Уполномоченный по правам человека в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать институт Уполномоченного по правам человека в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
• Раскрыть общую характеристику института омбуцмена, проанализировать цели и задачи данного института;
• Рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ и выявить его функции и порядок назначения и освобождения от должности.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Омбудсман как институт конституционного права 6
1.1. Становление института Уполномоченного по правам человека в России. Цели и задачи деятельности 6
1.2. Компетенции Уполномоченного по правам человека 10
Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ 15
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека 15
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека. Законодательное регулирование института омбудсмана в РФ 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 67.51 Кб (Скачать)

«Основными направлениями  деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  являются:

  • рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
  • анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  • правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
  • подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;
  • выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
  • направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
  • обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
  • обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
  • принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
  • анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
  • информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;
  • направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур» 12.

Кроме того, по отдельным  вопросам соблюдения прав и свобод граждан Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные  доклады. За 5 лет было подготовлено и направлено в перечисленные  органы 5 ежегодных и 8 специальных  докладов, посвященных тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.

Правовая основа для конституционной  регламентации института Уполномоченного  по правам человека в России была создана  Декларацией прав и свобод гражданина РФ от 22.11.1991 г., которая провозгласила, что парламентский Уполномоченный по правам человека назначается Верховным  Советом РСФСР сроком на 5 лет  и подотчетен ему. Ст. 103 Конституции  РФ предусматривает, что назначение и освобождение от должности Уполномоченного  по правам человека, действующего на основании федерального закона, относится к компетенции Государственной Думы [1, с.103].

«Цель учреждения настоящей  должности – создание дополнительной гарантии против нарушения гражданских  прав граждан должностными лицами. Институт Уполномоченного призван  внести достойный вклад в цивилизованные формы защиты прав и свобод граждан»13.

В системе многочисленных способов их защиты, предусмотренных  конституцией, роль уполномоченного  по правам человека может и должна стать гарантом улучшения качества работы администрации.

Уполномоченный по правам человека в состоянии разрешать  те жалобы, которые ввиду кажущейся  иногда их незначительности могут быть оставлены без внимания при обращении  граждан к административным или  даже судебным формам контроля. А ошибки, медлительность, грубость государственных  служащих порождают недовольство в  обществе и могут нанести обществу серьезный вред. Не допустить причинения этого вреда обществу – важная задача Уполномоченного по правам человека.

Таким образом на сегодняшний  день права и свободы человека и гражданина являются для любого современного, демократического государства  высшей ценностью, и их защита должна обеспечиваться компетентным в этой области институтом, которым является институт Уполномоченного по правам человека. Установленными Федеральным  конституционным законом средствами Уполномоченный способствует: восстановлению нарушенных прав; совершенствованию  законодательства о правах человека и гражданина и приведению его  в соответствие с общепризнанными  принципами и нормами международного права; развитие международного сотрудничества в области прав человека; правовому  просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

    1. Компетенции Уполномоченного по правам человека

Основным содержанием  компетенции Уполномоченного является рассмотрение жалоб на нарушение  прав и свобод человека и гражданина. Согласно Федеральному конституционному закону, заявителями жалобы могут  быть не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без  гражданства.

Уполномоченный рассматривает  только те жалобы, которые были ранее  обжалованы в судебном либо административном порядке, но заявитель не согласен с  принятым решением. Установлен срок подачи жалобы: не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда последнему стало известно об их нарушении.

В ст.19 Закона обеспечиваются льготные условия при подаче жалобы Уполномоченному. Она не облагается государственной пошлиной; жалобы лиц, находящихся в местах принудительного  содержания, не подлежат просмотру  администрацией и в течение 24 часов  направляются Уполномоченному.

Уполномоченный имеет  право в различных формах реагировать  на полученные жалобы: принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю  средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или  должностному лицу, к компетенции  которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению. При этом отказ  обжалованию не подлежит, но должен быть мотивирован.

Право на жизнь как основное и неотъемлемое право каждого  человека нашло свое закрепление  в Конституции Российской Федерации (ст.20) и в целом ряде международных  правовых актов. Это право не зависит  от этнической принадлежности и вероисповедания  человека, от его юридического статуса, социального положения, возраста, душевного  и физического здоровья, от его  личных качеств. Не существует обстоятельств, в которых право человека на жизнь  не было бы достойно защиты.

Может сложиться впечатление, что за рамками такого подхода  к праву на жизнь как к абсолютной ценности неизбежно окажутся и применение смертной казни, и уничтожение вооруженного противника в ходе боевых действий, и другие жизненные ситуации. Такое  впечатление – поверхностно и  не вполне верно14.

Защита права на жизнь  обеспечивается преимущественно уголовно-правовыми  методами. Уголовный кодекс Российской Федерации в этих целях устанавливает  ответственность за убийство (ст.105), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего  правосудие или предварительное  расследование (ст.295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного  органа (ст.317) и геноцид (ст.357).

Составы преступлений, предусмотренных  перечисленными уголовно-правовыми  нормами, в целом отвечают конституционным  принципам и основам правовой системы Российской Федерации, согласуются  с составами аналогичных преступлений в уголовном законодательстве большинства  современных государств, а предусмотренные  санкции (лишение свободы на срок до двадцати лет, пожизненное лишение  свободы, смертная казнь) достаточно суровы.

Негативным моментом в  обеспечении защиты права на жизнь  уголовно-правовыми методами Уполномоченному  представляется наличие в санкциях указанных выше статей наказания  в виде смертной казни.

Еще одна острая проблема –  низкая эффективность и недостаточная  оперативность расследования случаев  лишения жизни. Речь, в сущности, идет о проблеме, характерной для  всего российского правосудия. Ясно, что применительно к делам  о нарушении права человека на жизнь негативные последствия этой проблемы особенно велики, в том  числе для общественной морали. Время  от времени возникают ситуации, когда  некачественное расследование подобных дел воспринимается гражданами как  свидетельство стремления тех или  иных представителей государства, руководствуясь конъюнктурными предпочтениями, применить  неодинаковые критерии для квалификации одинаковых или близких по типу преступлений, с учетом того, кто именно их совершил.

Для искоренения этой практики не нужно «изобретать велосипед», громоздить новые законы, издавать строгие приказы. Достаточно лишь точно  и беспристрастно исполнять все  требования действующего уголовно-процессуального  законодательства. И своевременно реагировать  на любые сигналы о его нарушении. Так, однако, происходит далеко не всегда. Дела об убийствах тянутся порой  годами, необоснованно прекращаются, а потом вновь возобновляются по требованию прокуратуры. Уполномоченный считает такое положение недопустимым15.

Немалую тревогу вызывают серьезные нарушения права человека на жизнь, по-прежнему имеющие место  в Вооруженных Силах Российской Федерации. Речь идет о так называемых небоевых потерях – о самоубийствах  военнослужащих, а также об их гибели от несчастных случаев и неуставных отношений. В среднем за год небоевые потери составляли в последние четыре года около 700 человек. Следует отметить, что статистика таких происшествий недостаточно надежна: разные источники  приводят подчас разные данные. Нельзя, однако, не обратить внимания на то, что, по данным всех источников, удельный вес  самоубийств в общей массе  небоевых потерь растет. Большинство  самоубийств совершается военнослужащими  срочной службы. Впрочем, по мере перехода Вооруженных Сил на комплектование по контракту быстро растет количество самоубийств и среди военнослужащих контрактной службы.

Еще одна причина гибели военнослужащих – неуставные отношения, так называемая «дедовщина», а говоря конкретнее, посягательства на личную неприкосновенность военнослужащих со стороны старших по званию и сроку  службы.

В последние годы руководство  Минобороны России стало уделять  заметно больше внимания проблеме неуставных отношений. Количество совершаемых  на этой почве насильственных преступлений постепенно сокращается. Однако полностью  искоренить это зло пока не удалось.

Далеко не все благополучно с соблюдением права на жизнь  и в уголовно-исполнительной системе  Российской Федерации. Согласно действующему законодательству для поддержания  порядка и пресечения противоправных действий персонал пенитенциарных учреждений имеет право на применение специальных  средств, газового и в качестве крайней  меры огнестрельного оружия. Проблема, однако, в том, что это право  зачастую трактуется вполне произвольно  и расширительно, а специальные  средства и даже оружие применяются  не столько для пресечения противоправных действий, сколько в целях устрашения или «наказания» лиц, содержащихся в местах отбывания лишения свободы. Особенно же тревожит то, что руководство  уголовно-исполнительной системы отнюдь не всегда проявляет должную принципиальность в оценке этого явления.

Уполномоченному поступает  корреспонденция практически из всех субъектов Российской Федерации, из государств-участников Содружества  Независимых Государств и стран  Балтии, из государств дальнего зарубежья.

Жалобы и обращения  граждан свидетельствуют о том, что ситуация с правами человека остается в России крайне напряженной. Наибольшее число жалоб (более 40 процентов) связано с уголовной проблематикой. Около 12 процентов обращений касаются вопросов гражданского права и жилищного  законодательства, 9 процентов -трудовых отношений, 6 процентов - социальных и  пенсионных проблем, около 5 процентов - нарушений в области конституционных  процедур и административного права. Письма военнослужащих, а также членов их семей составляют чуть более 4 процентов, жалобы от беженцев и вынужденных  переселенцев - около 2 процентов, 1 процент  обращений посвящен вопросам международного права, 7 процентов - другим проблемам16.

Жалобы и обращения  рассматриваются либо непосредственно  Уполномоченным, сотрудниками его рабочего аппарата, либо, по представлению Уполномоченного, соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления. Удалось добиться восстановления нарушенных прав примерно одного из шести обратившихся. Достичь этого было бы невозможно без заинтересованной помощи со стороны  Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов  исполнительной власти, органов прокуратуры  и суда, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, других заинтересованных организаций.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в РФ