Уполномоченный по правам человека в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать институт Уполномоченного по правам человека в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
• Раскрыть общую характеристику института омбуцмена, проанализировать цели и задачи данного института;
• Рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ и выявить его функции и порядок назначения и освобождения от должности.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Омбудсман как институт конституционного права 6
1.1. Становление института Уполномоченного по правам человека в России. Цели и задачи деятельности 6
1.2. Компетенции Уполномоченного по правам человека 10
Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ 15
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека 15
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека. Законодательное регулирование института омбудсмана в РФ 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 67.51 Кб (Скачать)

Те заявления, по которым не удается сразу добиться положительного результата, берутся  на контроль работниками аппарата Уполномоченного. Работа в отношении этих документов ведется до достижения конкретного  результата в восстановлении нарушенных прав заявителей.

Таким образом компетенции  уполномоченного по правам человека очень обширны, они отражены в  Главе 3 Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Особенность компетенции данного института является то, что он согласно ст. 15 данного закона - рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, т.е. необязательно наличие гражданства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ

2.1. Функции Уполномоченного  по правам человека

В соответствии с  действующим законодательством  и практикой, деятельность Уполномоченного  дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции  государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся  недостатки и проблемы, в том числе  связанные с действием или  бездействием тех или иных органов  и должностных лиц, содействует  реализации прав граждан перед лицом  бюрократических структур.17

Основными функциями  Уполномоченного по правам человека в РФ являются:

    -рассмотрение  жалоб и обращений о нарушениях  прав и свобод человека и  гражданина,              принятие мер по их восстановлению;

    -анализ  законодательства РФ в области  прав человека и гражданина, подготовка  рекомендаций по его совершенствованию  и приведению в соответствие  с общепризнанными принципами  и нормами международного права;

    -развитие  международного сотрудничества  в области прав человека;

    -правовое  просвещение по вопросам прав  и свобод человека, форм и методов  их защиты;

    -подготовка  ежегодного доклада о деятельности  и направление его Президенту  РФ, в Совет Федерации и Государственную  Думу, Правительство РФ, Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший  Арбитражный Суд РФ и Генеральному  прокурору РФ;

    -выступления  с докладами на заседаниях  Государственной Думы в случаях  грубого или массового нарушения  прав и свобод граждан;

    -направление  в Государственную Думу специальных  докладов по отдельным вопросам  соблюдения прав и свобод граждан  в РФ;

    -обращение  в Государственную Думу с предложениями  о создании парламентских комиссий  по расследованию фактов нарушения  прав и свобод граждан и  о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных  комиссий и проводимых слушаниях;

    -обращение  в суды общей юрисдикции и  в Конституционный Суд РФ для  защиты прав и свобод граждан;

    -принятие  по собственной инициативе соответствующих  мер в пределах своей компетенции  при наличии информации о массовых  или грубых нарушениях прав  и свобод граждан либо в  случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

    -анализ  правоприменительной практики в  области прав человека и гражданина  и выработка предложений по  ее совершенствованию;

    -информирование  органов государственной власти  и общественности о положении  дел с соблюдением прав и  свобод граждан в РФ;

    -направление  государственным органам, органам  местного самоуправления и должностным  лицам замечаний и предложений  общего характера, относящихся  к обеспечению прав и свобод  человека и гражданина, совершенствованию  административных процедур18.

Помимо прямо  предусмотренных Федеральным конституционным  законом основных направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной  законом компетенции.

Уполномоченный  информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере  соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует  с федеральными и региональными  органами государственной власти, с  уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах РФ, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации. Взаимодействие Уполномоченного с  органами государственной власти осуществляется на основе специальных соглашений о  сотрудничестве, участия в совместных комиссиях, объединенных рабочих групп  и так далее.19

Важное место  в деятельности Уполномоченного  занимает работа по правовому просвещению  в сфере прав человека, форм и  методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут  использовать, в частности, в какие  административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются  юридические консультации.

Подготовка ежегодных  докладов о деятельности, а также  специальных докладов доведение  их до сведения должностных лиц и  широкой общественности дает возможность  Уполномоченному изложить свое видение  ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и  в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия  на общественное мнение. Как показывает практика, а также опыт работы омбудсманов  других стран, ежегодные и специальные  доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его полномочий, позволяют заострить внимание властей на проблемах, которые требуют незамедлительного решения.20

Деятельность Уполномоченного  не бесконтрольна: Уполномоченный направляет ежегодные доклады о своей  деятельности Президенту, в Совет  Федерации и Государственную  Думу, Правительство, Конституционный  Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный  Суд и Генеральному прокурору; в  случае начала рассмотрения жалоб Уполномоченный обязан информировать государственный  орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения  или действия которых обжалуются. Он может направлять в Думу специальные  доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубого  или массового нарушения прав человека Уполномоченный вправе выступить  с докладом на очередном заседании  Думы.

По результатам  рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

  1. обратиться в суд с заявлением;
  2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела;
  3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда;
  4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты и присутствовать при рассмотрении дела в порядке надзора;
  5. обратиться в Конституционный суд с жалобой.

Уполномоченный, приняв жалобу к рассмотрению, вправе:

  • обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
  • беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
  • запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а должностные лица в свою очередь бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок;
  • получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
  • проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
  • поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы21.

Таким образом Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных  граждан и лиц без гражданства  при нарушении их прав и свобод. При получении жалобы Уполномоченный имеет право не рассматривать  её (мотивирую свой отказ в рассмотрении), так же объяснить заявителю средства с помощью которых тот сможет использовать для защиты своих прав или передать эту жалобу другому  компетентному органу.

Уполномоченный  по правам человека в Российской Федерации  выступает в качестве непосредственного  представителя государства в  общении с населением, в том  числе с представителями его  самых малообеспеченных слоев. Занимаясь  разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.

2.2. Порядок назначения  и освобождения от должности  Уполномоченного по правам человека. Законодательное регулирование  института омбудсмана в РФ

Порядок назначения на должность и освобождения от должности  Уполномоченного определяется главой 2 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ". Уполномоченный назначается  на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2 срока подряд.

На должность  Уполномоченного назначается гражданин  РФ не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения  о кандидатурах могут вноситься  в Думу Президентом, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и  депутатскими объединениями в течение  месяца до окончания полномочий предыдущего  Уполномоченного. Каждая кандидатура  включается в список для тайного голосования двумя третями голосов22. Кандидат на должность Уполномоченного выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против. Если кандидатура на должность Уполномоченного отклонена палатой, фракции и депутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления23. Уполномоченный назначается не позднее 30 дней со дня истечения полномочий его предшественника. Уполномоченный вступает в должность с момента принесения присяги следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией РФ, законодательством РФ, справедливостью и голосом совести". Она приносится на заседании Государственной Думы после назначения уполномоченного на должность. Уполномоченный прекращает полномочия с момента принесения присяги новым уполномоченным.

В ряде стран, например, в Новой Зеландии тип профессиональной квалификации не является обязательным требованием к кандидату на должность  омбудсмена. В Великобритании первые три уполномоченных были назначены  из гражданских служащих, не имеющих  юридического образования и только в 1978 г. эту должность занял юрист. Вместе с тем, шведский закон предписывает, что омбудсменом могут быть лица с юридическим образованием и  достойной репутацией. Российский закон  не устанавливает в качестве квалификационного  требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность  должен обладать познаниями в области  прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной  деятельности.

В мировой практике есть и другой подход к решению  вопроса назначения на должность  уполномоченного, так в Великобритании Парламентский Уполномоченный назначается  Королевой по рекомендации премьер-министра. Избрание шведского омбудсмена готовится  делегацией по делам парламентских  омбудсменов после ее консультации с депутатами, назначенными от партийных  групп в Конференцию при председателе парламента.

Уполномоченный  не может являться депутатом Думы или регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или иного объединения, преследующего политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его полномочия прекращаются и Дума назначает нового Уполномоченного.

Уполномоченный  обладает неприкосновенностью в  течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной  Думы привлечен к уголовной или  административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением  случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это  предусмотрено федеральным законом  для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного  распространяется на его жилое и  служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему  документы.

В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную  Думу, которая должна принять решение  о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении  в течение 24 часов согласия Государственной  Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в РФ