Уполномоченный по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной мною темы, что интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.

Оглавление

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института Уполномоченного 6
по правам человека 6
1.1 История и проблемы становления института Уполномоченного по правам человека в России 6
1.2 Основные назначения и цели создания института Уполномоченного по правам человека 9
Глава 2. Особенности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в Европейском суде 21
2.1 Требования, предъявляемые к Уполномоченному по правам человека в РФ и его компетенция 21
2.2 Уполномоченный по правам человека в Европейском суде 34
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая по уполномоченному по правам человека.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

2) обратиться  в компетентные государственные  органы с ходатайством о возбуждении  дисциплинарного или административного  производства либо уголовного  дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться  в суд или прокуратуру с  ходатайством о проверке вступившего  в законную силу решения, приговора  суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои  доводы должностному лицу, которое  вправе вносить протесты, а также  присутствовать при судебном  рассмотрении дела в порядке  надзора;

5) обращаться  в Конституционный Суд Российской  Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

2. Заявление  или жалоба, направляемые Уполномоченным  в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, государственной  пошлиной не облагаются.

Уполномоченный  вправе опубликовать принятое им заключение. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

По результатам  изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

1) направлять  государственным органам, органам  местного самоуправления и должностным  лицам свои замечания и предложения  общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обращаться  к субъектам права законодательной  инициативы с предложениями об  изменении и о дополнении федерального  законодательства и законодательства  субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

В случае грубого  или массового нарушения гарантированных  Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) выступить  с докладом на очередном заседании  Государственной Думы;

2) обратиться  в Государственную Думу с предложением  о создании парламентской комиссии  по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

Уполномоченный  вправе обратиться в Государственную  Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения  прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

По окончании  календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации  и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации.

 Ежегодные  доклады Уполномоченного подлежат  обязательному официальному опубликованию в «Российской газете», специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в «Российской газете» и в других изданиях.

Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны  предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.

Запрошенные материалы  и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному  не позднее 15 дней со дня получения  запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного  с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным  законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Итак, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона при проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29 Закона по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.

Статьей 69 ГПК РФ11  и ст. 415 УПК РФ12  определено, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе:

- знакомиться  с гражданским делом, по которому  решение или определение о  его прекращении вступило в  законную силу;

- знакомиться  с уголовным делом, приговор  по которому вступил в законную силу, либо с делом, производство по которому прекращено, а также с материалами об отказе в возбуждении уголовного дела.

Вместе с  тем действующие ГПК и УПК  РФ не предусматривают возможность  обращения Уполномоченного в  суд надзорной инстанции.

Как свидетельствует  практика обращений в суды надзорных  инстанций Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  в связи с ходатайствами о  проверке вступивших в законную силу приговоров судов по уголовным делам, органы правосудия оставляют их без рассмотрения на том основании, что положения ст. 7 УПК Российской Федерации не позволяют им применять федеральный закон, противоречащий настоящему УПК РФ.

Но согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ  именно УПК  РФ не должен находиться в противоречии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г, которым Уполномоченный руководствуется в своей деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев 29 июня 2004 г. дело о проверке конституционности  отдельных положений ст. 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы, в Постановлении N 13-П13  сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой: положения частей первой и второй ст. 7 УПК Российской Федерации - по их конституционно-правовому смыслу в системе правовых норм - не затрагивают определенную Конституцией Российской Федерации иерархию нормативных актов в правовой системе Российской Федерации и не предполагают распространение приоритета Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на разрешение коллизий как между ним и какими бы то ни было федеральными конституционными законами, так и между ним и международными договорами Российской Федерации. Если при производстве по уголовному делу будет установлено несоответствие между федеральным конституционным законом либо международным договором Российской Федерации и УПК Российской Федерации, который является обычным федеральным законом, то применению - на основании ст. 15 (ч. 4) и 76 (ч. 3) Конституции Российской Федерации - подлежит именно федеральный конституционный закон либо международный договор Российской Федерации, как обладающие большей юридической силой по отношению к обычному федеральному закону.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл положений частей первой и второй ст. 7 УПК Российской Федерации, выявленный в Постановлении, действующем непосредственно, является как общеобязательным, так и исключает иное их истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, существующие правовые коллизии между  правоприменительной практикой  судов надзорных инстанций в  применении УПК Российской Федерации  и компетенцией Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, действующего в соответствии с нормами Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ, должны быть устранены.

Хотел бы также  отметить, что сформулированная Конституционным  Судом Российской Федерации правовая позиция конституционного закона над обычным федеральным законом, основанная на ч. 3 ст. 76 Конституции Российской Федерации, должна распространяться также и на аналогичные положения, установленные ч. 1 ст. 1 ГПК Российской Федерации.

Обобщение и  анализ формирующейся практики рассмотрения судами надзорных инстанций ходатайств Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации позволили  бы решить вопрос и о необходимости  принятия соответствующего постановления  Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, как это сделано им в отношении международных договоров.

2.2 Уполномоченный  по правам человека в Европейском  суде

 

Уполномоченный  Российской Федерации при Европейском  Суде по правам человека - заместитель  Министра юстиции Российской Федерации (далее - Уполномоченный) назначается Президентом Российской Федерации из числа федеральных государственных служащих, имеющих высшее юридическое образование и владеющих как минимум одним из официальных языков Совета Европы14.

Уполномоченный в своей деятельности руководствуется обязательными для Российской Федерации нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением об уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека – заместителе министра юстиции Российской Федерации.

Уполномоченный  работает во взаимодействии с Межведомственной комиссией Российской Федерации по делам Совета Европы.

Основными функциями  Уполномоченного являются:

1) защита интересов Российской Федерации при рассмотрении в Европейском суде по правам человека (далее именуется - Суд) дел, возбужденных против Российской Федерации на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

2) изучение правовых последствий решений Европейской комиссии по правам человека и Суда для государств - членов Совета Европы и подготовка с учетом прецедентного права Совета Европы рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики;

3) обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при исполнении решений Комитета министров Совета Европы и Суда в связи с исками о нарушении Российской Федерацией своих обязательств по Конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая восстановление нарушенного права и выплату истцам денежной компенсации.

Уполномоченный  в соответствии с возложенными на него функциями:

- по получении нотификации о возбуждении иска против Российской Федерации незамедлительно информирует об этом заинтересованные федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

- запрашивает у федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления необходимую для эффективного представления интересов Российской Федерации в Суде информацию о фактической и юридической стороне дела с приложением копий всех относящихся к делу документов; указанные органы обязаны представить Уполномоченному такую информацию не позднее чем через месяц после получения запроса;

- выступает в качестве представителя Российской Федерации при разбирательстве дел в Суде и (или) привлекает в этих целях представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также российских и зарубежных адвокатов, в том числе на договорной основе;

- ведет по согласованию с заинтересованными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления переговоры о досудебном урегулировании дел, возбужденных против Российской Федерации, и при посредничестве Суда заключает с истцом соответствующие соглашения;

- в случае вынесения Судом или Комитетом министров Совета Европы решения о выплате истцу денежной компенсации в связи с неправомерными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и (или) о восстановлении нарушенного права информирует об этом указанные органы и Министерство финансов Российской Федерации, которые не позднее чем через месяц после получения извещения от Уполномоченного обеспечивают исполнение решения в полном объеме, а также Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации;

Информация о работе Уполномоченный по правам человека