Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:44, реферат
Институт омбудсмена органично дополнил существующие официальные правозащитные механизмы. За 10 лет сюда поступило более 15 тыс. обращений физических и юридических лиц. Каждое пятое решено в пользу заявителя. Конкретная помощь в восстановлении нарушенных прав оказана свыше 1 200 казахстанцам. Только в прошлом году в адрес омбудсмена поступило около 2 тыс. обращений, а на прием пришли свыше 3 тыс. человек.
Институт
Уполномоченного по правам человека в
РК, учрежденный по инициативе Главы государства,
скоро отметит десятилетний юбилей.
Эта веха – повод задуматься не только
о достижениях, но и о перспективах развития.
Институт омбудсмена органично дополнил
существующие официальные правозащитные
механизмы. За 10 лет сюда поступило более
15 тыс. обращений физических и юридических
лиц. Каждое пятое решено в пользу заявителя.
Конкретная помощь в восстановлении нарушенных
прав оказана свыше 1 200 казахстанцам. Только
в прошлом году в адрес омбудсмена поступило
около 2 тыс. обращений, а на прием пришли
свыше 3 тыс. человек. Почти ста казахстанцам
удалось восстановить свои права при содействии
Уполномоченного по правам человека в
РК. По результатам рассмотрения жалоб
и заявлений направлено 1 235 запросов и
около 20 рекомендаций в государственные
органы.
Интересно проследить и то, как из года
в год меняется содержание обращений.
Так, если в 2010 году граждане в основном
жаловались на решения судов, то в 2011-м
превалировали просьбы отреагировать
на действия или бездействие правоохранительных
органов (18%), нарушения социальных и трудовых
прав (12%), жилищных прав (5%).
С учетом этих особенностей в своем отчете
Уполномоченный предложил ряд конкретных
рекомендаций по совершенствованию механизмов
защиты гражданских, социально-экономических
и трудовых прав граждан.
Надо отметить и то, что правозащитный
орган ведет большую идеологическую, просветительскую
и правовоспитательную работу. Умело пользуясь
поддержкой государственных органов,
неправительственных и международных
организаций, он выступает инициатором
ежегодных Августовских чтений, посвященных
Дню Конституции РК, а также различных
конференций, заседаний «круглых столов»,
научных форумов.
Уполномоченному по правам человека активно
помогают Конституционный совет, Верховный
суд, Генеральная прокуратура, Министерство
внутренних дел РК. Это подчеркивает их
общую заинтересованность в гарантировании
и охране прав и свобод человека.
Национальный омбудсмен плодотворно сотрудничает
с такими международными организациями,
как Представительство ООН в РК, Центр
ОБСЕ в Астане, «Хьюман Райтс Вотч», «Фридом
Хаус», Международная Тюремная Реформа,
Фонд «Сорос» и другими.
Возросшее количество совместных мероприятий
международного уровня, на которых наш
Уполномоченный предстает не только в
роли почетного гостя, но и в качестве
организатора, говорит о возрастающем
доверии к нему.
Издаваемые ежеквартальные информационные
бюллетени омбудсмена тиражом в 2 тыс.
экземпляров, а также ежегодные его отчеты,
которые после одобрения Главой государства
направляются во все государственные
органы и международные организации, с
обязательной публикацией в СМИ, способствуют
повышению информированности казахстанцев
о деятельности Уполномоченного. Действующий
с 2006 года сайт www.ombudsman.kz ежедневно посещает
более 500 человек.
За 10 лет институтом национального омбудсмена
приобретен неоценимый опыт правозащитной
деятельности, который теперь должен сыграть
роль фундамента для дальнейшего роста
и совершенствования.
Наступает время нового этапа для этой
структуры демократии. Если говорить об
алгоритме последующих шагов, то они касаются
необходимости внести изменения и дополнения
в ряд нормативных правовых актов относительно
статуса и полномочий института Уполномоченного.
В первую очередь, в Положение об этом
органе.
В современных условиях сложной экономической
ситуации в мире, обострения социальных
и трудовых конфликтов деятельность национального
омбудсмена должна быть более активной.
И закрепить это надо законодательно.
Положительное решение вопроса о представителях
национального Уполномоченного в регионах
позволило бы успешно решать проблемы
оперативного участия главного правозащитника
страны в устранении конфликтов. Более
того, это сняло бы большую перегруженность
небольшого по численности аппарата сотрудников
Национального центра по правам человека
как рабочего органа при омбудсмене.
Нельзя не сказать и о том, что Национальный
центр по правам человека нуждается в
кадровом укреплении: не только количественном,
но и качественном. Институт Уполномоченного
по правам человека должен занять более
активную позицию в поддержке государственной
политики по урегулированию социальных
и трудовых конфликтов, несвоевременное
разрешение которых и их недооценка могут
привести к серьезным социальным последствиям.
Поэтому необходимо осуществлять постоянный
мониторинг ситуации с превентивной целью
принятия адекватных и своевременных
мер реагирования. Аппарат Национального
центра следует укрепить также профессиональными
юристами-практиками и учеными-специалистами,
имеющими опыт и навыки разрешения конфликтных
ситуаций. Это позволит на высоком профессиональном
уровне находить организационно-правовые
пути разрешения назревающих конфликтов.Следующая
задача – это правовое обеспечение участия
Уполномоченного по правам человека в
судебных процессах с целью отстаивания
своей позиции по рассматриваемому делу
заявителя. Всесторонне обоснованная
аргументация национального правозащитника
в пользу справедливого и законного разрешения
дела в суде позволила бы в отдельных случаях
снизить или избежать судебных ошибок.
Это означает, что нуждается в пересмотре
и внесении изменений и дополнений ряд
законодательных актов, особенно процессуального
и исполнительного характера.
Видимо, также настало время, когда статус
и полномочия института национального
омбудсмена следует приблизить или привести
в соответствие с критериями Парижских
принципов. Речь идет о наделении
Уполномоченного по правам человека действительной
независимостью, начиная с момента его
назначения, которое, на мой взгляд, целесообразно
оставить за Главой государства, но закрепив
это уже в законодательном акте. В нем
помимо этого должны получить также закрепление
соответствующий статус, полномочия, принципы
организации и деятельности главного
правозащитника страны. Национальный
омбудсмен приобрел бы таким образом необходимый
ему авторитет.
Радует то, что в вопросе придания институту
Уполномоченного должного статуса и полномочий
солидарны и депутаты Парламента страны,
мнения которых озвучивались на различных
научных форумах, конференциях и заседаниях
«круглых столов».
В теперь уже далеком 1994 году, будучи секретарем
Комиссии по правам человека и первым
заместителем председателя этой структуры,
я предложил руководству развернутый
проект учреждения института национального
омбудсмена, основанный на Парижских принципах.
В ответ услышал: «Все, что вы предлагаете,
имеет право на жизнь, но не сейчас. Ведь
страна находится в состоянии переходного
периода. Заводы стоят, сельское хозяйство
– на боку, не выплачиваются заработная
плата, пенсии, пособия. Нам надо время
для решения этих задач. Решим их, тогда
вернемся к разговору».
На дворе XXI век, независимый Казахстан
перешагнул двадцатилетний юбилей. Несмотря
на вызовы времени, а также финансово-экономические
кризисы, страна узнаваема в мире благодаря
успехам, достигнутым ею в социально-экономическом,
политико-правовом развитии под мудрым
руководством Главы государства. Лучшие
времена для решения прав человека в полном
объеме, на мой взгляд, настали. И нужно
действовать.
Информация о работе Институт Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан