Уполномоченный по правам человека РФ: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:55, контрольная работа

Краткое описание

В принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина впервые было официально заявлено о необходимости создания института внесудебного контроля защиты прав человека. В статье 40 Декларации утверждалось, что парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека. Парламентский уполномоченный по правам человека назначался Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет, был подотчетен ему и обладал той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР.

Оглавление

Уполномоченный по правам человека РФ: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль 3
Задача 1 16
Задача 2 18
Список использованной литературы и источников 22

Файлы: 1 файл

титульник.docx

— 58.98 Кб (Скачать)

 В  соответствие со статьей 18 Закона  Уполномоченный письменно извещает  заявителя о результатах рассмотрения  его жалобы не позднее тридцати  дней со дня принятия жалобы  к рассмотрению.

До принятия им решения по результатам рассмотрения жалобы полученные документы и материалы разглашению не подлежат. Уполномоченный не вправе также разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и иных лиц без их письменного согласия.

В случае установления факта нарушения прав и свобод заявителя Уполномоченный вправе:

  • направить органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, коммерческой организации, должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых повлекли указанное нарушение, свое заключение, содержащее предложения по принятию мер, связанных с восстановлением нарушенных прав и свобод заявителя;
  • обратиться в уполномоченные органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления с ходатайством о привлечении к дисциплинарной ответственности или о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод заявителя;
  • обратиться к прокурору Алтайского края с просьбой:
  • направить заявление в Алтайский краевой суд о признании недействующим нормативного правового акта Алтайского края, не соответствующего законодательству Российской Федерации, применение которого повлекло нарушение прав и свобод человека и гражданина на территории Алтайского края, или принести протест на указанный нормативный правовой акт;
  • проверить вступившее в законную силу решение или приговор суда, определение или постановление суда либо судьи.

 Уполномоченный  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, может опубликовать  в печатных средствах массовой  информации, учредителем (соучредителем)  которых являются государственные  органы и организации Алтайского  края и (или) которые полностью  или частично финансируются за  счет краевого бюджета, заключение.

 В  случае, если в ходе рассмотрения жалобы будет установлено, что права и свободы заявителя нарушены решением или действиями (бездействием) органов государственной власти Российской Федерации или их должностных лиц, Уполномоченный информирует об этом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 В  случае, если в ходе рассмотрения жалобы будет установлено, что в действиях (бездействии) соответствующего должностного лица содержатся признаки преступления, Уполномоченный передает материалы соответственно прокурору, в орган предварительного следствия или орган дознания, о чем письменно информирует заявителя.

Постановлением  администрации Алтайского края от 01.12.2006 № 499 были  утверждены «Концепции защиты основных прав и свобод человека и  гражданина в Алтайском крае», которые определяют цель, задачи, основные принципы и направления деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты основных прав на территории Алтайского края.

Целью Концепции  является разработка стратегии и  повышение эффективности защиты основных прав на территории края, установление роли и места в этом процессе Алтайского края как субъекта Российской Федерации (с учетом разграничения полномочий между различными уровнями власти).

Достижению  данной цели служат основные направления  Концепции:

  • совершенствование нормативных правовых актов в области защиты основных прав в Алтайском крае;
  • совершенствование системы государственных гарантий защиты основных прав в Алтайском крае;
  • поддержка системы негосударственных гарантий защиты основных прав в Алтайском крае;
  • формирование системы образования в области основных прав в Алтайском крае;
  • развитие системы защиты основных прав особо нуждающихся категорий жителей края. [12]

Уполномоченным  по правам человека в  Алтайском  крае является Вислогузов Юрий Александрович, который назначен на данную должность Алтайским краевым Советом народных депутатов 03.03.2003 года, также 30.04.2008 года постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания № 292 назначен Уполномоченным по правам человека в Алтайском крае повторно сроком на 5 лет. [11]

Практика  последних лет говорит о том, что граждане все более активно  пользуются данным институтом. Так общее количество обращений к Уполномоченному по правам человека в  Алтайском крае о нарушении прав граждан в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилось с 2265 до 2440, в том числе о нарушении прав несовершеннолетних со 186 до 257. 14 процентов обращений – о нарушении жилищных прав граждан, в ом числе в области жилищно-коммунального хозяйства, 12 процентов – о реализации права на социальное обеспечение и социальную защиту, 11 процентов – жалобы на правоохранительные органы. [10]

Задачей Уполномоченного по правам человека является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими.

Почти все  это прослеживается в законодательстве и об уполномоченных по правам человека. Вместе с тем законы субъектов  Российской Федерации более рационально, нежели федеральный конституционный  закон, регламентируют деятельность уполномоченных по правам человека в законодательной  сфере. В законах, например, Брянской, Курской, Нижегородской областей, Чукотского автономного округа имеются специальные статьи «Содействие Уполномоченного совершенствованию законодательства», в законе Иркутской области – «Деятельность Уполномоченного по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина». Законом Алтайского края закреплено право Уполномоченного вносить предложения об использовании Алтайским краевым Советом народных депутатов права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в целях укрепления гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. 11

Практика  последних лет говорит о том, что граждане все более активно  пользуются данным институтом. Так общее количество обращений к Уполномоченному по правам человека в  Алтайском крае о нарушении прав граждан в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилось с 2265 до 2440, в том числе о нарушении прав несовершеннолетних со 186 до 257. 14 процентов обращений –  о нарушении жилищных прав граждан, в ом числе в области жилищно-коммунального хозяйства, 12 процентов – о реализации права на социальное обеспечение и социальную защиту, 11 процентов – жалобы на правоохранительные органы. [10]

Таким образом, главная особенность института Уполномоченных состоит в том, что в механизме правозащиты они призваны обеспечивать специфическими методами и средствами защиту прав человека от злоупотреблений, от произвола должностных лиц, то есть защищать даже такие права, которые еще не получили нормативного закрепления

В целом  под  Уполномоченным по правам человека понимается достойное доверия независимое  лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и  осуществляющее опосредованный парламентский  контроль в форме обширного надзора  за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений. Исследователи справедливо  отмечают, что правозащитная миссия Уполномоченного заключается в  выявлении недостатков работы государственных  и муниципальных служащих, которые  устраняются его предложениями  и замечаниями. Тем самым омбудсмен  не создает напряженность в обществе, а улучшает работу исполнительных и  законодательных органов . [22]

Задача 1

 

Могут ли Лига студентов АлтГУ, религиозная организация «Наследие», кружок шитья и вязания по ул. Шумакова, 12,  общественное движение «Женщины России», общественная организация инвалидов Алтайского края преобразоваться в политические партии? Обоснуйте свой ответ, опираясь на действующее законодательство. Какие объединения и в каком порядке могут преобразовываться в политические партии?

Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 01.12.2012) «О политических партиях»  в статье 2 указывает на право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Понятие политической партии и ее структура даны в статье 3 данного закона. Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

  • должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
  • в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии
  • руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

В статье 11 данного Закона определено, что  политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной  власти и должностных лиц. В основе этого положения лежит норма  части 1 статьи 30 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на объединение, включая право создавать  профессиональные союзы для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

При этом определены способы создания политической партии:

  • создание политической партии на учредительном съезде политической партии, то есть путем учреждения;
  • путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

Под общероссийским общественным объединением согласно части 2 статьи 14 Федерального закона «Об  общественных объединениях» понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с  уставными целями на территориях  более половины субъектов РФ и  имеет там свои структурные подразделения  – организации, отделения или  филиалы и представительства

При втором способе создания политической партии – путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации  или общероссийского общественного  движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского  общественного движения  принимает  следующие решения в совокупности:

  • о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию;
  • о преобразовании их региональных подразделений в субъектах РФ в региональные отделения политической партии;
  • о принятии устава политической партии;
  • о принятии программы политической партии;
  • о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В связи  с тем, что  согласно условии задачи – Лига студентов АлтГУ, религиозная организация «Наследие», кружок шитья и вязания по ул. Шумакова, 12,  общественное движение «Женщины России», общественная организация инвалидов Алтайского края не являются общероссийскими общественными организациями или общественными движениями, то они не могут быть преобразованы в политические партии.

Задача 2

 

 Депутат  Алтайского краевого Законодательного  Собрания от партии «Е» И.  пообещал своим избирателям поставить  вопрос в парламенте об асфальтировании  дороги по ул. Челюскинцев. Однако  он не сдержал свое слово.  Поэтому пенсионер К. решил возбудить процедуру отзыва депутата И. Эту инициативу поддерживает еще 58 соседей пенсионера К. Возможна ли в данной ситуации процедура отзыва? По каким основаниям и в каком порядке осуществляется отзыв депутатов краевого Законодательного Собрания?

Информация о работе Уполномоченный по правам человека РФ: конституционно-правовые основы деятельности, полномочия, роль