Правовое положение Уполномоченного по правам человека на федеральном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:28, доклад

Краткое описание

Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2). Таким образом, российский вариант ближе к модели независимого омбудсмана, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями.

Файлы: 1 файл

МОЯ РАБОТА.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

Правовое  положение Уполномоченного по правам человека на федеральном уровне.

Хотя  Уполномоченный по правам человека в  Российской Федерации назначается  на должность и освобождается  от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что  при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2). Таким образом, российский вариант ближе к модели независимого омбудсмана, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко Коваленко А.И. «Основы конституционного права Российской Федерации (в вопросах и ответах)» учебное пособие, – М., 1994г . Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсман представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных на него функций больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации.

Ниже  приведены функции уполномоченного  по правам человека в РФ:

Уполномоченный  рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных  граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если раньше заявитель обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат парламента и законодательных органов субъектов Федерации. 

Жалоба  должна быть подана Уполномоченному  не позднее истечения года со дня  нарушения прав и свобод заявителя  или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя; изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы; а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Жалоба  не облагается госпошлиной. Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного  содержания, просмотру администрацией мест содержания не подлежат и в  течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Получив жалобу, Уполномоченный вправе:

– принять  ее к рассмотрению;

– разъяснить заявителю средства, которые тот  вправе использовать для защиты своих  прав и свобод;

– передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;

– отказать в принятии жалобы к рассмотрению (отказ должен быть мотивирован).

– Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя о принятом решении. В случае начала рассмотрения жалобы он информирует об этом орган (лицо), решение (действие, бездействие) которого обжалуются. 

По результатам  рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

– обратиться в суд с заявлением;

– обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела;

– обратиться в суд или прокуратуру с  ходатайством о проверке вступившего  в силу решения суда;

– изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты и присутствовать при рассмотрении дела в порядке надзора;

– обратиться в Конституционный суд с жалобой.

Уполномоченный  вправе принять меры в пределах своей  компетенции по собственной инициативе:

- при  наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;

- в случаях,  имеющих особое общественное  значение;

- в случаях,  связанных с необходимостью защиты  интересов лиц, не способных  самостоятельно использовать правовые  средства защиты; «Федерализм: теория, институты, соотношения (сравнительно-правовое исследование), ответственный редактор Б.Н. Топорнин, – М., 2001г

Должностные лица обязаны бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному  запрошенную им информацию в 15-дневный  срок со дня запроса. Уполномоченный обязан направлять органу (должностному лицу), в решениях (действиях, бездействии) которого он видит нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно мер восстановления прав и свобод. Орган (должностное лицо), получивший заключение, содержащее рекомендации, обязан в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах сообщить Уполномоченному в письменной форме.

Уполномоченный  направляет ежегодные доклады о  своей деятельности Президенту, в  Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генеральному прокурору. Он может направлять в Думу специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубого или массового нарушения прав человека Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Думы. Зиновьев А.В. «Конституционное право России» учебное пособие, – М., 2000г

Уполномоченный, помимо рассмотрения конкретных жалоб, выполняет и важную аналитическую  функцию. Так, согласно положениям ст. 31, по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

1) направлять  государственным органам, органам  местного самоуправления и должностным  лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обращаться  к субъектам права законодательной  инициативы с предложениями об  изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации. Кутафин О.Е. «Предмет конституционного права», – М., 2001 

Законом предусмотрены ежегодные доклады  Уполномоченного о своей деятельности, публикуемые в прессе и направляемые в высшие государственные органы – Президенту, в Совет Федерации  и Госдуму, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генпрокурору. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады. Так, например, в июне 1999 года был издан спецдоклад г-на Миронова "О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами". Также был спецдоклад по Чечне.

На мой  взгляд, ряд положение рассматриваемого закона требуют пересмотра. Во-первых, Уполномоченный по правам человека должен обладать правом законодательной инициативы, что существенно повысит его возможности и авторитет. Но такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующих изменений в Конституцию, а именно в часть 1 статьи 104, устанавливающую круг субъектов законодательной инициативы.

Это не единственный недостаток Закона. Однако это и другие возможные предложения  по его совершенствованию предполагают изменение самой концепции института  омбудсмана в направлении существенного  повышения его статуса и роли в государственно-правовой системе страны. Например, стоило бы наделить Уполномоченного правом обращения в Конституционный Суд не только в порядке части 4 статьи 125, но также и в порядке части 2 и 5 той же статьи Конституции, то есть обращаться с запросами о соответствии Конституции указанных нормативных правовых актов и договоров, а также с запросами о толковании Конституции.

Кроме того, важный момент, на мой взгляд, состоит в том, чтобы более  четко прописать в Законе задачи Уполномоченного. В Закон необходимо внести дополнения, которые бы подчеркивали контрольную функцию омбудсмана. В варианте Федерального закона это могло бы звучать так: "организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими". Это – его первая задача. Цели также стоит переформулировать. Сейчас они звучат слишком абстрактно и неконкретно: "обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами". Это соразмерно тому, что говорится в Конституции о должности президента: гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В отношении главы государства допустимо столь широкое толкование, а в отношении омбудсмана – нет. Гарантировать соблюдение всеми органами и должностными лицами прав человека он, естественно, не может. Он может это контролировать, применяя определенные меры воздействия, предоставленные ему законом.

Порядок назначения и отставки уполномоченного  регулируется следующим образом.

Уполномоченный  назначается на 5 лет и не может  быть назначен более чем на 2 срока  подряд.

На должность  уполномоченного назначается гражданин  РФ не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения о кандидатурах могут вноситься в Думу Президентом, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в течение месяца до окончания полномочий предыдущего Уполномоченного. Каждая кандидатура включается в список для тайного голосования двумя третями голосов. Уполномоченный назначается не позднее 30 дней со дня истечения полномочий его предшественника. Уполномоченный вступает в должность с момента принесения присяги в Государственной Думе и прекращает полномочия с момента принесения присяги новым уполномоченным.

Уполномоченный  не может являться депутатом Думы или регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или иного объединения, преследующего политические цели. Если он не прекращает такую деятельность в течение 14 дней со дня вступления в должность, его полномочия прекращаются и Дума назначает нового Уполномоченного. Румянцев О.Г. «Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления), – М., 1994г

Уполномоченный  досрочно освобождается от должности  Государственной Думой:

- в случае  нарушения им статьи закона  о деятельности несовместимой  с его статусом;

- в случае  вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении;

- ввиду  его длительной (не менее четырех  месяцев подряд) неспособности исполнять  обязанности по состоянию здоровья  или иным причинам;

- в случае  подачи им заявления о сложении  полномочий. 

При этом новый уполномоченный должен быть назначен в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности его предшественника.

Уполномоченный  по правам человека имеет свой аппарат. Уполномоченный и его рабочий  аппарат являются государственным  органом с правами юридического лица. Средства на деятельность Уполномоченного и его аппарата прописываются в федеральном бюджете отдельной строкой. Уполномоченный разрабатывает и исполняет смету своих расходов самостоятельно. «Федерализм: теория, институты, соотношения (сравнительно-правовое исследование), ответственный редактор Б.Н. Топорнин, – М., 2001г

Уполномоченный  утверждает структуру, численность  и штатное расписание аппарата и  утверждает положение о нем. По вопросам, связанным с руководством рабочим  аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.

При Уполномоченном может создаваться экспертный совет  из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Ежегодные доклады Уполномоченного обязательно  публикуются в "Российской газете". Специальные доклады - по решению Уполномоченного могут публиковаться в "Российской газете" и других изданиях.

Информация о работе Правовое положение Уполномоченного по правам человека на федеральном уровне