Уполномоченный по правам человека в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать институт Уполномоченного по правам человека в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
• Раскрыть общую характеристику института омбуцмена, проанализировать цели и задачи данного института;
• Рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ и выявить его функции и порядок назначения и освобождения от должности.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Омбудсман как институт конституционного права 6
1.1. Становление института Уполномоченного по правам человека в России. Цели и задачи деятельности 6
1.2. Компетенции Уполномоченного по правам человека 10
Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ 15
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека 15
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека. Законодательное регулирование института омбудсмана в РФ 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 67.51 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Омбудсман как институт конституционного права 6

1.1. Становление института Уполномоченного по правам человека в России. Цели и задачи деятельности 6

1.2. Компетенции Уполномоченного по правам человека 10

Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ 15

2.1. Функции Уполномоченного по правам человека 15

2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека. Законодательное регулирование института омбудсмана в РФ 18

Заключение 23

Список использованной литературы 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую Декларацию прав человека1 - документ, воплотивший в себе идеи нескольких поколений мыслителей-гуманистов. Впервые в истории мировой цивилизации на планетарном уровне получил признание принцип «суверенитета человеческой личности», основу которого составляют естественные права и свободы, принадлежащие каждому человеку вне зависимости от его политических взглядов, национальности, вероисповедания, гражданства, пола или имущественного положения.

Сегодня, столкнувшись с  проблемами и вызовами нового века, можно с уверенностью сказать, что  гуманистические принципы, положенные в основу Всеобщей декларации прав человека, ничуть не утратили своей  актуальности. Несмотря на то, что этот документ не имеет обязательной юридической  силы, огромное большинство государств воспринимает его как некую цель, к которой надо стремиться. Не случайно поэтому, что на основе Всеобщей декларации прав человека подписаны многие международные  договоры и конвенции, созданы универсальные  механизмы защиты прав человека.

К числу современных  актуальных проблем науки конституционного права Российской Федерации относятся  вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, причем, не только на федеральном  уровне, но и на уровне отдельно взятого  субъекта Российской Федерации2.

Конституция Российской Федерации в статье 2 декларирует, что человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства. Глава 2 Конституции целиком  посвящена правам и свободам человека и гражданина. Так, статья 17 данной главы  говорит о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права и  в соответствии с настоящей Конституцией. Далее, согласно статье 18, права и  свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и  исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Часть 1 статьи 45 гласит, что государственная  защита прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации  гарантируется.

Таково официальное  отношение современного российского  государства к правам человека и  их месту в государственно-правовой системе страны. Цель которого защита прав и свобод человека в РФ.

Одним из важнейших  направлений реализации данной цели является развитие различных независимых  структур, действующих как в рамках гражданского общества, так и в  качестве институтов государства и  имеющих своей целью контроль за деятельностью государственных  органов, их должностных лиц и  государственных служащих, соблюдением  ими прав и свобод граждан. Такие  институты существуют и сегодня: общественные правозащитные организации  пытаются контролировать государственный  аппарат от имени гражданского общества, а на государственном уровне действуют  прокуратура, суды, милиция и другие органы, на которые возложена защита прав и свобод граждан.

Однако очевидно, что вся эта система в настоящий  момент не работает: у правозащитных  организаций слишком мало правовых возможностей, а правоохранительные органы являются скорее "правохоронительными".

Следовательно очевидна необходимость поиска новых институциональных  форм, которые помогли бы сделать  механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально  затруднить возможность их бесконтрольного  попрания со стороны государства  и его служащих.

Решению этой сложной  задачи могло бы способствовать создание и развитие одного из важнейших институтов конституционного права - Уполномоченного  по правам человека (омбудсмана), который  сформировался в рамках европейской  правовой традиции и существует сегодня  во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится  как бы между обществом и властью, являясь своеобразным "мостом" между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган  государства, имеющий достаточную  степень самостоятельности, но в  то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны  государственных структур и чиновников и применять предоставленные  ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно  стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности  сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком  глубоко3.

В настоящее время в  Российской Федерации идет процесс  формирования нового и модернизация существующего механизма обеспечения  прав и свобод человека и гражданина. Проводятся всесторонние исследования в этой области, но, как показывает практика, эти усилия не приводят к  заметным улучшениям4.

Права и свободы граждан  продолжают нарушаться, причем, объем  этих нарушений постоянно увеличивается. Следовательно, не все элементы защиты прав и свобод личности изучены.

Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в обществе была и  остается одной из приоритетных в  научной среде. Отдельным аспектам указанной темы посвящены работы Алексеев С.С, Смоленский М.Б, М.В. Баглая, Козлова Е.И, Корнеева Н.В, Ливеровский  А.А, В.П. Воложанина, Е.А.Лукашевой, В.А. Карташкина, С.А. Комарова, Хаманева Н. Ю, В.В. Лазарева, Бойцова В.В и других.

В последнее время стало  складываться новое направление  исследований прав человека, во многом оно касается проблем изучения отдельных  видов деятельности органов государственной  власти и негосударственных организаций  в сфере защиты прав и свобод личности.

Сегодня и государству, и гражданскому обществу требуются  терпение, мудрость и мужество.

Цель курсовой работы - проанализировать институт Уполномоченного по правам человека в России.

Данная цель реализуется  в работе на основе решения следующих  задач:

  • Раскрыть общую характеристику института омбуцмена, проанализировать цели и задачи данного института;
  • Рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ и выявить его функции и порядок назначения и освобождения от должности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Омбудсман  как институт конституционного права

    1. Становление института Уполномоченного по правам человека в России. Цели и задачи деятельности

Согласно определению  международной ассоциации юристов, народный защитник "омбудсман" – это "служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти, возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады".5

В целом омбудсман  понимается как достойное доверия  независимое лицо, уполномоченное парламентом  на охрану прав отдельных граждан  и осуществляющее опосредованный парламентский  контроль в форме обширного надзора  за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.6 

Учреждение института  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в  России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже  известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в  Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции. Второй страной, где  был введена должность омбудсмана, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины ХХ века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах7.

До Первой мировой войны  институт уполномоченного представлял  собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой  войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты  важные международные правовые документы  в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую  отмечает весь мир, стала Днем прав человека.

Сегодня более чем в  ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в  странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в  большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц8.

В мировой практике известны три модели института омбудсмана, которые различаются его местом в государственно-правовой системе, порядком его назначения, подчиненностью (подотчетностью) той или иной ветви власти или отсутствием таковой, объемом полномочий и т.д. Эти три модели – следующие:

  1. Исполнительный омбудсман. Он является органом исполнительной власти, назначается правительством или президентом, ему подконтролен и подотчетен. Это довольно редко встречающийся вариант, который существует во Франции (Медиатор) и назначается Советом Министров. Также похожий институт действует в некоторых штатах США. Собственно, это спорный вопрос: можно ли французского медиатора отнести к омбудсману.

В России историческим предшественником института омбудсмана также были еще сохраняющиеся в ряде регионов комиссии по правам человека "при  Президенте" и "при губернаторе".

2. Независимый  омбудсман. Он представляет собой  особую и самостоятельную ветвь  власти, уровень которой соответствует  уровню законодательной, исполнительной  и судебной власти. При этом  он может быть назначен президентом  или парламентом, но после назначения  не подчиняется назначившему  его органу. Такая модель омбудсмана  существует в Португалии (Проведор  юстиции), Намибии и Нидерландах.

3. Парламентский  омбудсман. Он находится в системе  законодательной ветви власти, назначается  (избирается) парламентом и подотчетен (или подконтролен) ему. Он выступает  в качестве органа парламента, но обладает широкими полномочиями, придающими ему определенную  самостоятельность и независимость  от самого парламента. Основным  направлением деятельности классического  парламентского омбудсмана является  контроль над деятельностью администрации  и ее должностных лиц (в отличие  от двух других моделей, в  которых его контроль распространяется  как на исполнительную, так и  на законодательную власть)9.

В большинстве стран, где существует институт омбудсмана, он принадлежит именно парламентской  модели. Это естественно, поскольку  «Исторически омбудсман – дитя парламента»10. Институт омбудсмана в правовых системах цивилизованных стран мира по справедливости считается важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов.

В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного  по правам человека впервые получила юридическое воплощение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22.11.1991 г. Верховным Советом  РСФСР.

Статья 40 Декларации предусматривала  создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначается Верховным  Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР».

Постановление о введении Декларации в действие возлагало  на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию  Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был.

Должность Уполномоченного  по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт  «д» ч.1 ст.103 Конституции относит  к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности  Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным  законом11.

Должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  учреждена в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и  уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет  существующие средства защиты прав и  свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных  органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в РФ