Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:44, реферат
Институт омбудсмена органично дополнил существующие официальные правозащитные механизмы. За 10 лет сюда поступило более 15 тыс. обращений физических и юридических лиц. Каждое пятое решено в пользу заявителя. Конкретная помощь в восстановлении нарушенных прав оказана свыше 1 200 казахстанцам. Только в прошлом году в адрес омбудсмена поступило около 2 тыс. обращений, а на прием пришли свыше 3 тыс. человек.
Институт 
Уполномоченного по правам человека в 
РК, учрежденный по инициативе Главы государства, 
скоро отметит десятилетний юбилей. 
Эта веха – повод задуматься не только 
о достижениях, но и о перспективах развития. 
 
Институт омбудсмена органично дополнил 
существующие официальные правозащитные 
механизмы. За 10 лет сюда поступило более 
15 тыс. обращений физических и юридических 
лиц. Каждое пятое решено в пользу заявителя. 
Конкретная помощь в восстановлении нарушенных 
прав оказана свыше 1 200 казахстанцам. Только 
в прошлом году в адрес омбудсмена поступило 
около 2 тыс. обращений, а на прием пришли 
свыше 3 тыс. человек.  Почти ста казахстанцам 
удалось восстановить свои права при содействии 
Уполномоченного по правам человека в 
РК. По результатам рассмотрения жалоб 
и заявлений направлено 1 235 запросов и 
около 20 рекомендаций в государственные 
органы.  
 Интересно проследить и то, как из года 
в год меняется содержание обращений. 
Так, если в 2010 году граждане в основном 
жаловались на решения судов, то в 2011-м 
превалировали просьбы отреагировать 
на действия или бездействие правоохранительных 
органов (18%), нарушения социальных и трудовых 
прав (12%), жилищных прав (5%). 
 
С учетом этих особенностей в своем отчете 
Уполномоченный предложил ряд конкретных 
рекомендаций по совершенствованию механизмов 
защиты гражданских, социально-экономических 
и трудовых прав граждан.  
 
Надо отметить и то, что правозащитный 
орган ведет большую идеологическую, просветительскую 
и правовоспитательную работу. Умело пользуясь 
поддержкой государственных органов, 
неправительственных и международных 
организаций, он выступает инициатором 
ежегодных Августовских чтений, посвященных 
Дню Конституции РК, а также различных 
конференций, заседаний «круглых столов», 
научных форумов.  
 
Уполномоченному по правам человека активно 
помогают Конституционный совет, Верховный 
суд, Генеральная прокуратура, Министерство 
внутренних дел РК. Это подчеркивает их 
общую заинтересованность в гарантировании 
и охране прав и свобод человека. 
 
Национальный омбудсмен плодотворно сотрудничает 
с такими международными организациями, 
как Представительство ООН в РК, Центр 
ОБСЕ в Астане, «Хьюман Райтс Вотч», «Фридом 
Хаус», Международная Тюремная Реформа, 
Фонд «Сорос» и другими.  
 
Возросшее количество совместных мероприятий 
международного уровня, на которых наш 
Уполномоченный предстает не только в 
роли почетного гостя, но и в качестве 
организатора, говорит о возрастающем 
доверии к нему.  
 
Издаваемые ежеквартальные информационные 
бюллетени омбудсмена тиражом в 2 тыс. 
экземпляров, а также ежегодные его отчеты, 
которые после одобрения Главой государства 
направляются во все государственные 
органы и международные организации, с 
обязательной публикацией в СМИ, способствуют 
повышению информированности казахстанцев 
о деятельности Уполномоченного. Действующий 
с 2006 года сайт www.ombudsman.kz ежедневно посещает 
более 500 человек.  
 
За 10 лет институтом национального омбудсмена 
приобретен неоценимый опыт правозащитной 
деятельности, который теперь должен сыграть 
роль фундамента для дальнейшего роста 
и совершенствования.  
 
Наступает время нового этапа для этой 
структуры демократии. Если говорить об 
алгоритме последующих шагов, то они касаются 
необходимости внести изменения и дополнения 
в ряд нормативных правовых актов относительно 
статуса и полномочий института Уполномоченного. 
В первую очередь, в Положение об этом 
органе.  
 
В современных условиях сложной экономической 
ситуации в мире, обострения социальных 
и трудовых конфликтов деятельность национального 
омбудсмена должна быть более активной. 
И закрепить это надо законодательно. 
 
Положительное решение вопроса о представителях 
национального Уполномоченного в регионах 
позволило бы успешно решать проблемы 
оперативного участия главного правозащитника 
страны в устранении конфликтов. Более 
того, это сняло бы большую перегруженность 
небольшого по численности аппарата сотрудников 
Национального центра по правам человека 
как рабочего органа при омбудсмене.  
 
Нельзя не сказать и о том, что Национальный 
центр по правам человека нуждается в 
кадровом укреплении: не только количественном, 
но и качественном. Институт Уполномоченного 
по правам человека должен занять более 
активную позицию в поддержке государственной 
политики по урегулированию социальных 
и трудовых конфликтов, несвоевременное 
разрешение которых и их недооценка могут 
привести к серьезным социальным последствиям. 
Поэтому необходимо осуществлять постоянный 
мониторинг ситуации с превентивной целью 
принятия адекватных и своевременных 
мер реагирования. Аппарат Национального 
центра следует укрепить также профессиональными 
юристами-практиками и учеными-специалистами, 
имеющими опыт и навыки разрешения конфликтных 
ситуаций. Это позволит на высоком профессиональном 
уровне находить организационно-правовые 
пути разрешения назревающих конфликтов.Следующая 
задача – это правовое обеспечение участия 
Уполномоченного по правам человека в 
судебных процессах с целью отстаивания 
своей позиции по рассматриваемому делу 
заявителя. Всесторонне обоснованная 
аргументация национального правозащитника 
в пользу справедливого и законного разрешения 
дела в суде позволила бы в отдельных случаях 
снизить или избежать судебных ошибок. 
Это означает, что нуждается в пересмотре 
и внесении изменений и дополнений ряд 
законодательных актов, особенно процессуального 
и исполнительного характера. 
 Видимо, также настало время, когда статус 
и полномочия института национального 
омбудсмена следует приблизить или привести 
в соответствие с критериями Парижских 
принципов. Речь идет о наделении 
Уполномоченного по правам человека действительной 
независимостью, начиная с момента его 
назначения, которое, на мой взгляд, целесообразно 
оставить за Главой государства, но закрепив 
это уже в законодательном акте. В нем 
помимо этого должны получить также закрепление 
соответствующий статус, полномочия, принципы 
организации и деятельности главного 
правозащитника страны. Национальный 
омбудсмен приобрел бы таким образом необходимый 
ему авторитет. 
 
Радует то, что в вопросе придания институту 
Уполномоченного должного статуса и полномочий 
солидарны и депутаты Парламента страны, 
мнения которых озвучивались на различных 
научных форумах, конференциях и заседаниях 
«круглых столов». 
 
В теперь уже далеком 1994 году, будучи секретарем 
Комиссии по правам человека и первым 
заместителем председателя этой структуры, 
я предложил руководству развернутый 
проект учреждения института национального 
омбудсмена, основанный на Парижских принципах. 
В ответ услышал: «Все, что вы предлагаете, 
имеет право на жизнь, но не сейчас. Ведь 
страна находится в состоянии переходного 
периода. Заводы стоят, сельское хозяйство 
– на боку, не выплачиваются заработная 
плата, пенсии, пособия. Нам надо время 
для решения этих задач. Решим их, тогда 
вернемся к разговору». 
 
На дворе XXI век, независимый Казахстан 
перешагнул двадцатилетний юбилей. Несмотря 
на вызовы времени, а также финансово-экономические 
кризисы, страна узнаваема в мире благодаря 
успехам, достигнутым ею в социально-экономическом, 
политико-правовом развитии под мудрым 
руководством Главы государства. Лучшие 
времена для решения прав человека в полном 
объеме, на мой взгляд, настали. И нужно 
действовать.
Информация о работе Институт Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан