Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать институт Уполномоченного по правам человека в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
• Раскрыть общую характеристику института омбуцмена, проанализировать цели и задачи данного института;
• Рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ и выявить его функции и порядок назначения и освобождения от должности.
Введение 3
Глава 1. Омбудсман как институт конституционного права 6
1.1. Становление института Уполномоченного по правам человека в России. Цели и задачи деятельности 6
1.2. Компетенции Уполномоченного по правам человека 10
Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ 15
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека 15
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека. Законодательное регулирование института омбудсмана в РФ 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Те заявления, по которым не удается сразу добиться положительного результата, берутся на контроль работниками аппарата Уполномоченного. Работа в отношении этих документов ведется до достижения конкретного результата в восстановлении нарушенных прав заявителей.
Таким образом компетенции уполномоченного по правам человека очень обширны, они отражены в Главе 3 Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Особенность компетенции данного института является то, что он согласно ст. 15 данного закона - рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, т.е. необязательно наличие гражданства Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.17
Основными функциями Уполномоченного по правам человека в РФ являются:
-рассмотрение
жалоб и обращений о
-анализ
законодательства РФ в области
прав человека и гражданина, подготовка
рекомендаций по его
-развитие международного сотрудничества в области прав человека;
-правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
-подготовка
ежегодного доклада о
-выступления
с докладами на заседаниях
Государственной Думы в
-направление
в Государственную Думу
-обращение
в Государственную Думу с
-обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ для защиты прав и свобод граждан;
-принятие
по собственной инициативе
-анализ
правоприменительной практики
-информирование
органов государственной
-направление
государственным органам,
Помимо прямо
предусмотренных Федеральным
Уполномоченный
информирует государственные
Важное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации.
Подготовка ежегодных
докладов о деятельности, а также
специальных докладов доведение
их до сведения должностных лиц и
широкой общественности дает возможность
Уполномоченному изложить свое видение
ситуации с обеспечением прав человека
как в целом по стране, так и
в отдельных сферах жизни общества,
является мощным рычагом воздействия
на общественное мнение. Как показывает
практика, а также опыт работы омбудсманов
других стран, ежегодные и специальные
доклады Уполномоченного
Деятельность Уполномоченного не бесконтрольна: Уполномоченный направляет ежегодные доклады о своей деятельности Президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генеральному прокурору; в случае начала рассмотрения жалоб Уполномоченный обязан информировать государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия которых обжалуются. Он может направлять в Думу специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубого или массового нарушения прав человека Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Думы.
По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
Уполномоченный, приняв жалобу к рассмотрению, вправе:
Таким образом Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства при нарушении их прав и свобод. При получении жалобы Уполномоченный имеет право не рассматривать её (мотивирую свой отказ в рассмотрении), так же объяснить заявителю средства с помощью которых тот сможет использовать для защиты своих прав или передать эту жалобу другому компетентному органу.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.
Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного определяется главой 2 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ". Уполномоченный назначается на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2 срока подряд.
На должность
Уполномоченного назначается
В ряде стран, например, в Новой Зеландии тип профессиональной квалификации не является обязательным требованием к кандидату на должность омбудсмена. В Великобритании первые три уполномоченных были назначены из гражданских служащих, не имеющих юридического образования и только в 1978 г. эту должность занял юрист. Вместе с тем, шведский закон предписывает, что омбудсменом могут быть лица с юридическим образованием и достойной репутацией. Российский закон не устанавливает в качестве квалификационного требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности.
В мировой практике
есть и другой подход к решению
вопроса назначения на должность
уполномоченного, так в Великобритании
Парламентский Уполномоченный назначается
Королевой по рекомендации премьер-министра.
Избрание шведского омбудсмена готовится
делегацией по делам парламентских
омбудсменов после ее консультации
с депутатами, назначенными от партийных
групп в Конференцию при
Уполномоченный
не может являться депутатом Думы
или регионального
Уполномоченный
обладает неприкосновенностью в
течение всего срока его
В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.