Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:09, курсовая работа
Актуальность выбранной мною темы, что интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института Уполномоченного 6
по правам человека 6
1.1 История и проблемы становления института Уполномоченного по правам человека в России 6
1.2 Основные назначения и цели создания института Уполномоченного по правам человека 9
Глава 2. Особенности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в Европейском суде 21
2.1 Требования, предъявляемые к Уполномоченному по правам человека в РФ и его компетенция 21
2.2 Уполномоченный по правам человека в Европейском суде 34
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 42
- обеспечивает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку соответствующих законопроектов и представляет в установленном порядке предложения об использовании права законодательной инициативы, если исполнение решений Суда связано с внесением изменений и дополнений в федеральные законы;
- обеспечивает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовку проектов соответствующих нормативных правовых актов и вносит их на рассмотрение соответствующих органов государственной власти, если исполнение решений Суда связано с внесением изменений и дополнений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты;
- информирует постоянного представителя Российской Федерации при Совете Европы об исполнении или ходе исполнения решений Суда и оказывает ему консультативное содействие при рассмотрении в Комитете министров Совета Европы вопросов о нарушениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
- создает по мере необходимости рабочие группы из представителей федеральных органов государственной власти.
Правовое и организационно-
Уполномоченному выдается служебное удостоверение, подписанное Президентом Российской Федерации. Уполномоченному и его заместителям при выезде за пределы Российской Федерации для выполнения возложенных на них служебных обязанностей выдаются дипломатические паспорта. Уполномоченный имеет бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и наименованием своей должности на официальных языках Совета Европы.
Заключение
Усиление эффективности правозащитных институтов и всей правовой системы возможно лишь при условии построения сильного правового и социального государства, обеспечивающего упорядоченность и урегулированность общественных процессов; координацию и согласованность интересов различных общественных групп и политических сил; упрочение сложной системы связей и отношений в обществе, социальной направленности реформ; совершенствование системы органов власти в сфере осуществления прав и свобод человека. Задачей этого нового института является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений.
Ведение правового института Уполномоченного по правам человека в РФ по правам человека обусловлено многочисленными причинами:
- необходимость
защиты прав человека и
- потребность
усиления гарантий прав и
- институт Уполномоченного по правам - контрбаланс безликой бюрократии;
- существующие
механизмы разрешения жалоб на
нарушения прав и свобод
Уполномоченный
независим и не подотчетен каким-либо
государственным органам и
За период с 1998 по 2005 гг. сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека рассмотрено свыше 257 тыс. обращений граждан и государственных органов (учреждений), поступивших из всех регионов Российской Федерации, стран СНГ и Балтии и ряда других стран. Причем количество обращений постоянно растет. В 2005 г. поступило всего 54617 обращений, что на 6386 больше, чем в 2004 г. Непосредственно от граждан поступило 33425 жалоб (в 2004 г. их было 30392). Из них принято к рассмотрению 27329 жалоб, что на 7,8% больше, чем в 2004 г.
В связи с этим можно утверждать, что многочисленные обращения граждан к Уполномоченному с жалобами на судебные решения по уголовным и гражданским делам по-прежнему свидетельствуют о сохраняющемся у них отсутствии веры в справедливость судебного разбирательства, независимость и беспристрастность органов правосудия. Анализ этих обращений позволяет утверждать, что принятие новых ГПК и УПК не избавило правосудие от формализма и волокиты в рассмотрении уголовных и гражданских дел, низкого качества судебных решений, зависимости судей от политической конъюнктуры и субъективизма, коррупционных проявлений внутри судебной системы. Дальнейшее совершенствование судебной системы по-прежнему выступает важнейшим направлением деятельности государства, направленной на создание условий для более полной защиты прав и свобод человека и гражданина в нашей стране.
Следует отметить, что многие юристы считают вполне правомерным требование Уполномоченного по правам человека после вступления в законную силу судебного решения (приговора) ходатайствовать перед судами надзорных инстанций о проверке соблюдения прав человека при отправлении правосудия и о пересмотре судебных решений (приговоров), принятых с нарушением прав человека. Следовательно, можно говорить о том, что отсутствие этой важной процессуальной компетенции в новых ГПК и УПК противоречит Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
В этой связи Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин полагает, что в настоящее время суды надзорных инстанций уклоняются от рассмотрения ходатайств Уполномоченного по правам человека о пересмотре судебных решений, вступивших в законную силу, мотивируя это отсутствием в кодексах соответствующих норм.
Доверие общества к судам повысится, если будет доступной для всех граждан большая степень открытости правосудия, а для этого необходимо:
- ускорить процесс
глобальной информатизации
- продлить сроки действия Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России», имея в виду деление приоритетного внимания реализации мер по информатизации судебной деятельности;
- дополнить Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», предусматривающий возможность участия представителя Уполномоченного в деятельности Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а представителя Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации - в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации;
- активизировать деятельность органов судейского сообщества по выявлению и пресечению всякого рода недобросовестности и правонарушений со стороны судей. Для этих целей необходимо принять законодательные акты об обязательном декларировании судьями и членами их семей доходов и имущественного состояния;
- улучшить деятельность
и дальнейшее развитие суда
присяжных в целях его
В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с 2005 г. находится законопроект, согласно которому Уполномоченный предлагает внести поправки к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», вводящие административную ответственность конкретных должностных лиц за игнорирование обоснованных и законных запросов и предложений Уполномоченного по правам человека. Такая норма уже существует в ряде зарубежных стран, а также в некоторых субъектах Российской Федерации в отношении инициатив региональных уполномоченных.
Поэтому от того, насколько положительно судебная система будет сотрудничать с институтом Уполномоченного по правам человека, настолько прибавится уважения и доверия к судебной власти в Российской Федерации. Так как данный институт призван способствовать реализации законов в сфере защиты прав и свобод граждан (личности), дополнять существующую систему защиты прав и интересов личности, укреплять доверие между гражданином и государством, гармонизировать отношения «администрация – граждане», обеспечивать высокие стандарты компетентности, справедливости, эффективности при применении законов. К Уполномоченному по правам человека могут обращаться за помощью лица, которые осознают себя беспомощными, поскольку традиционные методы решения конфликта с чиновниками (например, предъявление иска в суд) для них недоступны.
Список использованных источников и литературы
1.Законы РФ и субъектов РФ, иные нормативные акты:
2. Журнальные и газетные публикации:
3. Судебная практика:
1 п. "д" ч. 1 Конституции РФ;
2 Аметистов Э.М. Защита прав и свобод человека
внесудебными органами// СПС «Консультант
плюс»; Кикоть В. О необходимости введения
должности Народного правозащитника//
3 Башимов М.В. Становление и перспективы становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации //Журнал российского права, N 7, 2002;
4 Российская газета. 2006г. 23 июня. №34
5 Башимов М.В. Становление и перспективы становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации //Журнал российского права, N 7, 2002;
6 ч. 3 ст. 1 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
7 Бойцова В.В. Формирование института омбудсмена в России // Правоведение. 2003, N 4.
8 Бердяев Н. Философия неравенства. М., 1994.//СПС «Консультант плюс».
9 Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 2007г.
10 Закон Республики Башкортостан «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека – заместителе министра юстиции Российской Федерации» в ред. Указов Президента РФ от 22.12.1999 N 1678, от 20.03.2007 N 370, от 07.05.2007 N 585с.// Республика Башкортостан, N 131 (26364), 10.07.2007.
11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ// Российская газета", N 220, 20.11.2002 (ред. от 05.12.2006)
12 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ// Российская газета", N 249, 22.12.2001 (ред. от 06.06.2007);
13 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 4.
14 Ст. 1 Положения «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека – заместителе министра юстиции Российской Федерации» в ред. Указов Президента РФ от 22.12.1999 N 1678, от 20.03.2007 N 370, от 07.05.2007 N 585с.//СПС консультант плюс»;