Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:49, курсовая работа
Приобретение Республикой Казахстан государственной независимости и переход к рыночной экономике предопределили необходимость глобальных изменений действующего механизма хозяйствования и налоговых взаимоотношений между налогоплательщиками и бюджетом
Для государства налоги - это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ 6
1.1 Налоговая политика Республики Казахстана 11
1.2 Экономические основы и критерии развития
налоговой системы 18
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ,
УПЛАЧИВАЕМЫХ КОРПОРАЦИЕЙ 24
2.1 Характеристика налогов, уплачиваемых в бюджетные организации и ответственность налогоплательщиков 27
2.2 Налог на добавленную стоимость и финансовый учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость 31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Сущность налогов проявляется в их функциях. Следует иметь в виду, что с точки зрения категории финансов в целом налоги являются субкатегорией, поэтому относительно финансов функции налогов следует рассматривать как составляющие подфункции распределительной функции финансов.
1. Исторически
первой является фискальная
2. Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции определяются долей налогов в валовом внутреннем продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода.
3. Третья
функция налогов - регулирующая -
возникает с расширением
Государство
проводит налоговую политику - систему
мероприятий в области налогов
- в соответствии с выработанной
экономической политикой в
В условиях формирования рыночных отношений основным направлением налоговой политики является отход от не оправдавшего себя принципа формирования значительной части реальных доходов населения чрез централизованные общественные фонды потребления. Это позволит существенно увеличить доходы трудоспособной части населения через мотивационный механизм экономической заинтересованности в усилении трудовой активности. Через налоговую систему обеспечивается более эффективная и надежная социальная защита нетрудоспособных членов общества.
Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства.
Наиболее глубинным, отличительным признаком налоговой системы является законный, легальный характер платежей, хозяйственная самостоятельность плательщика. Кроме того, налоговая система заключает в себе возможности для экономического воздействия на процесс производства, его динамику, структуру и на развитие научно – технического прогресса, становления рыночных отношений .
В экономической литературе встречаются различные определения налоговой системы, которые собственно различаются между собой только лишь полнотой включения ее отдельно составных частей. Существует мнение, что налоговая система определяется как совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм методов их построения. Известный экономист М.Г. Оспанов дал свое определение налоговой системы: «Законодательно установленный перечень всех действующих на данном моменте в пределах территории страны налогов и других обязательных платежей в бюджет с указанием плательщиков и объектов обложения, условий и сроков выплаты, методологии расчета и учета, а также составляющих в совокупности систему управления налогами соответствующих положений». Каждая из составных частей налоговой системы выступает реальным инструментом налоговой системы. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструмент перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста.
Налоговая
система Казахстана неадекватна
экономическим условиям и задачам
ее развития, не отражает специфики
периода построения рыночной экономики,
не учитывает тенденций развития
налоговых систем экономически развитых
стран и мирового опыта в целом.
В связи с этим актуальной остается
задача обеспечить формирование такой
системы налогообложения, которая
способствовала бы развитию экономики,
формированию полноценных субъектов
рынка с одновременным
Налоговая система Республики в большей мере должна отвечать уровню экономического развития общества и характеру формируемых в нем новых экономических отношений, стратегии развития страны. Основной задачей налоговой системы должна стать борьба с инфляцией и спадом производства. Базой разрешения этой двуединой задачи должна стать превалирующая роль регулирующей функции налоговой системы. Налоговая система и механизм ее реализации должны адекватно отражать эту налоговую политику, обеспечивать сбалансированность общегосударственных и частных интересов, способствовать ускорению научно-технического прогресса, содействовать развитию активного предпринимательства. Другими словами, в качестве решающего средства реализации налоговой системы должны стать всемерная поддержка отечественного производства и отечественных потребителей, стимулирование увеличения объемов производства, повышение конкурентоспособности продукции казахстанских товаропроизводителей.
Первая задача, которую должна решить налоговая система, наряду с привлечением дополнительных средств для покрытия финансовых нужд государства, это стимулировать развитие отечественного производства. «Международный опыт свидетельствует: главное в экономическом росте состоит в том, чтобы создать благоприятный климат для инвестирования в производство для национальных и международных товаропроизводителей, уловить и эффективно использовать международные экономические тенденции. Это касается, прежде всего, более полного учета в Налоговом кодексе интернализации и глобализации экономических процессов».
Исторически
налоги рассматривались и существовали
как податные системы. Само их существование
порождено необходимостью покрывать
общественные потребности. Данная способность
налога определяется как фискальная
функция. Фискальная функция долгое
время считалась
Налоги играют важную роль в социальной жизни. О них спорят на заседаниях парламентов и правлений партий, их обещают снизить во время предвыборных компании, и часто повышают между выборами. Большинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, что другие социальные группы платят слишком низкие налоги и что государство расходует не достаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим.
Теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения (Приложение А), которой свойственны определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.
Функциональная
результативность системы налогообложения
изначально предопределена сущность объективных
экономических категорий «
Сущность налоговой системы проявляется в ее функциях. В числе налоговых функций ученые называют: фискальную, перераспределительную, контрольную, регулирующую.
Исторически
первой является фискальная функция, обеспечивающая
поступление средств
Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции определяются долей налогов в валовом национальном продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода: эта доля составила 19,7% в 2002 г., 16,6 - в 2003 г., 17,4-в 2004г., 22,6 - в 2005г., 19,3 - в 2006г. (а с учетом Национального фонда - 25,0%), в 2007 г. - 21,3% (25,3% с Национальным фондом Республики Казахстан).
Посредством
регулирующей функции формируются
противовесы излишнему
Таким образом,
обе налоговые функции
Третья
функция налогов - регулирующая - возникает
с расширением экономической
деятельности государства. Оно целенаправленно
воздействует на развитие национального
хозяйства в соответствии с принимаемыми
программами. При этом используются
выбор форм налогов, изменение их
ставок, способов взимания, льготы и
скидки. Эти регуляторы влияют на структуры
и пропорции общественного
Важную
регулирующую роль играет сама система
налогообложения, избранная правительством.
Например, налог, с оборота широко
применявшийся до замены его на НДС,
при допущении его расчета
по «принципу органического
Как и
финансам в целом, налогам свойственна
также контрольная функция, позволяющая
обеспечить проверку правильности и
своевременности внесения налогоплательщиком
налоговых платежей в бюджет посредством
количественного отображения
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном
отношении контрольная функция
налогов проявляется в
Контрольная
функция налоговой системы
Государство проводит налоговую политику - систему мероприятий в области налогов в соответствии с выработанной экономической политикой, в зависимости от социально-экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития.
Наиболее
важную роль в налоговом механизме
имеет налоговое