Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Приобретение Республикой Казахстан государственной независимости и переход к рыночной экономике предопределили необходимость глобальных изменений действующего механизма хозяйствования и налоговых взаимоотношений между налогоплательщиками и бюджетом
Для государства налоги - это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 6
1.1 Налоговая политика Республики Казахстана 11
1.2 Экономические основы и критерии развития
налоговой системы 18
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ,
УПЛАЧИВАЕМЫХ КОРПОРАЦИЕЙ 24
2.1 Характеристика налогов, уплачиваемых в бюджетные организации и ответственность налогоплательщиков 27
2.2 Налог на добавленную стоимость и финансовый учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость 31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

Файлы: 1 файл

курсовая фин. менеджмент окончательный вариант.docx

— 100.07 Кб (Скачать)

 

Справедливая  система налогообложения — идеальная  мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди неизбежно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должны продолжаться. По словам французского просветителя Ш. Монтескье, ничто не требует столько государственной мудрости и ума, как определение той части которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Поэтому закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.

В 1995 г. Кабинет  Министров РК утвердил долгосрочную концепцию налоговой реформы, в  которой предусмотрен поэтапный  переход налогового законодательства республики на международные принципы налогообложения. Первым этапом явилось  принятие Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", или Налогового кодекса, так как этот документ является кодифицированным. Главная его задача — снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, обеспечение равенства  между хозяйствующими субъектами в  налоговых отношениях и формирование доходной части бюджета. Следует  учитывать, что Казахстан первый из стран СНГ принял Налоговый  кодекс, поэтому, конечно, неизбежны  издержки в его применении, которые  со временем общими усилиями можно  будет устранить.

Налоговая нагрузка после введения Налогового кодекса снизилась, однако все еще  остается достаточно тяжелой, громоздкой и потому негибкой и неэффективной. Многочисленные льготы, установленные  в рамках закона, практически не стимулируют по причине их неоднозначности в трактовке. Поэтому на уровне макроуправления и налогового администрирования следует этот пробел учитывать, потому что именно он создает атмосферу вседозволенности и является питательной средой для коррупции.

"Уход  от налогов", "уклонение от  налогов", "избежание налогов", "обход налогов", "налоговая оптимизация", "налоговое планирование" и т.д. — так называют в прессе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной налоговой системы. Именно с появлением первых кооперативов и малых частных предприятий предприниматели и консультанты , осуществляющие интеллектуальное обеспечение бизнеса, впервые серьезно заговорили об уходе от налогов как новом требовании времени. Стремление избежать уплаты налогов есть своеобразная реакция на любые налоговые мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освещены законом.

Необходимо  отметить, что эта проблема актуальна  не только для Казахстана. Во всех без  исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере находится на первом месте.

Можно выделить следующие причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

·     моральные (нравственно-психологические);

·     политические;

·     экономические;

·     технические (правовые).

Моральные (нравственно-психологические) причины в основном порождаются  характером налоговых законов. Основной причиной налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние  налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к налоговой системе, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией.

Политические  причины подталкивают налогоплательщика  к уклонению от уплаты налогов  тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т.е. обеспечения  своего функционирования, но и как  инструмент социальной и экономической  политики. Налоги как инструмент социальной политики при этом используются довольно часто. Например, класс, стоящий у  власти, использует их для подавления другого класса — не властвующего. Уклонение от уплаты налогов выступает  здесь, как форма сопротивления  такому подавлению.

Экономические причины разделяют обычно на два  вида: причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика, и причины, порожденные общей  экономической конъектурой.

Технические (правовые) причины кроются в сложности  налоговой системы, которая препятствует эффективности налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.

Нельзя  совершенствовать налогообложение  без реформирования основ общественно-политического  устройства и создания предпосылок  для неуклонного развития экономики. Совершенствование налогообложения  — проблема частная, а обеспечение  условий экономического и политического  развития — проблема всеобщая для  любого государства. Решение частной  проблемы без предварительного решения  общей невозможно в принципе. Можно  добиться кратковременных позитивных сдвигов за счет жестких административных мер активизации системы налогообложения, однако эти изменения не станут устойчивыми  и основополагающими для создания оптимальных налоговых взаимоотношений  хозяйствующих субъектов с государством.

В налоговом  производстве продолжает существовать множество проблем, касающихся порядка  формирования отдельных налогов  и сборов, их зависимости друг от друга и от других элементов хозяйственного механизма страны: ценообразования, кредитования, финансирования, как государственного, так и корпоративного и т.д.

Для достижения главной цели налогового реформирования — обеспечения максимально возможного равновесия интересов собственников  и государства необходимо совершенствовать не только организационно-экономические  принципы построения системы налогообложения, но и механизм управления налоговой  системой, а также технику исчисления каждого отдельно налога.

В настоящее  время главным приоритетом финансовой политики нашего государства является создание такой налоговой системы, которая не только обеспечила бы фискальные интересы государства, но и стимулировала  развитие производства, эффективное  использование природных ресурсов Казахстана и широкомасштабное получение  инвестиций. Именно на достижение этих целей направлены предположенные Правительством Республики Казахстан изменения  в Налоговом кодексе, разработанные  с учетом мировой практики. Это  относится также к таким платежам, как бонусы, роялти, налог на сверхприбыль, которые одновременно служат двум целям: эффективному использованию природных  богатств Казахстана и пополнению доходной базы бюджета.

Налогообложение является одной из сложнейших проблем  социально-экономической политики любой страны. Социологическая экспертиза налоговых реформ в Казахстане дала следующие результаты. Налоговая  система Республики Казахстан по содержанию приблизилась к показателям  развитых западных стран мира. Наиболее важными итогами реформ явилось  введение налога на добавленную стоимость  и акцизов (вместо налога с оборота), земельного налога и налога на собственность (вместо платы за производственные фонды). Целевые сборы социального  характера были обособлены во внебюджетные фонды (страхования, занятости, пенсионный), что соответствует практике большинства развитых стран.

С 1999 года формирование бюджета стало осуществляться по-новому. Все внебюджетные фонды  Правительством включены в бюджет. Так как внебюджетные фонды создавались  по строго целевому назначению для  финансирования конкретных социально-экономических  программ, поэтому в расходной  части бюджета целесообразно  было бы выделить социальные программы, финансируемые за счет социальных налогов  и сборов. Это привело бы к целевому использованию средств бюджета  и его прозрачности.

Любая налоговая  система сталкивается с попытками  незаконченных теневых операций, а "недоборы" планируемых поступлений  в бюджет имеют не только криминальную основу, но и являются результатом  естественной самозащиты и экономического сопротивления хозяйствующих субъектов  от налогового пресса, способствующего  развитию законных действий в пространственном экономическом поле.

В данный момент основным и главным принципом  налоговой системы в республике должен стать принцип справедливости взимания налогов, ее регулирующая роль и самое главное — стимулирующее  начало развития всей экономики независимо от значимости налогоплательщика для  республики, региона , района. Для этого, на наш взгляд, необходима стабильная, четкая и главное понятная система выращивания предпринимателей в цивилизованных налогоплательщиков за счет постоянной и надежной в правовом отношении системы предоставления всем новым хозяйствующим субъектам льгот в первые 2-3 года их деятельности для становления налогоплательщиков, способны в дальнейшем питать бюджетные программы. В этом аспекте следует отметить, что основной работой налоговых органов становится не простое получение финансовых и иных отчетов, а оказание помощи предпринимателям в их работе, что характерно для налоговых служб, скажем Германии, когда для мелких предпринимателей налоговые службы осуществляют правовое сопровождение. При этом в случае более быстрого развития предприятия (за счет увеличения оборотов) оно должно переходить в статус среднего, а из среднего в крупное.

Такой подход способствует выявлению налогоплательщиков по группам их статуса или уровня, что означает возможность как становления крупных налогоплательщиков, так и мелких в зависимости от фактической сложившейся ситуации с предприятием. Такая ситуация позволяет не только обладать налогоплательщиками, но и стать для них определенной опорой не только как к основному источнику доходов в бюджет в условиях становления рыночных отношений, но и цивилизованно сопровождать его.

В этом плане  предлагается использовать в налоговой  сфере селективную экономическую  политику, т.е. снижение налогового бремени  в 1,5-2 раза, но только для налогоплательщиков, не нарушающих нормы налогового, бюджетного, гражданского, банковского и др. законодательства и договорных обязательств. Реструктурирование долгов, закрытие бесперспективных производств, переход  на международные стандарты бухучета, оплата продукции, услуг только через  расчетный счет и т.д. позволит повысить конкурентоспособность легальных  товаропроизводителей и увеличить  налоговые поступления государству  за счет повышения эффективности, результативности производства. Безусловно, в реализации селективной финансовой политики важную роль должен играть постоянный мониторинг финансового положения предприятий, получивших налоговые преференции.

Исходя  из сложившейся на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Казахстане концепция  налогообложения в первую очередь  должна решить следующие основные задачи:

·     устойчивость и сбалансированность госбюджета;

·     формирование антиинфляционного механизма и обеспечение стабильности собственной валюты;

·     обеспечение широкомасштабных инвестиций;

·     всемирное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

Основной  задачей налоговой службы на всех уровнях является обеспечение доходной базы бюджета. Однако, нельзя развивать экономические и в частности, налоговый инструментарий с позиции одного дня. В настоящее время кризисные явления в экономике, спад производства и ухудшение финансового состояния предприятий тормозят развитие рыночной экономики, при этом происходит усугубление ситуации за счет проблемы неплатежей, постоянного роста объема дебиторской и кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов, что усложняет работу налоговой службы.

Городским налоговым управлением необходимо поддерживать связь с учреждениями банков, совместно отслеживать очередность  соблюдения списания денежных средств  со счетов предприятий и организаций  и кассовой дисциплины в части  своевременности сдачи наличных денег на расчетные счета в  банке, устанавливать периодический  и постоянный контроль, разработать  и внедрить компьютерные программы  автоматического отслеживания действий каждого банка по выполнению налоговых  предписаний касательно средств  на счетах недоимщиков и их дебиторов.

В соответствии, с выше перечисленными принципами, уже в 1992 г. началась работа над совершенствованием налоговой системы. Снижение налогового бремени, сокращение количества налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам - основной перечень требований, которым начал отвечать Указ президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".

Вышеуказанный законодательный акт был введен в действие с 1 июля 1995 г. В его  разработке принимали участие представители  и эксперты международных организаций: МВФ, Международной налоговой программы, ОЭСР, Гуверовского института, Стэндфордского университета, Гарвардского университета США.

Согласно  новому налоговому законодательству количество налогов в Казахстане было сокращено  до 11. Они подразделены на общегосударственные  и местные налоги, и это было сделано с учетом особенностей унитарного государства. В целом замена закона "О налоговой системе в Республике Казахстан" вышеназванным указом повысила уровень налоговой системы.

Информация о работе Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан