Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 05:17, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель курсовой работы – исследование правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие Уполномоченного по правам человека. Изучить наименования, используемые в других государствах, для обозначения сходного правового института.
2. Изучить принципы и цели деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ.
3. Выявить специфику правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ: исследовать функции, осуществляемые Уполномоченным по правам человека в РФ; вопросы, связанные с порядком назначения и освобождения от его должности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика института Уполномоченного по правам человека в РФ……………………………………………………………………...5
1.1. Понятие Уполномоченного по правам человека…………………….5
1.2. Принципы и цели деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………………………………………………….11
Глава 2. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ…………………………………………………………………….19
2.1. Функции Уполномоченного по правам человека в РФ……………19
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности………………24
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….33

Файлы: 1 файл

правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ_ 04 2012 РАП.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Под опытом защиты прав и свобод человека и гражданина, требуемый для назначения на должность Уполномоченного понимается совокупность знаний и умений, приобретенных кандидатом на основе и в процессе практической профессиональной деятельности, свидетельствующей о правовой помощи конкретным гражданам. При этом закон не конкретизирует, должен ли быть связан такой опыт с профессиональной юридической деятельностью кандидата, допуская при этом, что кандидат на должность Уполномоченного может иметь любое профессиональное образование. Думается, что законодатель подразумевает, что Уполномоченный уже имеет способности проявить заботу о людях и реальные возможности защитить их права и свободы.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного Президентом РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Уполномоченный назначается  на должность и освобождается  от нее большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

При вступлении в должность  Уполномоченный приносит присягу, содержащуюся в ст. 9 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», после чего считается вступившим в должность сроком на пять лет.

Мировой опыт свидетельствует, что одно и то же лицо может быть назначено на должность Уполномоченного по правам человека повторно. Соответствующее положение нашло отражение и в российском законе, что дает возможность Уполномоченному, успешно справляющемуся со своими обязанностями, занимать государственную должность в течение десяти лет30.

При этом законом ограничено пребывание в должности Уполномоченного не более чем двумя сроками подряд. Соблюдение такого требования, на наш вгляд, обеспечивает действие как принципа равноправия граждан РФ при замещении государственных должностей РФ, так и принципа сменяемости должностных лиц и демократического порядка их замещения. При этом не исключается возможность назначения на должность Уполномоченного лица, ранее замещавшего данную должность, хоть и два срока подряд, но с интервалом времени, необходимым для исполнения обязанностей по должности государственного правозащитника другого лица.

Также следует отметить, что ст. 11 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» сформулированы определенные ограничения  правосубъектности Уполномоченного, связанные с выполнением его прав и обязанностей. Так, он не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

Уполномоченному запрещается  совмещать правозащитную деятельность с участием в каких-либо общественных объединениях или партиях, преследующих политические цели, на период исполнения им своих полномочий.

Императивный характер нормы, закрепленной в п. 1 ст. 13 ФКЗ  «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» указывает, что в соответствии с законом освобождение Уполномоченного от должности обязательно производится в следующих случаях.

1) нарушения требований ст. 11, устанавливающей запрет на осуществление им деятельности, несовместимой со статусом государственного правозащитного деятеля;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного31.

В перечисленных случаях  досрочного освобождения Уполномоченного  от занимаемой государственной должности  Государственная Дума РФ принимает  соответствующее постановление.

Также полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности, а также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый  Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение  двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном действующим законодательством.

 

 

Заключение

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие теоретические выводы и предложения, отражающие основные положения курсовой работы.

1. Омбудсмен, или уполномоченный  по правам человека, - это институт и государственный правозащитный орган, осуществляющий свою деятельность в целях соблюдения прав и свобод индивида при его взаимоотношениях с государством, который должен способствовать совершенствованию отдельно взятого человека и гармонизации общественных отношений.

2. Основными целями  деятельности Уполномоченного по  правам человека в РФ является  обеспечение: а) гарантий государственной  защиты прав и свобод граждан;  б) соблюдения и уважения прав  и свобод граждан государственными  органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

3. Следует отметить, что  законодатель в ч. 1 ст. 1 ФКЗ «Об  Уполномоченном по правам человека  в Российской Федерации» определил  границы деятельности Уполномоченного.  В частности, Уполномоченный призван обеспечивать контроль за соблюдением прав и свобод исключительно граждан РФ. Данное положение вступает в противоречие со ст. 15 вышеназванного федерального конституционного закона, в соответствии с которой Уполномоченный рассматривает жалобы не только граждан РФ, но и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (заявителей).

В связи с чем представляется целесообразным устранить выявленное несоответствие путем внесения изменения  в действующую редакцию федерального конституционного закона, изложив ч. 1 ст. 1 в следующей редакции:

«Должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается  в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения  гарантий государственной защиты, соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами прав и свобод граждан и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства».

4. Анализ нормативных  правовых актов и научной литературы позволяет выделить следующие основные принципы деятельности омбудсмена: а) независимость омбудсмена; б) принцип статуса органа государственной власти; в) доступность омбудсмена; г) беспристрастность, честность и справедливость омбудсмена.

Таким образом, деятельность Уполномоченного по правам человека основывается на принципах, которые  имеют особое значение для выполнения им функции защиты прав и свобод человека от злоупотреблений и произвола  со стороны государственного аппарата и должностных лиц. Совершенствование механизма осуществления указанной деятельности следует признать перспективным направлением.

5. Рассмотрение жалоб  граждан РФ и находящихся на  территории РФ иностранных граждан  и лиц без гражданства является  одной из важнейших функций Уполномоченного по правам человека.

При этом закон устанавливает, что инициатива такой защиты может  исходить от Уполномоченного в следующих  случаях: а) массовых или грубых нарушений  прав и свобод граждан; б) имеющих  особое общественное значение; в) связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты

На наш взгляд, вышеприведенные  перечень случаев, когда Уполномоченный по собственной инициативе принимает  меры по защите и восстановлению нарушенных прав граждан, не является исчерпывающим. Решение о необходимости защиты их прав принимается Уполномоченным по правам человека самостоятельно и связано с исключительными особенностями соответствующей ситуации.

Помимо рассмотрения жалоб и обращений граждан в функции национальных институтов омбудсменов включаются также: а) взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления; б) мониторинг ситуации с соблюдением прав и свобод человека; в) анализ внутреннего законодательства в целях выявления его несоответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, международным обязательствам страны в области прав человека; г) правовое просвещение граждан по вопросам прав человека, форм и методов их защиты.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования действующего законодательства и перспективности изучения мирового опыта применения института омбудсмена в целях обеспечения надлежащей защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

  1. Всеобщая декларация прав человека. Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. – 1995. – 5 апреля.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1994. – № 12. – С. 5 – 11
  3. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 года : СПС КонсультантПлюс.
  4. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ [с изм. и доп.; в ред. от 28.12.2010 ] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 9. - Ст. 1015.

 

Литература

  1. Вагизов Р.Г.  Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине / Р.Г. Вагизов // Российская юстиция. – 2008. – № 11. – С. 23 – 25.
  2. Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти для противодействия коррупции / С.А. Денисов // Государство и право. – 2002. – № 3. – С. 9 – 16.
  3. Калашников С.В. Применение общепризнанных принципов и норм в сфере защиты прав человека в России: вопросы теории и практики / под ред. Д.С. Велиевой. – М. : ДМК Пресс, 2010. –162 с.
  4. Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации / В.В. Комарова  // Государство и право. – 1999. – № 9. – С. 21.
  5. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Рук. авт. кол. С.М. Шахрай. М. : Большая Российская Энциклопедия, 1995.– 416с.
  6. Лагун И.В., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (постатейный) / под ред. Е.Г. Маркеловой // Электронный ресурс. – КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Комментарии законодательства. – Режим доступа: http: //www.consultant.ru /software/systems – Загл. с экрана (дата обращения: 16.04.2012).
  7. Лебедев А.И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации / А.И. Лебедев // Московский журнал международного права. – 2000. – № 1. – С. 129 – 137.
  8. Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. / А.В. Малько, В.В. Субочев, А.М. Шериев. – М. : Норма, Инфра – М, 2010. – 192 с.
  9. Мархгейм М.В., Новикова А.Е. Формы и способы деятельности уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации / М.В. Мархгейм, А.Е. Новикова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – № 5. – С. 24 – 28.
  10. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма, 2003. – 375с.
  11. Сунгуров А.Ю. Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ: Учеб. пособие / А.Ю. Сунгуров. – СПб. : Норма, 2004. – 312с.
  12. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. / Л.В. Тихомирова , М.Ю. Тихомиров. – М., 1997. – 526 с.

1 Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма, 2003. – С. 269

2 Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Государство и право. – 1999. – № 9. – С. 21.

3 Лебедев А.И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Московский журнал международного права. – 2000. – № 1. – С. 129

4 Вагизов Р.Г.  Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине // Российская юстиция. – 2008. – № 11. – С. 23.

5 Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Рук. авт. кол. С.М. Шахрай. М. : Большая Российская Энциклопедия, 1995.– С. 141 – 142.

6 Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. – М., 1997. – С. 287

7 Сунгуров А.Ю. Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ: Учеб. пособие. – СПб. : Норма, 2004. – С. 20

8 Сунгуров А.Ю. Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ: Учеб. пособие. – СПб. : Норма, 2004. – С. 24 – 25.

9 Вагизов Р.Г.  Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине // Российская юстиция. – 2008. – № 11. – С. 23 – 24.

10 Сунгуров А.Ю. Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ: Учеб. пособие. – СПб. : Норма, 2004. – С. 18

11 Вагизов Р.Г.  Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине // Российская юстиция. – 2008. – № 11. – С. 24.

12 Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти для противодействия коррупции // Государство и право. – 2002. – № 3. – С. 12.

13 Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ [с изм. и доп.; в ред. от 28.12.2010 ] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 9. - Ст. 1015.

14 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 года : [с учетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7- ФКЗ] // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. - – 2009. - №4. – Ст.445.

15 Всеобщая декларация прав человека. Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. – 1995. – 5 апреля

16 Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1994. – № 12. – С. 5 – 11

17 Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ [с изм. и доп.; в ред. от 28.12.2010 ] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 9. - Ст. 1015.

Информация о работе Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ