Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Приобретение Республикой Казахстан государственной независимости и переход к рыночной экономике предопределили необходимость глобальных изменений действующего механизма хозяйствования и налоговых взаимоотношений между налогоплательщиками и бюджетом
Для государства налоги - это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 6
1.1 Налоговая политика Республики Казахстана 11
1.2 Экономические основы и критерии развития
налоговой системы 18
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ,
УПЛАЧИВАЕМЫХ КОРПОРАЦИЕЙ 24
2.1 Характеристика налогов, уплачиваемых в бюджетные организации и ответственность налогоплательщиков 27
2.2 Налог на добавленную стоимость и финансовый учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость 31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

Файлы: 1 файл

курсовая фин. менеджмент окончательный вариант.docx

— 100.07 Кб (Скачать)

Казахстан первым из стран СНГ разработал и  ввел прогрессивное налоговое законодательство. Важным отличительным нововведением  стала отмена с июля 1997 г. кассового  метода в налоговом учете и  переход на метод начислений, который  ужесточил финансовую дисциплину и  создал условия для сокращения доли зачетных схем расчетов с бюджетом, а затем - и для отказа от них. Так, если в 1997 г. доля неденежных расчетов с бюджетом по налоговым и неналоговым поступлениям составляла 8,43%, в 1998 г. - уже 0,16%, то начиная с 1999 г. расчеты с бюджетом в республике производятся "живыми деньгами".

Крупнейшие  изменения затронули и механизм взимания налога на расчеты с бюджетом в республике производятся "живыми деньгами". добавленную стоимость, который в республике в начале 1990-х гг. заменил налог с оборота и налог с продаж. Дело в том, что до 1995 г. в Казахстане применялась такая форма взимания НДС, которая фактически придала ему форму не налога на потребление, а скорее налога на доходы, так как сумма налога, уплаченная по приобретенным ресурсам, учитывалась в составе себестоимости (издержек), тем самым происходило накопление налога, а сама модель приобретала кумулятивный характер. Применение этой модели в отношении экспортных операций также создавало определенные сложности, поскольку освобождение от НДС экспортных поставок предусматривало освобождение только последней стадии реализации без вычета сумм налога, уплаченного по приобретенным ресурсам. То есть товары поступали на внешний рынок не полностью "очищенными" от НДС, причем в дальнейшем подвергались дополнительному обложению этим налогом уже на таможенной границе в стране назначения. Такая "несопряженность" казахстанского НДС, действовавшего до июля 1995 г., с методами начисления НДС, основанными на зачетном механизме и применяемыми в большинстве торговых партнеров страны, безусловно, снижала конкурентоспособность казахстанских товаров и сдерживала приток инвестиций в страну. Поэтому в 1995 г. Казахстан перешел на зачетный метод взимания НДС, который основан на вычете налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) из суммы налога, начисленного по реализованной продукции, который не вызывает смещений в картине внутреннего производства и сбыта товаров и делает НДС абсолютно нейтральным по отношению к внешней торговле.

Следует подчеркнуть, что структура налогов, которая была заложена в 1995 г., легла  в основу нового Налогового кодекса. Принятие его было обусловлено необходимостью систематизации всех положений и  норм о налогах, регулирующих налоговые  отношения в стране, усиления правовых аспектов взаимоотношений между  государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными  органами и налогоплательщиками.

Анализируя  процессы экономического развития Казахстана: высокие темпы экономического роста, опережающий рост инвестиций в основной капитал, укрепление финансового потенциала, сокращение безработицы и повышение  реальных доходов населения можно  сказать, что во многом это связано  с совершенствованием налоговой  системы республики.

Как видно, в последние годы доходы бюджета  составляют в среднем 22-23% ВВП, что  является показателем сравнительно небольшой налоговой нагрузки. Этому  способствовало снижение ставок НДС  и совершенствование методологии  его взимания, уменьшение ставки социального  налога, ввод специальных налоговых  режимов, освобождение социальной сферы  и некоммерческих организаций от корпоративного подоходного налога.

Вместе  с тем значительно улучшились показатели собираемости налогов. За 1998-2002 гг. в 2 раза была уменьшена недоимка в целом по республике, составив на конец 2002 г. 8,7% к налоговым поступлениям за 2002 г. Коэффициент взыскания, рассчитанный как отношение суммы дополнительно взысканных налогов и платежей ко всей начисленной сумме, увеличился с 26% в 1999г. до 38% в 2003 г.

Негативные  тенденции кризиса 1998 г., выразившиеся в снижении доходов в реальном выражении и росте недоимки, потребовали  повысить контроль и дисциплину уплаты налогов. Начиная с 1999 г. в республике был внедрен мониторинг наиболее крупных налогоплательщиков. Мониторинг осуществляется путем сбора разработанных электронных форм финансовой отчетности, включая книгу покупок и реализации, и ее сопоставления с налоговой отчетностью и налоговыми обязательствами. Результатом внедрения мониторинга явился рост поступлений налогов от данной категории плательщиков и увеличение их доли в бюджете. Так, доля налогов от крупных налогоплательщиков в бюджете выросла с 33 до 48-52%, или с 6 до 9-11% к ВВП.

  Следующим шагом по увеличению собираемости налогов стал контроль за трансфертным ценообразованием. Принимая во внимание мировой опыт, был принят закон "О государственном контроле при применении трансфертных цен" и разработаны к нему нормативные акты. Согласно закону допускается отклонение применяемой цены на 10% рыночной цены, в противном случае доход налогоплательщика рассчитывается исходя из рыночных цен. С момента вступления в силу закона был проведен ряд проверок на предмет применения трансфертных цен в международных деловых операциях, а также отмечено существенное сближение средних экспортных цен на нефть и металлы с их мировыми котировками. Так, доля налогов от отрасли "добыча нефти и попутного газа" в общих поступлениях возросла с 7% в 1998 г. до 20% в 2002 г., от металлургической промышленности - от 1 до 5% соответственно.

Конечно, немаловажную роль сыграло повышение  цен на минерально-сырьевую продукцию  на мировых товарных рынках. Например, используя межотраслевой баланс производства и использования продукции  с помощью матрицы полных затрат, можно оценить влияние изменения  цены нефти на экономику и бюджет страны. При увеличении цены на нефть  на 1 долл. за баррель добавленная  стоимость по всем отраслям увеличивается  суммарно на 108 млн. долл., ВВП увеличивается  на 0,6%, а поступление налогов на 42 млн. долл. Тем не менее предпринятые шаги по совершенствованию налогового администрирования дали значительные результаты в пополнении доходов государственного бюджета.

 В этот период государство не только занималось совершенствованием налогового администрирования крупных предприятий сырьевого сектора, но и реализовывало комплексные шаги по налоговому стимулированию развития обрабатывающих секторов экономики. Так, правительством в 1999-2001 гг. был предпринят ряд мер государственной поддержки отечественных предприятий: введена нулевая ставка НДС на товары собственного производства, до 1 января 2003 г. продлены сроки уплаты налогов и штрафных санкций в отраслях машиностроения, текстильной, швейной, кожевенно-обувной, производства резиновых и пластмассовых изделий, химической промышленности сельхозтоваропроизводителям.

 В целом в данный период в стране была начата огромная подготовительная работа к внедрению нового Налогового кодекса, который, еще раз подчеркнем, сохранил экономическую основу, заложенную прежним налоговым законодательством, и явился единым кодифицированным документом, включившим в себя все положения о налоговой системе. В нем четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения налогового обязательства, установлены правила осуществления налогового контроля, определен перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также все важнейшие понятия и инструменты, необходимые для функционирования всей налоговой системы.

 Концепция, заложенная в Налоговом кодексе, направлена на обеспечение справедливости налоговой системы, ее стабильности и предсказуемости, достижения сбалансированности налоговой нагрузки для всех категорий налогоплательщиков и нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим процессам. Проводимые международными организациями экспертизы в период написания Налогового кодекса максимально приблизили документ к международной модели и международным принципам налогообложения. В то же время ряд особенностей, характерных исключительно для Казахстана, был гармонично отражен в Налоговом кодексе. В нем предусмотрено 18 видов налогов, в том числе платежей, и 12 сборов, носящих разовый характер -в случае совершения государственными органами юридически значимых действий в интересах плательщиков. Основную долю поступлений в бюджет составляют подоходные налоги (корпоративный и индивидуальный), косвенные (НДС и акцизы), социальный налог, а также специальные платежи недропользователей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Самой неблагоприятной  миссией в любой стране, как  известно, является сбор налогов, какой  справедливой она не была, так как  нет таких налогоплательщиков, которые  бы с радостью расстались с частью полученных ими доходов. Поэтому  большинство критических выступлений  приходится на саму налоговую систему. Положительное восприятие налога плательщиками  может наступить только тогда, когда  государство «дождется» такого уровня сознательности населения, при котором  каждый налогоплательщик добровольно  согласился бы давать налог и не испытывал при этом экономического ущемления. Но в силу неуклонного  роста уровня человеческих потребностей такое положение в условиях рыночной экономик вряд ли наступит. Но налоги носят объективный характер, их необходимость диктуется и обусловлена существованием государства.

Государство не может функционировать без  налогов, поскольку ему надо управлять, обеспечивать национальную оборону, безопасность и так далее. Кроме того, совместное проживание людей на определенной территории требует создания соответствующей  инфраструктуры общего пользования. Поэтому  важнейшей задачей создания системы  налогообложения и обеспечения  ее эффективного функционирования должно быть осознание каждым человеком, работником, а особенно предпринимателями, объективности  существования и необходимости  уплаты налогов. А для этого должно поменяться их сознание, отношение  к налогу не как к убытку, потере, а как к этому явлению относятся  американцы, которые говорят: «Налог- это цена цивилизации!» или китайцы: «Как же можно не любить свое государство, не уплачивая налоги». Конечно же, здесь немаловажную роль может сыграть само государство, путем информирования о фактическом использовании налогов.

Для стран  с рыночной экономикой вопросы совершенствования  налоговой системы и налогового законодательства являются одними из постоянных процессов. Вся налоговая  система, составные ее части должны быть сориентированы на стимулирование производственной и деловой активности.

Налоговая система должна быть повернута к  производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения. Весь мировой опыт свидетельствует  о том, что, достигнув определенной точки роста, налоги должны затем  снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул к  производственной и иной деятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Поэтому близость к критической  точке налоговых изъятий заставляет всесторонне анализировать ситуацию оптимальных уровней ставок налога.

Совершенствование системы налогообложения заключается  в совершенствовании законодательной  базы, а также в совершенствовании  механизма обложения.

Одним из главных условий успешного осуществления  налоговой реформы является максимальное сближение не совпадающих, а то прямо  противоположных интересов и  точек зрения всех участвующих в  процессе налогообложении сторон.

Таким образом, проанализировав все недостатки и достоинства действующего механизма  налоговой системы целесообразным предложить следующее:

-создать  единую систему учета; т.е. такую  систему, которая бы позволила производить исчисления налога совмещая в себе все '' лучшие стороны '', как в интересах налогоплательщика, так и государства;

-перейти  на ранее существующий кассовый  метод;

-авансовые  платежи заменить текущими;

-установить  ставки, которые бы не сталкивали  интересы плательщиков и государства,  качественная разработка системы  предоставления скидок и льгот;

-введение  единого налога;

-ограничить  внесение поправок и корректировок  в Инструкции и другие нормативные  акты, для того, чтобы они не  противоречили Налоговому Кодексу  РК, а лишь разъясняли его;

-создание  качественных секторов информационного  разъяснения, периодически вводимых  новшеств в Закон, с целью  доведения их до населения;

- разработки  и введения административного  кодекса, регламентирующего права  и обязанности, как налогоплательщика,  так и работников налоговых  служб;

-дальнейшее совершенствование  информационно-технического обеспечения  налоговых органов, которая бы  облегчала деятельность налоговых  инспекторов в организации учета  и контроля налогоплательщиков.  Нестабильность налогового законодательства, внесение в него изменений, корректировок, не лучший путь в финансовой сфере. Для стабильности в налогообложении я считаю, необходимым законодательно закрепить недопустимость любых изменений в течение налогового года, а также установить нормы ограничения на внесение поправок, влияющих на усиление налогового бремени.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Байдуйсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы Казахстана – 2001 г. № 4 с. 23-31

Информация о работе Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан