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими  бюджетный процесс, а также Правилами  о порядке составления и исполнения бюджета, разрабатываемыми уполномоченным органом по бюджетному планированию. Организация бюджетного процесса в  республике строится на следующих принципах:

- единства, выражающегося в единой правовой  базе, единой бюджетной классификации,  в единстве форм бюджетной  документации, необходимой для статистической  и бюджетной информации, в единстве  денежной системы;

- самостоятельности,  когда каждый участник бюджетного  процесса самостоятельно организует  свою деятельность, которая обеспечивается  наличием собственных источников  доходов и правом определять  направления их использования;

- сбалансированности, сущность которой заключается  в установлении правильного соотношения  между доходами и расходами  всех бюджетов;

Соблюдение  требований вышеназванных принципов  должно обеспечить устойчивость бюджета  и необходимые пропорции в  распределении средств, как между  сферами деятельности, так и между  регионами. Важное условие при этом - соответствие расходов бюджета его  доходам, создание финансовых резервов, что служит главной основой всей финансовой политики государства.

 

2.2 Налог на добавленную стоимость и финансовый учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость

 

Учет  формирования налогооблагаемой базы и  расчетов на примере ТОО «Tecnoplas.kz»    с бюджетом по налогам ведется  главным бухгалтером ТОО «Tecnoplas.kz»  единолично и самостоятельно, без  привлечения со стороны каких-либо специалистов.

Согласно  п.1 статьи 228 Налогового Кодекса Республики Казахстан плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1) юридические  лица и индивидуальные предприниматели,  которые встали на учет по  налогу на добавленную стоимость  в Республике Казахстан;

2) нерезиденты,  осуществляющие деятельность в  Республике Казахстан через филиал, представительство;

3) структурные  подразделения юридического лица, признанные самостоятельными плательщиками  налога на добавленную стоимость;

4) доверительные  управляющие по договорам доверительного  управления, осуществляющие оборот  по реализации.

Информация о работе Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан