Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Приобретение Республикой Казахстан государственной независимости и переход к рыночной экономике предопределили необходимость глобальных изменений действующего механизма хозяйствования и налоговых взаимоотношений между налогоплательщиками и бюджетом
Для государства налоги - это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 6
1.1 Налоговая политика Республики Казахстана 11
1.2 Экономические основы и критерии развития
налоговой системы 18
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ,
УПЛАЧИВАЕМЫХ КОРПОРАЦИЕЙ 24
2.1 Характеристика налогов, уплачиваемых в бюджетные организации и ответственность налогоплательщиков 27
2.2 Налог на добавленную стоимость и финансовый учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость 31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

Файлы: 1 файл

курсовая фин. менеджмент окончательный вариант.docx

— 100.07 Кб (Скачать)

Сущность  налогов проявляется в их функциях. Следует иметь в виду, что с  точки зрения категории финансов в целом налоги являются субкатегорией, поэтому относительно финансов функции налогов следует рассматривать как составляющие подфункции распределительной функции финансов.

1. Исторически  первой является фискальная функция  налогов, обеспечивающая поступление  средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.

2. Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции определяются долей налогов в валовом внутреннем продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода.

3. Третья  функция налогов - регулирующая - возникает с расширением экономической  деятельности государства. Она  целенаправленно воздействует на  развитие национального хозяйства  в соответствии с принимаемыми  программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуры и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления. Таким образом, в последние годы для Казахстана характерен низкий удельный вес налоговых и приравненных к ним платежей, что объясняется их недостаточной собираемостью - уклонением от налогообложения.

Государство проводит налоговую политику - систему  мероприятий в области налогов - в соответствии с выработанной экономической политикой в зависимости  от социально-экономических и других целей и задач общества каждого  конкретного периода его развития.

В условиях формирования рыночных отношений основным направлением налоговой политики является отход от не оправдавшего себя принципа формирования значительной части реальных доходов населения чрез централизованные общественные фонды потребления. Это позволит существенно увеличить доходы трудоспособной части населения через мотивационный механизм экономической заинтересованности в усилении трудовой активности. Через налоговую систему обеспечивается более эффективная и надежная социальная защита нетрудоспособных членов общества.

 

    1. Налоговая политика Республики Казахстана 

 

Совокупность  видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов  налоговой службы образует налоговую  систему государства.

Наиболее  глубинным, отличительным признаком  налоговой системы является законный, легальный характер платежей, хозяйственная  самостоятельность плательщика. Кроме  того, налоговая система заключает  в себе возможности для экономического воздействия на процесс производства, его динамику, структуру и на развитие научно – технического прогресса, становления рыночных отношений .

В экономической  литературе встречаются различные  определения налоговой системы, которые собственно различаются  между собой только лишь полнотой включения ее отдельно составных  частей. Существует мнение, что налоговая  система определяется как совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм методов их построения. Известный экономист М.Г. Оспанов дал свое определение налоговой системы: «Законодательно установленный перечень всех действующих на данном моменте в пределах территории страны налогов и других обязательных платежей в бюджет с указанием плательщиков и объектов обложения, условий и сроков выплаты, методологии расчета и учета, а также составляющих в совокупности систему управления налогами соответствующих положений». Каждая из составных частей налоговой системы выступает реальным инструментом налоговой системы. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструмент перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста.

Налоговая система Казахстана неадекватна  экономическим условиям и задачам  ее развития, не отражает специфики  периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговых систем экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирование такой  системы налогообложения, которая  способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов  рынка с одновременным постепенно решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом  к экономическому росту.

Налоговая система Республики в большей  мере должна отвечать уровню экономического развития общества и характеру формируемых  в нем новых экономических отношений, стратегии развития страны. Основной задачей налоговой системы должна стать борьба с инфляцией и спадом производства. Базой разрешения этой двуединой задачи должна стать превалирующая роль регулирующей функции налоговой системы. Налоговая система и механизм ее реализации должны адекватно отражать эту налоговую политику, обеспечивать сбалансированность общегосударственных и частных интересов, способствовать ускорению научно-технического прогресса, содействовать развитию активного предпринимательства. Другими словами, в качестве решающего средства реализации налоговой системы должны стать всемерная поддержка отечественного производства и отечественных потребителей, стимулирование увеличения объемов производства, повышение конкурентоспособности продукции казахстанских товаропроизводителей.

Первая  задача, которую должна решить налоговая  система, наряду с привлечением дополнительных средств для покрытия финансовых нужд государства, это стимулировать развитие отечественного производства. «Международный опыт свидетельствует: главное в экономическом росте состоит в том, чтобы создать благоприятный климат для инвестирования в производство для национальных и международных товаропроизводителей, уловить и эффективно использовать международные экономические тенденции. Это касается, прежде всего, более полного учета в Налоговом кодексе интернализации и глобализации экономических процессов».

Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование  порождено необходимостью покрывать  общественные потребности. Данная способность  налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной  для выражения сути и назначения налога. Однако тяжесть налогового бремени и полная подчиненность  налогообложения интересам казны  приводит к тому, что налогоплательщики  не только не выполняют возложенных  на низ налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

Налоги  играют важную роль в социальной жизни. О них спорят на заседаниях парламентов  и правлений партий, их обещают  снизить во время предвыборных компании, и часто повышают между выборами. Большинство граждан считают, что  они платят слишком высокие налоги, что другие социальные группы платят слишком низкие налоги и что государство  расходует не достаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим.

Теоретический потенциал налога как экономической  категории реализует система  налогообложения (Приложение А), которой свойственны определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.

Функциональная  результативность системы налогообложения  изначально предопределена сущность объективных  экономических категорий «налог»  и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической  категории в системе практического  хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной  экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему  экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно  с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы  налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории  «налогообложение» в принятой законом  конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения  может существенно различаться. Исходя из экономической природы  категории «налогообложение» налоговой  системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.

Сущность  налоговой системы проявляется  в ее функциях. В числе налоговых  функций ученые называют: фискальную, перераспределительную, контрольную, регулирующую.

Исторически первой является фискальная функция, обеспечивающая поступление средств государственный  бюджет. По мере развития товарно –  денежных отношений эта функция  определяет все увеличивающиеся  поступления государству денежных доходов. Посредством фискальной функции  системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции определяются долей налогов в валовом национальном продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода: эта доля составила 19,7% в 2002 г., 16,6 - в 2003 г., 17,4-в 2004г., 22,6 - в 2005г., 19,3 - в 2006г. (а с учетом Национального фонда - 25,0%), в 2007 г. - 21,3% (25,3% с Национальным фондом Республики Казахстан).

Посредством регулирующей функции формируются  противовесы излишнему фискальному  гнету, т.е. создаются специальные  механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических  интересов. Конечная цель налогового регулирования  – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов  бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда  денежных средств.

Таким образом, обе налоговые функции позволяют  трансформировать внутренний потенциал  налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Третья  функция налогов - регулирующая - возникает  с расширением экономической  деятельности государства. Оно целенаправленно  воздействует на развитие национального  хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и  скидки. Эти регуляторы влияют на структуры  и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления. Регулирующая функция – это роль налогов  и налоговой политики в системе  факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и  предложения, темпов роста и занятости. Таким образом, в последние годы для Казахстана характерен низкий удельный вес налоговых и приравненных к ним платежей, что объясняется  их недостаточной собираемостью  уклонением от налогообложения.

Важную  регулирующую роль играет сама система  налогообложения, избранная правительством. Например, налог, с оборота широко применявшийся до замены его на НДС, при допущении его расчета  по «принципу органического единства»  не взимался с оборота между предприятиями  «органически единой» фирмы, корпорации и ставил, таким образом, крупные  фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в  такой трактовке становилось  инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу вертикальных структур, подразделения которые  тесно связаны между собой  технологически.

Как и  финансам в целом, налогам свойственна  также контрольная функция, позволяющая  обеспечить проверку правильности и  своевременности внесения налогоплательщиком налоговых платежей в бюджет посредством  количественного отображения финансовых показателей. Контрольная функция  налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства  и предприятий, реализацию и действенность  силы государственной власти. Без  контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может  эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной  функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции  налогов означает ослабление государственной  власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная функция  налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых  платежей и действенности и эффективности  штрафных санкций и ответственности  тех, кто не выполняет или не в  полной мере выполняет обязательства  перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов  ослаблена, то это соответственно снижает  эффективность налоговой системы  в целом.

Государство проводит налоговую политику - систему  мероприятий в области налогов  в соответствии с выработанной экономической  политикой, в зависимости от социально-экономических  и других целей и задач общества каждого конкретного периода  его развития.

Наиболее  важную роль в налоговом механизме  имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система  льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения  и другие элементы, связанные с  исчислением налогов).

Информация о работе Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан