Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:55, контрольная работа
В принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина впервые было официально заявлено о необходимости создания института внесудебного контроля защиты прав человека. В статье 40 Декларации утверждалось, что парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека. Парламентский уполномоченный по правам человека назначался Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет, был подотчетен ему и обладал той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР.
Уполномоченный по правам человека РФ: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль 3
Задача 1 16
Задача 2 18
Список использованной литературы и источников 22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Конституционного и международного права
Контрольная работа по
Конституционному праву
Российской Федерации
Вариант № 2
Размашкина Анна
Александровна
Барнаул 2013
Содержание
Уполномоченный по правам человека РФ: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль 3
Задача 1 16
Задача 2 18
Список использованной литературы и источников 22
Права человека являются одной из самых актуальных и остро стоящих проблем в России. В настоящее время этой теме уделяется немалое внимание. [15]
Это нашло отражение в расширении уже признанных конституционных прав и свобод гражданина, а также в законодательном закреплении новых прав и свобод человека и гражданина.
Так, Т.Н. Калинина, исследуя институт защиты прав человека в качестве системного образования, приходит к выводу, что он состоит из «законодательной подсистемы (система законодательства), рассчитанной на регламентацию и защиту прав человека и основных свобод; правовой подсистемы (система права); институционной подсистемы (системы институтов, уполномоченных осуществлять правозащитную деятельность), включающей региональную и местную, надзорную и контрольную инфраструктуры; подсистемы гуманитарного информирования; подсистемы гуманитарного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров; подсистемы «мозговых центров» накопления, хранения, воспроизводства и развития гуманитарной идеологии». [17]
По сути, аналогичного мнения придерживаются А. Азаров, В. Ройтер и К. Хюфнер, которые пишут: «Чтобы создать систему защиты прав человека, была необходима определенная последовательность действий, а именно: а) осмысление программы, б) определение прав человека, в) создание обязательных норм, г) формирование политической и юридической системы реализации прав человека». [13]
В принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина впервые было официально заявлено о необходимости создания института внесудебного контроля защиты прав человека. В статье 40 Декларации утверждалось, что парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека. Парламентский уполномоченный по правам человека назначался Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет, был подотчетен ему и обладал той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР. Предполагалось, что полномочия Парламентского уполномоченного по правам человека и порядок их осуществления будут установлены законом.
В Конституции
РФ, принятой 12 декабря 1993 г., определение
«парламентский» исчезло, и единственная
норма, касающаяся Уполномоченного
по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103),
относит к ведению
До принятия Федерального конституционного закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченного по правам человека С.А. Ковалева, являвшегося к тому времени в соответствии с Указом Президента РФ от 26 сентября 1993 г. № 1458 председателем Комиссии по правам человека при Президенте РФ. [13]
Вскоре был издан президентский Указ «О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека». Этим документом было установлено, что до принятия соответствующего федерального конституционного закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека в РФ обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ.
Исследователи справедливо отмечают, что создание института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации пришлось как раз на период, когда в России приобрели силу многие международно признанные принципы, в том числе закрепляющие права и свободы граждан. [16]
В конституции РФ указано что к ведению Государственной Думы относится: назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. [1]
Порядок
назначения на должность и освобождения
от должности Уполномоченного по
правам человека в РФ, его компетенция,
организационные формы и
Законом
определен круг органов и должностных
лиц, которые наделены правом вносить
в Государственную Думу предложения
о кандидатах на должность Уполномоченного.
Это Президент РФ, Совет Федерации,
депутаты Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной
Думе. Предложения о кандидатах на
должность Уполномоченного
Уполномоченный
назначается на должность и освобождается
от должности Государственной
При вступлении
в должность Уполномоченный приносит
присягу на заседании Государственной
Думы непосредственно после
Уполномоченный
назначается на должность сроком
на пять лет, считая с момента принесения
присяги. Его полномочия прекращаются
с момента принесения присяги
вновь назначенным
Законом также определены ограничения правосубъектности Уполномоченного, связанные с выполнением его полномочий. Находясь на своем посту, он не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не может быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Если Уполномоченный в течение 14 дней не исполнит эти требования, то его полномочия будут прекращены; он может быть досрочно освобожден от должности, а Государственная Дума приступит к назначению нового Уполномоченного.
Уполномоченный
освобождается от должности Государственной
Думой досрочно также в случае
вступления в законную силу обвинительного
приговора суда в отношении Уполномоченного,
а также ввиду его
Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится принятием Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации соответствующего постановления. В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности.
Основными принципами деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются независимость, открытость и доступность для всех лиц, нуждающихся в защите своих прав и свобод, бесплатность оказания помощи.
Независимость и неподотчетность каким-либо государственным органам и должностным лицам, закрепленная статье 2 Закона, является основным условием и предпосылкой выполнения его основных направлений.
Гарантией независимости Уполномоченного является наличие у него иммунитета, то есть его неприкосновенности в течение всего срока своих полномочий. Уполномоченного нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке без согласия Государственной Думы. Кроме того, он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления.
Уполномоченный
может быть задержан на месте преступления.
В этом случае должностное лицо,
производившее задержание, обязано
незамедлительно уведомить об этом
Государственную Думу. На основании
поступившей информации Государственная
Дума, если сочтет это необходимым,
принимает соответствующее
Другой
гарантией независимости
Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением им своих обязанностей по защите прав и законных интересов граждан.
Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.
Независимость Уполномоченного от других властных структур определяется закреплением в Законе финансирования деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата из средств федерального бюджета отдельной строкой, возможность самостоятельно разрабатывать и исполнять свою смету расходов и в ее пределах устанавливать численность и штатное расписание своего рабочего аппарата
Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации.
Институт Уполномоченного обладает качеством доступности при защите нарушенных прав и свобод. К Уполномоченному могут обратиться как граждане России, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации. Заявителям оказывается необходимая помощь при составлении жалобы. Для облегчения доступа гражданина жалоба, направленная Уполномоченному, подается бесплатно.
В своей деятельности Уполномоченный не связан узко-юридическими нормами; он наблюдает не только за законностью, но и за целесообразностью актов и действий администрации.
Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ являются: