Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать институт Уполномоченного по правам человека в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
• Раскрыть общую характеристику института омбуцмена, проанализировать цели и задачи данного института;
• Рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ и выявить его функции и порядок назначения и освобождения от должности.
Введение 3
Глава 1. Омбудсман как институт конституционного права 6
1.1. Становление института Уполномоченного по правам человека в России. Цели и задачи деятельности 6
1.2. Компетенции Уполномоченного по правам человека 10
Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ 15
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека 15
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека. Законодательное регулирование института омбудсмана в РФ 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой:
- в случае нарушения
им статьи закона о
- в случае вступления
в законную силу
- ввиду его длительной
(не менее четырех месяцев
- в случае подачи им
заявления о сложении
При этом новый уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности его предшественника24.
В России впервые
должность Уполномоченного по правам
человека была Упомянута в Декларации
прав и свобод человека и гражданина
РФ от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным
Советом. Причем в ней говорилось
именно о Парламентском
Однако в Конституции РФ 1993 года эта идея не получила развития, чему причиной являлась политическая ситуация в стране, конфликт между исполнительной и законодательной властью. В принятом варианте Конституции определение "парламентский" исчезло, и единственная норма, касающаяся Уполномоченного по правам человека (ст. 103), относит к ведению Госдумы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
До принятия данного
закона институт Уполномоченного действовал
на основании президентского указа
"О мерах по обеспечению конституционных
функций Уполномоченного по правам
человека" от 04.08.94 N 1587. Этим документом
было установлено, что до принятия соответствующего
федерального конституционного закона
реализация конституционных функций
Уполномоченного по правам человека
обеспечивается путем осуществления
им полномочий, предоставленных председателю
Комиссии по правам человека при Президенте
РФ. В качестве гарантий деятельности
Уполномоченного были установлены
определенные обязанности органов
государственной власти и местного
самоуправления, а также их должностных
лиц. Они должны были в 2-недельный
срок: представлять по запросам Уполномоченного
информацию, необходимую для осуществления
его полномочий; давать ответы на его
обращения в связи с
Федеральный конституционный
закон "Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации"
был принят 26 декабря 1997 года. Он определил
порядок назначения на должность
и освобождения от должности Уполномоченного,
его компетенцию, организационные
формы и условия его
Как сказано в п. 1 статьи 1 Закона, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Средствами, указанными в данном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Хотя Уполномоченный
по правам человека в Российской Федерации
назначается на должность и освобождается
от должности Государственной
Таким образом, российский
вариант ближе к модели независимого
омбудсмана, хотя в отличие от стран,
где действует такая модель, он
не поставлен по своему правовому
статусу в ряд высших органов
государственной власти и не наделен
мощными властными
Подводя итог данной
работы можно сказать, что на сегодняшний
день институт Уполномоченного по правам
человека пока находится в развитие.
Прогнозируя тенденции развития
института Омбудсмана в России можно
предположить, что не исключена децентрализация
функций Уполномоченного по правам
человека и образование
В дальнейшем законодательство о омбудсмане, вероятно, будет совершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что он сможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.
А такой инструмент контроля крайне необходим, поскольку нарушения прав человека со стороны государственных структур и их служащих (в особенности это касается правоохранительных органов, которые, должны стоять на страже закона и прав и свобод граждан) происходят повсеместно. Существующие же механизмы защиты от этого произвола слишком слабы и неэффективны.
Цель, которая была поставлена в данной работе, с успехом выполнена. Проанализировав институт уполномоченного по правам человека, можно сделать следующие выводы:
Институт Уполномоченного по правам человека учрежден в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан
Развитие института
Уполномоченного по правам человека
может стать важным шагом в
этом направлении. При этом существенным
фактором, от которого во многом зависит
эффективность его
«Законы и иные нормативно-правовые акты»
«Специальная литература»
1 «Всеобщая декларация прав человека». III сессия Генеральной Ассамблеи ООН: резолюций 217А от 110.12.1948 г.
2 Г.Н. Комковой. «Конституционное право России». М.: Юристъ, 2006. (стр.399).
3 Баглай М.В. « Конституционное право Российской Федерации».М.: НОРМА, 2007. (стр. 767).
4 Алексеев С.С. «Теория государства и права».М.: НОРМА, 1998. (стр.422-423)
5 Комарова В.В. «Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации». // Государство и право, 1999, №9.(стр.21).
6 Сунгуров А.Ю. «Региональный уполномоченный по правам человека – первые шаги в России». // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. СПб., 1999. (стр.198).
7 Смоленский М.Б. «Конституционное (государственное) право России». М.: МарТ, 2008. (стр.224).
8 Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким-Кимэн, А.Г. Чернявского. «Конституционное право». М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. (стр.416).
9 Карпов А.В. «Конституционное (государственное) право России». учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2008. (стр.180).
10 Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека. // Ученые записки, выпуск второй. – СПб: Институт права, 1999. С.74.
11 Конституция РФ принята на Всенародном референдуме 12.12.1993(с учетом законов о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6) // Российская газета 1993 25 декабря; Российская газета 2008 31 декабря
12 Федеральный Конституционный Закон РФ от 26.02.97 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.08) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. 1997. N 9.
13 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России». М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. (стр.608).
14 Е.А.Лукашевой. «Права человека». М.: НОРМА, 2002. (стр.448).
15 См: Е.А.Лукашевой. «Права человека». М.: НОРМА, 2002.
16 Кузьминых Н.В. Диссертация: «Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) в странах Содружества Независимых Государств (СНГ)». Москва, 2004
17 Хаманева Н. Ю. «Специфика правового статуса уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности» // Государство и право, М.: 1997. № 9. (стр.30).
18 См: Федеральный Конституционный Закон от 26.02.97 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.08) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. 1997. N 9.
19 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 1998 г. // Российская газета, 10 и 11 марта 1999 г.
20 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 2000 г.
21 См: Федеральный Конституционный Закон от 26.02.97 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.08) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. 1997. N 9.