Уполномоченный по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной мною темы, что интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.

Оглавление

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института Уполномоченного 6
по правам человека 6
1.1 История и проблемы становления института Уполномоченного по правам человека в России 6
1.2 Основные назначения и цели создания института Уполномоченного по правам человека 9
Глава 2. Особенности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в Европейском суде 21
2.1 Требования, предъявляемые к Уполномоченному по правам человека в РФ и его компетенция 21
2.2 Уполномоченный по правам человека в Европейском суде 34
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая по уполномоченному по правам человека.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

Уполномоченным  может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, обладающий высокими моральными качествами, пользующийся авторитетом и доверием общественности, имеющий необходимые познания в  области прав и свобод человека, опыт их защиты. Назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.

 

Глава 2. Особенности Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации и в Европейском суде

 

2.1 Требования, предъявляемые к Уполномоченному  по правам человека в РФ  и его компетенция

 

На должность  Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Предложения о  кандидатах на должность Уполномоченного  могут вноситься в Государственную  Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе. Предложения о вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Уполномоченный  назначается на должность и освобождается  от должности Государственной Думой  большинством голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Государственная  Дума принимает постановление о  назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

При вступлении в должность  Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести».

С момента принесения присяги  Уполномоченный считается вступившим в должность.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.  Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Политическая нейтральность названного правового института заложена в самой его идее. О.О. Миронов, назначенный на эту должность, сложил свои депутатские полномочия и вышел из рядов своей партии.

Уполномоченный по правам человека не должен выступать за проведение определенного политического курса, той или иной политики в конкретной сфере, будь то сфера экономических, социальных, финансовых, культурных или  иных проблем. Он подчинен только закону. Однако находятся политические силы, которые уже сейчас готовы либо втягивать Уполномоченного в политику, либо дискредитировать этот институт. Показательно, что при обсуждении кандидатур на должность Уполномоченного такую линию пытались провести некоторые депутаты Государственной Думы. В ряде газет появились статьи с грубыми выпадами в адрес вновь назначенного Уполномоченного по правам человека в РФ. Словом, вместо того, чтобы помогать становлению нового правового института защиты прав человека, некоторые политические силы пытаются любыми средствами его дискредитировать. Безусловно, Уполномоченный может влиять на разработку и применение правовых норм, но лишь с той целью, чтобы привести право в соответствие с международными гуманитарными тенденциями, а правоприменительную практику освободить от дискриминации и волюнтаризма, обеспечив приоритет соблюдения прав граждан.

Уполномоченный  обладает неприкосновенностью в  течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

В случае задержания Уполномоченного  на месте преступления должностное  лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную  Думу, которая должна принять решение  о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

1. Уполномоченный досрочно  освобождается от должности в  случаях:

1) нарушения требований статьи 11 Федерального конституционного закона;

2) вступления в законную  силу обвинительного приговора  суда в отношении Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного  могут быть прекращены Государственной  Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

3. Уполномоченный  может быть освобожден от должности  также в случае подачи им  заявления о сложении полномочий.

4. Досрочное  освобождение Уполномоченного от  должности производится постановлением  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации. В этом случае новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 6 - 10 Федерального конституционного закона.

В компетенцию  Уполномоченного входит рассмотрение жалоб граждан РФ и находящихся  на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее они обжаловали эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми по их жалобе.

Уполномоченный  не рассматривает жалобы на решения  палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Она должна содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного  содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу  к рассмотрению;

2) разъяснить  заявителю средства, которые тот  вправе использовать для защиты  своих прав и свобод;

3) передать жалобу  государственному органу, органу  местного самоуправления или  должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в  принятии жалобы к рассмотрению.

Из этого  правила есть исключение: так, при  наличии информации о массовых или  грубых нарушениях прав и свобод граждан  либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

Приступив к  рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным  органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или  действия (бездействие) которых обжалуются.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно  посещать все органы государственной  власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях  их коллегиальных органов, а  также беспрепятственно посещать  предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать  и получать от государственных  органов, органов местного самоуправления  и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения  должностных лиц и государственных  служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе  рассмотрения жалобы;

4) проводить  самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным  государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться  с уголовными, гражданскими делами  и делами об административных  правонарушениях, решения (приговоры)  по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного  приема руководителями и другими  должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Предоставление  Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный  вправе отказаться от дачи свидетельских  показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему  известными в связи с выполнением его обязанностей.

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

О результатах  рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

В случае установления факта нарушения прав заявителя  Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным конституционным законом и направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться  в суд с заявлением в защиту  прав и свобод, нарушенных решениями  или действиями (бездействием) государственного  органа, органа местного самоуправления  или должностного лица, а также  лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

Информация о работе Уполномоченный по правам человека