Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:28, доклад
Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2). Таким образом, российский вариант ближе к модели независимого омбудсмана, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями.
Правовое положение Уполномоченного по правам человека на федеральном уровне.
Хотя
Уполномоченный по правам человека в
Российской Федерации назначается
на должность и освобождается
от должности Государственной
Ниже
приведены функции
Уполномоченный
рассматривает жалобы граждан РФ
и находящихся на территории РФ иностранных
граждан и лиц без гражданства
на решения или действия (бездействие)
государственных органов, органов местного
самоуправления, должностных лиц, госслужащих,
если раньше заявитель обжаловал их в
судебном либо административном порядке,
но не согласен с решениями, принятыми
по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает
жалобы на решения палат парламента и
законодательных органов субъектов Федерации.
Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя; изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы; а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
Жалоба не облагается госпошлиной. Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
Получив жалобу, Уполномоченный вправе:
– принять ее к рассмотрению;
– разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
– передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;
– отказать в принятии жалобы к рассмотрению (отказ должен быть мотивирован).
– Уполномоченный
в десятидневный срок уведомляет
заявителя о принятом решении. В
случае начала рассмотрения жалобы он
информирует об этом орган (лицо), решение
(действие, бездействие) которого обжалуются.
По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
– обратиться в суд с заявлением;
– обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела;
– обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда;
– изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты и присутствовать при рассмотрении дела в порядке надзора;
– обратиться
в Конституционный суд с
Уполномоченный вправе принять меры в пределах своей компетенции по собственной инициативе:
- при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;
- в случаях, имеющих особое общественное значение;
- в случаях,
связанных с необходимостью
Должностные
лица обязаны бесплатно и
Уполномоченный
направляет ежегодные доклады о
своей деятельности Президенту, в
Совет Федерации и
Уполномоченный, помимо рассмотрения конкретных жалоб, выполняет и важную аналитическую функцию. Так, согласно положениям ст. 31, по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
1) направлять
государственным органам,
2) обращаться
к субъектам права
Законом
предусмотрены ежегодные
На мой взгляд, ряд положение рассматриваемого закона требуют пересмотра. Во-первых, Уполномоченный по правам человека должен обладать правом законодательной инициативы, что существенно повысит его возможности и авторитет. Но такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующих изменений в Конституцию, а именно в часть 1 статьи 104, устанавливающую круг субъектов законодательной инициативы.
Это не
единственный недостаток Закона. Однако
это и другие возможные предложения
по его совершенствованию
Кроме того, важный момент, на мой взгляд, состоит в том, чтобы более четко прописать в Законе задачи Уполномоченного. В Закон необходимо внести дополнения, которые бы подчеркивали контрольную функцию омбудсмана. В варианте Федерального закона это могло бы звучать так: "организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими". Это – его первая задача. Цели также стоит переформулировать. Сейчас они звучат слишком абстрактно и неконкретно: "обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами". Это соразмерно тому, что говорится в Конституции о должности президента: гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В отношении главы государства допустимо столь широкое толкование, а в отношении омбудсмана – нет. Гарантировать соблюдение всеми органами и должностными лицами прав человека он, естественно, не может. Он может это контролировать, применяя определенные меры воздействия, предоставленные ему законом.
Порядок назначения и отставки уполномоченного регулируется следующим образом.
Уполномоченный назначается на 5 лет и не может быть назначен более чем на 2 срока подряд.
На должность
уполномоченного назначается
Уполномоченный
не может являться депутатом Думы
или регионального
Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой:
- в случае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его статусом;
- в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении;
- ввиду
его длительной (не менее четырех
месяцев подряд) неспособности исполнять
обязанности по состоянию
- в случае
подачи им заявления о
При этом новый уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности его предшественника.
Уполномоченный по правам человека имеет свой аппарат. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правами юридического лица. Средства на деятельность Уполномоченного и его аппарата прописываются в федеральном бюджете отдельной строкой. Уполномоченный разрабатывает и исполняет смету своих расходов самостоятельно. «Федерализм: теория, институты, соотношения (сравнительно-правовое исследование), ответственный редактор Б.Н. Топорнин, – М., 2001г
Уполномоченный утверждает структуру, численность и штатное расписание аппарата и утверждает положение о нем. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.
При Уполномоченном может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
Ежегодные
доклады Уполномоченного
Информация о работе Правовое положение Уполномоченного по правам человека на федеральном уровне