Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 05:17, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель курсовой работы – исследование правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие Уполномоченного по правам человека. Изучить наименования, используемые в других государствах, для обозначения сходного правового института.
2. Изучить принципы и цели деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ.
3. Выявить специфику правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ: исследовать функции, осуществляемые Уполномоченным по правам человека в РФ; вопросы, связанные с порядком назначения и освобождения от его должности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика института Уполномоченного по правам человека в РФ……………………………………………………………………...5
1.1. Понятие Уполномоченного по правам человека…………………….5
1.2. Принципы и цели деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………………………………………………….11
Глава 2. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………………………………………………….19
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека в РФ……………19
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности………………24
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….33

Файлы: 1 файл

правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ_ 04 2012 РАП.doc

— 192.00 Кб (Скачать)


 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ

 

Факультет подготовки специалистов для судебной системы

(Юридический  факультет)

 

Кафедра общетеоретических правовых дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право»

 

 

Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ

 

 

Выполнил:

студент ___ курса

группы _________

очной формы обучения

____________________

 

 

 

Научный руководитель:

_____________________

_____________________

 

Дата представления  работы:

 

«      » ___________   2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика института Уполномоченного по правам человека в РФ……………………………………………………………………...5

1.1. Понятие Уполномоченного по правам человека…………………….5

1.2. Принципы и цели деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………………………………………………….11

Глава 2. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………………………………………………….19

2.1. Функции Уполномоченного по правам человека в РФ……………19

2.2. Порядок назначения и освобождения от должности………………24

Заключение………………………………………………………………..30

Список использованной литературы…………………………………….33

 

 

Введение

Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним  из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского  законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.

Осознана и получила закрепление в Конституции РФ идея правового государства, для  которого главной ценностью является человек. Правовая система страны закрепила  перечень прав, зафиксированных в международных пактах и соглашениях. Однако с реализацией этих прав на практике не все обстоит благополучно. К сожалению, не все декларируемые нормы Конституции РФ в настоящее время по разным причинам можно реализовать.

Усиление эффективности правозащитных институтов и всей правовой системы возможно лишь при условии построения сильного правового и социального государства, обеспечивающего упорядоченность и урегулированность общественных процессов; координацию и согласованность интересов различных общественных групп и политических сил; упрочение сложной системы связей и отношений в обществе, социальной направленности реформ; совершенствование системы органов власти в сфере осуществления прав и свобод человека.

На наш взгляд, относительно недавно сформированный институт Уполномоченного по правам человека в России является одной из важнейших гарантий прав и свобод человека и гражданина, способствующей развитию механизма защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов. При этом действующее законодательство содержит ряд противоречивых положений, что говорит о необходимости его исследования и внесения предложений по его совершенствованию.роло

Актуальность темы настоящего исследования также обусловлена  целесообразностью изучения богатого мирового опыта по введению и организации деятельности института омбудсменов.

Таким образом, цель курсовой работы – исследование правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать понятие  Уполномоченного по правам человека. Изучить наименования, используемые  в других государствах, для обозначения  сходного правового института.

2. Изучить принципы  и цели деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ.

3. Выявить специфику  правового статуса Уполномоченного  по правам человека в РФ: исследовать  функции, осуществляемые Уполномоченным  по правам человека в РФ; вопросы,  связанные с порядком назначения  и освобождения от его должности.

Объектом исследования является комплекс общественных отношений, складывающийся в процессе закрепления правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ.

Предметом исследования является совокупность нормативных  правовых актов, специальной научной литературы, посвященной регламентации правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ.

Методологической основой  работы являются общенаучные методы исследования: системный, аналитический, классификационный, а также юридические: формально-юридический и другие.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования, включает в себя: введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, раскрывающих специфику правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ; заключение, список использованной литературы.

 

Глава 1. Общая характеристика института Уполномоченного по правам человека в РФ

1.1. Понятие Уполномоченного  по правам человека

Правовое государство  для выполнения своей основной функции  защиты и охраны прав и свобод граждан должно иметь систему процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту прав и свобод личности. Институт омбудсмена в правовых системах стран мира является важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов1.

Существуют различные подходы  к определению института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), раскрывающие сущность и природу термина «омбудсмен».

Так, международная ассоциация юристов формально определяет институт омбудсмена как службу, предусмотренную конституцией или актом законодательной власти и возглавляемую независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по своему усмотрению и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады2.

Другое международное  определение института омбудсмена: «государственная служба, предусмотренная Конституцией и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высшего ранга, которое ответственно только перед законом»3.

Британская энциклопедия определяет институт омбудсмена как уполномоченный законодательный орган, который призван разбирать жалобы граждан на злоупотребления бюрократического аппарата. Во Всемирной энциклопедии содержится определение омбудсмена как независимого публичного должностного лица, расследующего жалобы граждан в отношении должностных лиц правительственных органов4.

В России Энциклопедический  словарь «Конституция Российской Федерации» определяет омбудсмена как лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц5. Юридическая энциклопедия содержит сходное определение: омбудсмен в ряде стран специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан6.

В целом, по мнению А.Ю. Сунгурова, под омбудсменом понимается достойное  доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных  граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений7.

Н.Ю. Хаманеева выделяет следующие общие черты института  омбудсмена, составляющие единую концепцию  этого института.

1. Институт омбудсмена представляет собой важное дополнение правообеспечительного механизма, действующего в государстве. Его введение является закономерным итогом демократизации общества.

2. Главная задача деятельности  омбудсмена - охрана прав граждан,  что конкретизирует его позицию как элемента системы охраны правопорядка в широком смысле, существующего наряду с парламентским, судебным, административным и иными формами контроля и надзора.

3. Должность омбудсмена  относится к высшим должностям  государства.

4. Важнейшая черта института омбудсмена - его независимость. В большинстве стран он избирается парламентом, отчитываясь лишь перед ним. В основную функцию омбудсмена входит контроль за деятельностью исполнительных органов. Этот контроль является внешним и своего рода чрезвычайным. Он осуществляется по инициативе омбудсмена либо по жалобам граждан.

5. В ряде случаев  омбудсмен рассматривает дело  не только с точки зрения  соответствия закону решений  и действий административных  структур, но, что очень важно,  особенно для государств, в которых этот контроль осуществляется в рамках системы административных судов, может рассматривать комплексно деятельность государственных органов и должностных лиц и выносить решение о человечности, справедливости и целесообразности их действий.

6. Институт омбудсмена  обладает редким качеством - с  одной стороны, способностью модифицироваться  исходя из различных социально-политических  условий государства, а с другой - не изменять своим основным  принципам и содержанию.

7. Контрольные мероприятия омбудсмена направлены прежде всего на реализацию прав граждан и исправление нарушений в функционировании государственной администрации. Он добивается этого, используя арсенал средств, специфичных только для него, методы убеждения, критику, гласность.

8. В его распоряжении нет административных императивных полномочий. Существование этого института направлено на развитие и совершенствование нетрадиционных способов воздействия на административное поведение. Основным в этой форме контроля является ее простой и понятный для граждан способ деятельности, связанный с непосредственным доступом населения к омбудсмену (кроме Франции и Великобритании) и подкрепленный принципом бесплатности производства.

9. Гражданин видит  в омбудсмене независимое должностное  лицо, не связанное отношениями служебной или иной подчиненности с административными органами, нарушившими его права, обеспечивающее взаимосвязь гражданина с органами государства и стоящее на стороне интересов гражданина8.

Должность омбудсмена носит  в разных странах различные наименования. В Скандинавских странах, на родине этого института, используется название «Омбудсмен юстиции», в англоязычных провинциях Канады – «Парламентский уполномоченный (омбудсмен)», в Великобритании, Северной Ирландии, Шри-Ланке – «Парламентский уполномоченный по делам администрации», в Новой Зеландии – «Парламентский уполномоченный для расследований». В трех странах применяется термин «уполномоченный» без прилагательного «парламентский»: Уполномоченный по жалобам (Израиль), Уполномоченный по правам граждан (Польша), Уполномоченный по правам человека (Россия). Используются также термины «посредник», «медиатор» (Франция), «проведор (поручитель) юстиции» (Португалия), «помощник граждан» (штат Айова, США), «адвокат народа» (Румыния).

В названии этого института применяется также термин «защитник», подчеркивающий его направленность именно на защиту прав граждан: Защитник граждан (провинция Квебек, Канада), Народный защитник (омбудсмен) (Испания), Публичный защитник (штат Небраска, США), Гражданский защитник (итальянские провинции). Народный правозащитник (Хорватия). Иногда функцию омбудсмена выполняет коллективный орган: Коллегия народной правозащиты (Австрия), Комиссия по расследованиям злоупотреблений администрации (Непал), Парламентская комиссия по правам человека (Латвия)9.

Также могут вводиться  должности «специализированных» омбудсменов, т.е. работающих по конкретным направлениям защиты прав человека (по правам потребителей, по делам армии, по тендерным вопросам, по проблемам дискриминации и т.п.).

При всем разнообразии в  наименованиях термин «омбудсмен»является собирательным и представляет собой родовое понятие, образ специальной службы, не похожей на другие государственные и общественные структуры.

Институт омбудсмена создается на различных уровнях - национальном, региональном и местном.

Исходя из места омбудсмена в государственно-правовой системе, порядка его назначения, подчиненности (подотчетности) той или иной ветви  власти или отсутствия таковой, объема полномочий и т.д. выделяются три  модели омбудсмена.

1. Исполнительный омбудсмен. Он  является органом исполнительной  власти, назначается правительством  или президентом, которому подконтролен  и подотчетен. Это довольно редко  встречающийся вариант, предполагающий  превалирование исполнительной  власти над законодательной, существует во Франции, где Медиатор назначается Советом Министров.

2. Независимый омбудсмен. Он  представляет собой особую и  самостоятельную ветвь власти, уровень  которой соответствует уровню  законодательной, исполнительной  и судебной власти. При этом он может быть назначен президентом или парламентом, но после назначения не подчиняется назначившему его органу. Такая модель омбудсмена существует в Португалии, Намибии и Нидерландах.

Информация о работе Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ