Уполномоченный по правам человека РФ: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:55, контрольная работа

Краткое описание

В принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина впервые было официально заявлено о необходимости создания института внесудебного контроля защиты прав человека. В статье 40 Декларации утверждалось, что парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека. Парламентский уполномоченный по правам человека назначался Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет, был подотчетен ему и обладал той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР.

Оглавление

Уполномоченный по правам человека РФ: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль 3
Задача 1 16
Задача 2 18
Список использованной литературы и источников 22

Файлы: 1 файл

титульник.docx

— 58.98 Кб (Скачать)

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного  приема руководителями и другими  должностными лицами расположенных  на территории Российской Федерации  органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и  форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего  состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного  содержания.

Дела, связанные  с восстановлением нарушенных прав граждан, рассматриваются на основе поступающих по почте или подаваемых лично письменных заявлений, обращений  и жалоб граждан на решения  или действия (бездействие) государственных  органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  служащих.

В соответствии с Законом Уполномоченный, получив  жалобу, имеет право принять жалобу к рассмотрению, разъяснить заявителю  средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод, передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или  должностному лицу, к компетенции  которых относится разрешение жалобы по существу, отказать в принятии жалобы к рассмотрению. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован и обжалованию не подлежит.

Федеральным конституционным законом «Об  Уполномоченном по правам человека в  Российской Федерации» конкретизирован  порядок обращения к Уполномоченному  с жалобой. В этой связи закреплено правило, в соответствии с которым  жалоба может быть подана Уполномоченному  на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, государственных служащих только после того, как гражданин обжаловал  решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с принятым решением. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения Совета Федерации и  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также  законодательных (представительных) органов  субъектов Российской Федерации.

В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный  орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения  или действия (бездействие) которых  обжалуются. Приняв жалобу к своему рассмотрению, Уполномоченный проводит проверку по ней самостоятельно либо поручает ее проведение компетентным органам или должностным лицам, кроме тех, чьи действия обжалуются.

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить органу или должностному лицу, чьи  действия или решения обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению  в процессе проверки, т.е. выслушать  обе заинтересованные стороны. Гражданин  может быть ознакомлен с представленными  объяснениями.

Если  в ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный установит факты нарушения прав заявителя, то он обязан принять соответствующие  меры в рамках своей компетенции (заключение Уполномоченного, направление  материалов в компетентные государственные  органы с ходатайством о возбуждении  дисциплинарного или административного  производства либо уголовного дела в  отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и  свобод человека и гражданина и др.).

Ежегодно  Уполномоченным готовится доклад о  соблюдении прав человека, который  направляется Президенту РФ, в Совет  Федерации и Государственную  Думу, Правительство РФ, Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ.

Подготовка  ежегодных докладов о деятельности, доведение их до сведения должностных  лиц и широкой общественности дают возможность Уполномоченному  изложить свое видение ситуации с  обеспечением прав человека как в  целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение.

 При  этом представляется справедливым  мнение о том, что Уполномоченному  необходимо не только отобразить  общее состояние в области  прав человека в стране, но  и указать причины нарушений  прав и свобод. Нередко, удовлетворяя  законные требования одного или  нескольких заявителей, Уполномоченный  может защитить права сотен  человек, которые оказались в  подобной ситуации. [14]

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» прямо предусматривает возможность  децентрализации службы Уполномоченного  путем учреждения подобных органов  в субъектах Федерации, оставляя вопрос создания института Уполномоченного  по правам человека в субъектах Российской Федерации на усмотрение самих субъектов  статья 5 Закона устанавливает, что  в соответствии с конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации  может учреждаться должность  Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Формирование  правовой базы, регламентирующей порядок  учреждения и условия функционирования Уполномоченного в субъекте Российской Федерации, происходило в основном путем "копирования" большинства  статей Федерального закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Изменения и дополнения, которые содержат региональные законы, имеют в большей степени уточняющий либо дополняющий характер.

По состоянию  на 2009 г. законы, регулирующие деятельность региональных уполномоченных по правам человека, приняты в 59 субъектах  Российской Федерации (в 2006 г. - 43). Эти  законы приняты соответствующими органами законодательной власти; этими же органами утверждается и кандидатура  Уполномоченного. В то же время уполномоченные избраны и действуют в 50 субъектах (в 2006 г. - 35). [14]

В Алтайском  крае  Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» от 11.11.2002 № 70-ЗС принят Постановлением АКСНД от 04.11.2002 № 333 и устанавливает порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

В статье 1 Закона указано, что должность Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (далее - Уполномоченный) является государственной должностью Алтайского края и учреждается в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Алтайского края, их соблюдения и уважения органами государственной власти Алтайского края, иными государственными органами Алтайского края, органами местного самоуправления, коммерческими организациями, должностными лицами указанных органов и организаций.

Местом  постоянного нахождения Уполномоченного  является город Барнаул.

 Основными  функциями Уполномоченного являются:

  • осуществление контроля за соблюдением на территории Алтайского края прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими организациями, должностными лицами;
  • обеспечение и усиление гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае, содействие восстановлению этих прав и свобод в случае их нарушения;
  • содействие совершенствованию законодательства Российской Федерации и Алтайского края о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • участие в правовом просвещении населения Алтайского края в области защиты прав и свобод человека и гражданина, информирование органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также населения Алтайского края о положении в этой сфере;
  • использование опыта международного и межрегионального сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина.1

В своей  деятельности Уполномоченный руководствуется  Конституцией Российской Федерации, законодательством  Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, общепризнанными  принципами и нормами международного права, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Алтайского края.2

На должность  Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий высшее образование, обладающий познаниями в области  прав и свобод человека и гражданина и имеющий опыт их защиты. Уполномоченный назначается сроком на пять лет.3

 Уполномоченный  назначается на должность Алтайским  краевым Законодательным Собранием. Предложения о кандидатурах для назначения на должность Уполномоченного могут вноситься Губернатором Алтайского края, депутатами, постоянными комитетами, фракциями и иными постоянными депутатскими объединениями Алтайского краевого Законодательного Собрания, представительными органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, общественными организациями, зарегистрированными в установленном порядке. Алтайское краевое Законодательное Собрание рассматривает вопрос о назначении на должность Уполномоченного не позднее тридцати дней со дня истечения срока, установленного для внесения предложений о соответствующих кандидатурах.4

Уполномоченный  рассматривает направленные ему  жалобы граждан Российской Федерации, а также находящихся на территории Российской Федерации иностранных  граждан и лиц без гражданства, права и свободы которых, по их мнению, нарушены на территории Алтайского края. Жалобы подаются на решения и  действия (бездействие) органов государственной  власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих организаций, должностных лиц при  условии, что ранее заявитель  обжаловал эти решения или  действия (бездействие) в судебном или  административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его  жалобе.  Жалобы на законы Алтайского края Уполномоченным не рассматриваются.5

 Основанием для рассмотрения Уполномоченным жалоб о нарушениях прав и свобод человека и гражданина являются факты нарушения этих прав и свобод органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими организациями, должностными лицами, указанные в соответствующих жалобах заявителей, направленных Уполномоченному.

 В случае массовых или грубых нарушений прав и свобод человека и гражданина, о которых стало известно Уполномоченному, или в случаях, имеющих особое общественное значение либо связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе необходимые меры в пределах своей компетенции к восстановлению нарушенных прав и свобод.6

Жалоба  подается Уполномоченному в письменной форме. Жалоба может быть подана заявителем лично, через его представителя  или направлена по почте. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес места жительства (места пребывания) заявителя, адрес и наименование органа, организации, фамилию, имя, отчество и должностное положение лица, чьи решения и действия (бездействие) обжалуются, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе должны быть приложены копии решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.7

Уполномоченный, приняв жалобу к рассмотрению, вправе обратиться к соответствующим органам  государственной власти, иным государственным  органам, органам местного самоуправления, коммерческим организациям, должностным  лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

Проверка  жалобы не может быть поручена органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, коммерческой организации, должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить органу государственной власти, иному  государственному органу, органу местного самоуправления, коммерческой организации, должностным лицам, чьи решения  или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по вопросам, подлежащим выяснению в  ходе рассмотрения жалобы.

Уполномоченный  при рассмотрении жалобы заявителя  вправе на территории Алтайского края:

  • посещать органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также посещать коммерческие организации (с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне и режиме секретности);
  • запрашивать и в срок не позднее пятнадцати дней получать в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих организациях сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
  • предлагать соответствующим государственным учреждениям провести экспертные исследования и подготовить заключения по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы.

По вопросам, связанным с рассмотрением жалобы заявителя, а также иным вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного  приема должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих организаций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.8

Информация о работе Уполномоченный по правам человека РФ: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль