Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:09, курсовая работа
Актуальность выбранной мною темы, что интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института Уполномоченного 6
по правам человека 6
1.1 История и проблемы становления института Уполномоченного по правам человека в России 6
1.2 Основные назначения и цели создания института Уполномоченного по правам человека 9
Глава 2. Особенности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в Европейском суде 21
2.1 Требования, предъявляемые к Уполномоченному по правам человека в РФ и его компетенция 21
2.2 Уполномоченный по правам человека в Европейском суде 34
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 42
Оглавление
Введение
Актуальность выбранной мною темы, что интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.
Осознана и получила закрепление в Конституции РФ идея правового государства, для которого главной ценностью является человек, а основным гарантом его прав и свобод выступает суд. Правовая система страны закрепила весь перечень прав, зафиксированных в международных пактах и соглашениях, фактически ставших новацией для отечественного конституционного законодательства. Раздел Конституции о правах и свободах российских граждан является в известном смысле украшением правовой системы современной России, самым полным юридическим выражением ее демократических устремлений.
Однако с реализацией этих прав на практике не все обстоит благополучно. К сожалению, не все декларируемые нормы Конституции в настоящее время по разным причинам можно реализовать.
Итак, предметом исследования данной курсовой работы является институт Уполномоченного по правам человека. Показателями актуальности рассматриваемой темы служит то, что:
во-первых, институт Уполномоченного по правам человека в России еще весьма молод и не освоен. Так, впервые он закреплен в Конституции РФ 1993 г., а только в 1997 года подписан Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
во-вторых, данный институт является перспективным направлением развития российской правовой системы;
в-третьих, с помощью института Уполномоченного по правам человека происходит реальное обеспечение действия прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ.
Исходя из того, что по поводу Уполномоченного по правам человека существует ряд спорных вопросов, требующих теоретического и практического осмысления, целями данной работы являются:
- всестороннее рассмотрение, анализ и отражение основных вопросов, возникающих как в теории, так и на практике, при столкновении с таким специфическим институтом, как институт Уполномоченного по правам человека;
- определить
как в настоящее время осуществ
- ознакомиться с точками зрения различных авторов, затрагивающих данную тему;
- изучить нормативно-правовую базу, регулирующую данный институт.
Для осуществления названной цели был поставлен ряд задач, в число которых входит:
- раскрыть основные понятия данного института, в том числе определить понятие «Уполномоченный по правам человека»;
- определить, функции и задачи Уполномоченного по правам человека в России и в европейском суде;
- обозначить и раскрыть основные преимущества и недостатки института Уполномоченного по правам человека.
При подготовке к написанию данной работы были проанализированы точки зрения таких авторов, как: М.С. Башимова, Т.С. Османова, А.П. Фокова и других. В ходе написания работы в качестве источников были изучены следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека», Положение «Об Уполномоченном Российской Федерацией при европейском суде по правам человека – заместителе министра юстиции Российской Федерации» и др.
Для исследования вопроса об Уполномоченном по правам человека, его состоянии и направлениях развития в Российской Федерации были использованы логические методы и методы системного анализа, которые позволили более углубленно изучить данную тему.
Поставленные цели и задачи реализованы в двух главах настоящей курсовой работы.
Глава 1. Общая характеристика института Уполномоченного
по правам человека
1.1 История и проблемы становления института Уполномоченного по правам человека в России
Конституция РФ 1993 г.1 предусматривает новый для нашего государства правовой институт - Уполномоченного по правам человека. Необходимость в специальном федеральном конституционном законе, определяющем компетенцию, организационные формы и условия деятельности этого органа по осуществлению и охране прав человека и гражданина, назрела давно.
Президентом Российской
Федерации 26 февраля 1997 года подписан
Федеральный конституционный
Задачей этого нового института является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений.
Такой правозащитный
институт нетрадиционен для России.
После появления его в
Важной вехой стало принятие в ноябре 1991 г. Верховным Советом Декларации прав человека и гражданских свобод, в которой декларировалась необходимость парламентского Уполномоченного по правам человека. Тем самым была создана правовая основа для дальнейшей работы по конституционной регламентации этого независимого института.
Уполномоченный по правам человека - должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц и назначаемое Государственной Думой. Преимущества парламентского варианта назначения Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) очевидны: административное влияние на процесс назначения Уполномоченного ограничивает де-юре и де-факто независимость службы. Кстати говоря, назначение омбудсмена парламентом - общее правило (хотя оно и знает некоторые исключения) в мировой практике.
Глава 2 Конституции Российской Федерации имеет название: «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит в себе перечень прав и свобод, признаваемых и гарантируемых государством. Причем данный перечень не может быть исчерпывающим: дополнительные права и свободы могут быть установлены законодательством России, международными договорами Российской Федерации. Так, Российская Федерация является участницей Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 4.
Необходимо отметить, что ведение правового института Уполномоченного по правам человека в РФ по правам человека обусловлено многочисленными причинами:
- необходимость защиты прав человека и гражданина, нарушенных государственными органами должностными лицами главным образом в сфере управления;
- потребность
усиления гарантий прав и
- институт Уполномоченного по правам - контрбаланс безликой бюрократии;
- существующие
механизмы разрешения жалоб на
нарушения прав и свобод
1.2 Основные назначения и цели создания института Уполномоченного по правам человека
При подготовке конституционных проектов институт Уполномоченного по правам человека оказался в сфере повышенного внимания политиков и законодателей. В Конституции Российской Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 103) были заложены нормы, согласно которым к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом. Правозащитному институту был придан статус конституционного.
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Предполагается, что его деятельность поможет решать весьма важные проблемы, активно пресекать факты нарушения прав человека, бороться с бюрократией.
Деятельность Уполномоченного не подменяет деятельность других правозащитных институтов и тем более не отменяет ее. Нельзя рассматривать институт омбудсмена как «альтернативу» суду или прокуратуре. Уполномоченный по правам человека - правовой институт, действующий дополнительно к существующим правозащитным институтам. Разумеется, необходимо избегать конфликтов в части юрисдикции прокуратуры и Уполномоченного. А между тем от уполномоченных в субъектах РФ приходят письма о том, что прокуратура не желает вести совместную работу по защите прав граждан. Конечно, не следует обольщаться, что этот правовой институт станет этаким «суперорганом», способным разрешить все проблемы, возникающие в связи с реализацией гражданами их прав и свобод. Решить их сразу невозможно даже в условиях достаточно стабильной экономической обстановки, а тем более в нынешних условиях. Исправление ошибок и нарушений требует денег и ресурсов, а финансовые возможности Федерации в целом и ее субъектов не могут сегодня в полной мере обеспечить полноценное функционирование нового правового института.
Уполномоченному по правам человека предстоит большая и кропотливая работа. Уже сейчас аппарат Уполномоченного завален жалобами. Люди надеются, что новый правовой институт сможет решить их, по большей части социально - экономические проблемы, восстановить справедливость, защитить законные права. При этом очень важно, что в Законе оговаривается: получив жалобу, Уполномоченный вправе передать ее государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Попытка же «объять необъятное» может привести к неоправданной перегрузке рабочего аппарата Уполномоченного, и главное - к некачественному, необъективному, несвоевременному (запоздалому) рассмотрению жалобы вообще или отсутствию каких-либо действий по рассмотрению последней. В итоге может возникнуть ситуация, когда ожидания заявителей будут значительно превосходить возможности этого правового института, что может создать у граждан превратное представление о работе этого органа.
Надо стремиться избегать и другой крайности: если проверка жалобы входит в компетенцию Уполномоченного - недопустим необоснованный отказ в приеме ее к рассмотрению, тем более что отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит. Законом об Уполномоченном по правам человека установлен предельный срок подачи жалобы - не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Как показывает зарубежная практика, такое ограничение вполне оправдано. Это позволит избежать ситуации, подобной той, которая сложилась, например, в Польше, когда Парламентскому уполномоченному по правам граждан поступали заявления, касавшиеся событий 1920 - 1939 гг. и даже 1863 года. Формируя этот новый для нашей правовой системы институт, было бы нелишне обратиться к практике других государств, в которых за годы функционирования института омбудсмена накоплен солидный опыт, выработаны определенные традиции.5
Создание хорошо организованных и четко работающих институтов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах будет способствовать развитию и укреплению принципов правового государства, в частности принципа ограничения государственной власти. Ведь совершенно очевидно, что Уполномоченный, добросовестно выполняющий свои обязанности, как правило, неудобен любой ветви власти. Во многих странах этот пост обычно занимают юристы, поскольку он предполагает большую юридическую работу по защите прав граждан.
Принятие Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» обеспечивает гарантию независимости и эффективной работы института омбудсмена, который «независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам». В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией РФ, вышеназванным Федеральным конституционным законом, законодательством РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ. Главная задача Уполномоченного, согласно Федеральному конституционному закону, - «способствовать восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты»6.