Уполномоченный по правам человека в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать институт Уполномоченного по правам человека в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
• Раскрыть общую характеристику института омбуцмена, проанализировать цели и задачи данного института;
• Рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ и выявить его функции и порядок назначения и освобождения от должности.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Омбудсман как институт конституционного права 6
1.1. Становление института Уполномоченного по правам человека в России. Цели и задачи деятельности 6
1.2. Компетенции Уполномоченного по правам человека 10
Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ 15
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека 15
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека. Законодательное регулирование института омбудсмана в РФ 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 67.51 Кб (Скачать)

Уполномоченный  досрочно освобождается от должности  Государственной Думой:

- в случае нарушения  им статьи закона о деятельности  несовместимой с его статусом;

- в случае вступления  в законную силу обвинительного  приговора суда в его отношении; 

- ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности  по состоянию здоровья или  иным причинам;

- в случае подачи им  заявления о сложении полномочий.

При этом новый  уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня  досрочного освобождения от должности  его предшественника24.

В России впервые  должность Уполномоченного по правам человека была Упомянута в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным  Советом. Причем в ней говорилось именно о Парламентском уполномоченном, который назначается парламентом, подотчетен ему и обладает такой  же неприкосновенностью, что и депутат. Согласно Декларации, Парламентский  уполномоченный осуществляет парламентский  контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ. Был  разработан проект закона "О парламентском  уполномоченном по правам человека и  гражданина Российской Федерации", в который были заложены черты, близкие к классической модели парламентского омбудсмана. 

Однако в Конституции  РФ 1993 года эта идея не получила развития, чему причиной являлась политическая ситуация в стране, конфликт между  исполнительной и законодательной  властью. В принятом варианте Конституции  определение "парламентский" исчезло, и единственная норма, касающаяся Уполномоченного  по правам человека (ст. 103), относит  к ведению Госдумы назначение на должность и освобождение от должности  Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным  конституционным законом.

До принятия данного  закона институт Уполномоченного действовал на основании президентского указа "О мерах по обеспечению конституционных  функций Уполномоченного по правам человека" от 04.08.94 N 1587. Этим документом было установлено, что до принятия соответствующего федерального конституционного закона реализация конституционных функций  Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления  им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В качестве гарантий деятельности Уполномоченного были установлены  определенные обязанности органов  государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных  лиц. Они должны были в 2-недельный  срок: представлять по запросам Уполномоченного  информацию, необходимую для осуществления  его полномочий; давать ответы на его  обращения в связи с нарушениями  прав конкретных физических лиц; направлять ему все принимаемые ими акты, содержащие нормы, относящиеся к  сфере прав и свобод человека и  гражданина. Первым омбудсманом в  России был Сергей Ковалев.

Федеральный конституционный  закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" был принят 26 декабря 1997 года. Он определил  порядок назначения на должность  и освобождения от должности Уполномоченного, его компетенцию, организационные  формы и условия его деятельности.

Как сказано в  п. 1 статьи 1 Закона, должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  учреждается в соответствии с  Конституцией РФ в целях обеспечения  гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и  уважения государственными органами, органами местного самоуправления и  должностными лицами.

Средствами, указанными в данном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию  законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его  в соответствие с общепризнанными  принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому  просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  назначается на должность и освобождается  от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что  при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным  лицам (п.1 ст. 2).

Таким образом, российский вариант ближе к модели независимого омбудсмана, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому  статусу в ряд высших органов  государственной власти и не наделен  мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсман  представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных  на него функций больше всего похож  на румынского Адвоката народа, с той  же декларативно широкой постановкой  задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации. Правовой статус Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  характеризуется юридической неопределенностью  и неконкретностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог данной работы можно сказать, что на сегодняшний  день институт Уполномоченного по правам человека пока находится в развитие. Прогнозируя тенденции развития института Омбудсмана в России можно  предположить, что не исключена децентрализация  функций Уполномоченного по правам человека и образование специализированных служб, Уполномоченного по делам  Здравоохранения, Уполномоченного  по делам тюрем, Уполномоченного  по военной службе, Уполномоченного  по правам национальных и этнических меньшинств, Уполномоченного по охране частной жизни25.

В дальнейшем законодательство о омбудсмане, вероятно, будет совершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что он сможет стать эффективным  инструментом контроля за деятельностью  государственных органов и их должностных лиц, государственных  служащих, контроля за соблюдением  ими прав и свобод граждан.

А такой инструмент контроля крайне необходим, поскольку  нарушения прав человека со стороны  государственных структур и их служащих (в особенности это касается правоохранительных органов, которые, должны стоять на страже закона и прав и свобод граждан) происходят повсеместно. Существующие же механизмы  защиты от этого произвола слишком  слабы и неэффективны.

Цель, которая  была поставлена в данной работе, с  успехом выполнена. Проанализировав  институт уполномоченного по правам человека, можно сделать следующие  выводы:

  1. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в РФ стало огромным шагом для РФ на пути к демократии.
  2. В мировой практике известно 3 модели Омбуцмена.
  3. Главная цель данного института - создание дополнительной гарантии против нарушения гражданских прав граждан должностными лицами.
  4. Основным содержанием компетенции Уполномоченного является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина.
  5. Уполномоченный только способствует восстановлению нарушенных прав.

Институт Уполномоченного  по правам человека учрежден в целях  обеспечения гарантий государственной  защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет  существующие средства защиты прав и  свобод граждан

Развитие института  Уполномоченного по правам человека может стать важным шагом в  этом направлении. При этом существенным фактором, от которого во многом зависит  эффективность его деятельности, является его опора в основном на институты негосударственной  правозащиты, тесное взаимодействие с  общественными правозащитными организациями. По мнению экс-президента Международного института омбудсмана, Хорхе Луиса  Майорано, если развитие института  омбудсмана будет проходить исключительно  внутри государственного аппарата, в  соответствие с его логикой развития, то его эффективность не будет  слишком высокой.26 Таким образом, омбудсман должен объединить и консолидировать вокруг себя общественные институты, стать представителем гражданского общества во взаимоотношениях с государством. Только тогда он сможет стать действенным контролирующим органом, противодействующим нарушениям прав человека со стороны государства и его служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

«Законы и иные нормативно-правовые акты»

 

  1. Конституция РФ принята на Всенародном референдуме 12.12.1993(с учетом законов о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6) // Российская газета 1993 25 декабря; Российская газета 2008 31 декабря.
  2. «Всеобщая декларация прав человека». III сессия Генеральной Ассамблеи ООН: резолюций 217А от 110.12.1948 г.
  3. Декларация прав человека и гражданских свобод. ВС РСФСР, постановление от 22 ноября 1991 г. № 1920-1
  4. Федеральный Конституционный Закон РФ от 26.02.97 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.08) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. 1997. N 9.

 

«Специальная литература»

 

  1. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в РФ". – М.: Норма, 1997.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007.
  3. Карпов А.В. Конституционное (государственное) право России: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2008.
  4. Козлова Е.И. «Конституционное право России». М.:, Проспект, 2008.
  5. Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. // Государство и право, 1999, №9
  6. Корнеева Н.В. Конституционное право России [текст] : учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2009.
  7. Г.Н. Комковой. «Конституционное право России». М.: Юристъ, 2006.
  8. О. О. Миронова «Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации». 1998 г. // Российская газета, 10 и 11 марта 1999 г.
  9. О. О. Миронова «Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации». 1999 г.
  10. О. О. Миронова «Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации». 2000 г.
  11. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: МарТ, 2008.
  12. Цымбалова Н.А. Институт Уполномоченного по правам человека в России: смысл создания и правовое регулирование. // Государство и право, 2000  №8
  13. Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Юристъ, 2008.

 

 

1 «Всеобщая декларация прав человека». III сессия Генеральной Ассамблеи ООН: резолюций 217А от 110.12.1948 г.

2  Г.Н. Комковой. «Конституционное право России». М.: Юристъ, 2006. (стр.399).

3 Баглай М.В. « Конституционное право Российской Федерации».М.: НОРМА, 2007. (стр. 767).

4 Алексеев С.С. «Теория государства и  права».М.: НОРМА, 1998. (стр.422-423)

5 Комарова В.В. «Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации». // Государство и право, 1999, №9.(стр.21).

6 Сунгуров А.Ю. «Региональный уполномоченный по правам человека – первые шаги в России». // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. СПб., 1999. (стр.198).

7 Смоленский М.Б. «Конституционное (государственное) право России». М.: МарТ,  2008.  (стр.224).

8 Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким-Кимэн, А.Г. Чернявского. «Конституционное право». М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. (стр.416).

9 Карпов А.В. «Конституционное (государственное) право России». учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2008. (стр.180).

10 Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека. // Ученые записки, выпуск второй. – СПб: Институт права, 1999. С.74.

11 Конституция РФ принята на Всенародном референдуме 12.12.1993(с учетом законов о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6) // Российская газета 1993 25 декабря; Российская газета 2008 31 декабря

12 Федеральный Конституционный Закон РФ от 26.02.97 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.08) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. 1997. N 9.

13 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России». М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. (стр.608).

14 Е.А.Лукашевой. «Права человека». М.: НОРМА, 2002. (стр.448).

15 См: Е.А.Лукашевой. «Права человека». М.: НОРМА, 2002.

16 Кузьминых Н.В. Диссертация: «Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) в странах Содружества Независимых Государств (СНГ)». Москва, 2004

17 Хаманева Н. Ю. «Специфика правового статуса уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности» // Государство и право, М.: 1997. № 9. (стр.30).

18 См: Федеральный Конституционный Закон от 26.02.97 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.08) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. 1997. N 9.

19 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 1998 г. // Российская газета, 10 и 11 марта 1999 г.

20 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 2000 г.

21 См: Федеральный Конституционный Закон от 26.02.97 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.08) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ. 1997. N 9.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в РФ