Уполномоченный по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:57, реферат

Краткое описание

Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе РФ.
Реализация постановленной цели осуществлялась путем решения следующих задач: рассмотреть историю становления и развития института Уполномоченного по правам человека в РФ; рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ; проанализировать проблемы участия Уполномоченного в совершенствовании законодательства РФ.

Оглавление

Введение
1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ государственно-правовой системе РФ
1.2 Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ
1.3 Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ
2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ
2.1 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ
2.2 Функции Уполномоченного по правам человека в РФ
2.3 Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ
3. Правовые проблемы участия Уполномоченного по правам человека в совершенствования законодательства в РФ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 43.59 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

1. Становление и развитие  института Уполномоченного по  правам человека в РФ государственно-правовой  системе РФ

 

1.2 Основные этапы развития  института Уполномоченного по  правам человека в РФ

 

1.3 Законодательное регулирование  института Уполномоченного по  правам человека в РФ

 

2. Правовой статус Уполномоченного  по правам человека в РФ

 

2.1 Порядок назначения  и освобождения от должности  Уполномоченного по правам человека  в РФ

 

2.2 Функции Уполномоченного  по правам человека в РФ

 

2.3 Полномочия и порядок  деятельности Уполномоченного по  правам человека в РФ

 

3. Правовые проблемы участия  Уполномоченного по правам человека  в совершенствования законодательства  в РФ

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

Введение

 

 

Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет  Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в  соответствие с международными и  европейскими стандартами в области  защиты прав и свобод человека1.

 

Решению такой сложной  задачи как необходимости поиска новых институциональных форм, которые  помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность  их бесконтрольного попрания со стороны  государства и его служащих, могло  бы способствовать создание и развитие института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), который сформировался  в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах  мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным “мостом” между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко. Таким механизмом мог бы стать институт омбудсмена, который сегодня, пусть болезненно и трудно, но все-таки возникает в России.

 

Задачей Уполномоченного  по правам человека по Конституции  РФ 1993 г. является обеспечение свободы  отношений между гражданами и  государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических  извращений1. По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина “… этот институт создан для того, чтобы осуществлять государственную защиту прав человека внесудебными методами. Это дополнительные методы. Уполномоченный не влияет существенным образом на судебную практику, но до суда и после суда, комментируя его с точки зрения процессуальных возможных нарушений, он существенным образом влияет на восстановление утерянных прав. Что касается базовой защиты Конституции и прав человека, то по Конституции, ею является Президент РФ”2.

 

Таким образом, выбранная  тема настоящей работы представляется весьма актуальной.

 

Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института  Уполномоченного по правам человека, определение его места и назначения в современной правовой системе  и современном обществе РФ.

 

Реализация постановленной цели осуществлялась путем решения  следующих задач: рассмотреть историю  становления и развития института  Уполномоченного по правам человека в РФ; рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ; проанализировать проблемы участия  Уполномоченного в совершенствовании  законодательства РФ.

 

Структура работы включает в  себя введение, три главы, объединяющих шесть параграфов, заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Становление и развитие  института Уполномоченного по  правам человека в РФ

 

 

1.1 Значение и место  института Уполномоченного по  правам человека в государственно-правовой  системе РФ

 

 

Конституционно-правовой институт народного защитника впервые  появился в Швеции в 1809 г., но закрепление  на конституционном уровне получил  только во второй половине XX в. Во многих государствах институт омбудсмена стал неотъемлемой частью юридической системы, так как он выражает точку зрения гражданского общества и доводит  ее до сведения исполнительных и законодательных  органов. Регламентированность этого института весьма различна: от целой главы в Конституции Намибии1, до простого упоминания в полномочиях представительного органа, который его назначает (ст. 103 Конституции РФ).

 

Согласно определению  международной ассоциации юристов, народный защитник “омбудсмен” –  это “служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти, возглавляемая независимым публичным  должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной  властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать  корректирующие действия, представлять доклады”2.

 

Таким образом, в государственно-правовом смысле омбудсмен понимается как  достойное доверия независимое  лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан, и  опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора  за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений1.

 

Учреждение в России должности  Уполномоченного по правам человека закреплено в ст. 103 Конституции РФ, в соответствии с которой к  ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ относится назначение на должность и освобождение от должности  Уполномоченного по правам человека, т.е. упоминание о нем дано через  призму компетенции Государственной  Думы. Постановлением Государственной  Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. на должность Уполномоченного  по правам человека в РФ назначен Лукин  Владимир Петрович2.

 

К сожалению, в Конституции  нет отдельной специальной нормы, посвященной данному институту, как это имеет место в других странах. Остается неясным, почему предпочтительнее для законодателя оказался такой вариант оформления в Конституции РФ нового правозащитного механизма.

 

Основная задача Уполномоченного  – это помощь гражданам в восстановлении их нарушенных прав. Он также должен способствовать совершенствованию  российского законодательства, касающегося  прав человека и гражданина, приведению его в соответствие с международными стандартами, правовому просвещению  в этой сфере. Выполнение этих задач  обеспечивается наделением Уполномоченного  специфическими средствами таких как, например, направление заключений, обращение в судебные органы, обращение  к субъектам законодательной  инициативы, представлении ежегодного доклада Государственной Думе и  т. д.

 

Важным моментом статуса  Уполномоченного является его независимость  и неподотчетность каким-либо государственным органам и должностным лицам. Этот институт пользуется значительной самостоятельностью, несравнимой с другими органами. Такая независимость является основным условием и предпосылкой выполнения контрольно-надзорной функции, которые ему доверяет конституционно-правовой порядок. Подобная практика существует и в других странах. Так, например, в соответствии с Конституцией Португалии проведор в течение срока своей выборной должности не подлежит никакому контролю, является суверенным и распоряжается средствами, которые ему ежегодно выделяет парламент.

 

При выполнении возложенных  на Уполномоченного функций он должен руководствоваться Конституцией РФ, ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ”1, законодательством  РФ, кроме этого, он должен согласовывать  свою деятельность, опираясь на общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

 

Уполномоченный должен собственными средствами способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В  этой связи введение в России подобного  института как дополнительного  средства защиты гражданских прав не связано с отменой или пересмотром  компетенции других государственных  органов, обеспечивающих эту защиту, таких как, например, судебные органы, прокуратура и др. Ведь именно разветвленная  система различных органов может  помочь парламентскому Уполномоченному  в успешном осуществлении его  функций. Чем больше существует способов ликвидации нарушений законности, прав и свобод граждан, тем демократичнее  общество.

 

Учитывая федеративный характер устройства российского государства, Закон об уполномоченном предусматривает  возможность децентрализации службы Уполномоченного путем учреждения подобных органов в субъектах  РФ, т.е. создание нескольких уровней  уполномоченного на территории страны. На июль 2006 г. Уполномоченные по правам человека работают в 43 субъектах РФ.

 

Практика зарубежных стран  Швеции, Финляндии, ФРГ и др. свидетельствуют  о целесообразности формирования этих органов также и по отраслевому  принципу, на основании специализации  института Уполномоченного с  тем, чтобы он, имея возможность в  полную силу реализовать свои контрольно-надзорные  функции в случае нарушения прав и свобод граждан, учитывая специфику  различных сфер, где могут возникнуть конфликтные ситуации, например, по защите прав в сфере информации, по делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних и т.д. По данным на июль 2004 г. в 6 субъектах РФ учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка1.

 

 

1.2 Основные этапы развития  института Уполномоченного по  правам человека в РФ

 

 

Учреждение института  Уполномоченного по правам человека в РФ как государственного органа – одно из важнейших достижений демократических преобразований в  России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже  известен давно. В классическом виде институт омбудсмена был создан в 1809 году в Швеции.

 

До Первой мировой войны  институт уполномоченного представлял  собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой  войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты  важные международные правовые документы  в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую  отмечает весь мир, стала Днем прав человека,

 

Сегодня более чем в  ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в  странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в  большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена  в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству  демократического правового государства, развитию правосознания граждан  и должностных лиц.

 

После появления института  омбудсмена в государствах Восточной  и Центральной Европы в конце 80-х – начале 90-х гг. стали поступать  предложения ученых (Э.М. Аметистов, В. Кикоть, Н.Ю. Хаманева) об учреждении в нашей стране должности Уполномоченного по правам человека1. В основном до недавнего времени институт омбудсмена исследовался учеными (Ю.С. Шемшученко, Г.А. Мурашин, В.А. Туманов, В.В. Маклаков, В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова) в рамках административного и конституционного права зарубежных стран2. Исследованиями этой проблемы плодотворно занимались А.С. Автономов, Т.А. Васильева, И.С. Власов, О.В. Воробьев, В. Гладышев, Н.М. Касаткина, Н.С. Колесова, И.А. Ледях, Е.А. Лукашева, И.А. Мелик-Дадаев, М.А. Никифирова, Н.Ю. Трещетенкова. В этот период появляется ряд интересных и глубоких работ по формированию института омбудсмена в России, защите прав граждан в различных сферах, анализируется зарубежный опыт3. В 1997 г. Институт государства и права выпустил сборник “Защита прав человека” (под ред. члена - корреспондента РАН Е.А. Лукашевой).

2.2 Функции Уполномоченного  по правам человека в РФ

 

 

Функции Уполномоченного  по правам человека перечислены в  ч. 3 ст. 1 Закона об Уполномоченном по правам человека:

 

восстановление нарушенных прав человека и гражданина;

 

совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и  нормами международного права;

 

развитие международного сотрудничества в области прав человека;

 

правовое просвещение  по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

 

Таким образом, основными  направлениями деятельности Уполномоченного  по правам человека в России являются:

 

- рассмотрение жалоб и  обращений о нарушениях прав  и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

 

- анализ законодательства  РФ в области прав человека  и гражданина, подготовка рекомендаций  по его совершенствованию и  приведению в соответствие с  общепризнанными принципами и  нормами международного права;

 

- развитие международного  сотрудничества в области прав  человека;

 

- правовое просвещение  по вопросам прав и свобод  человека, форм и методов их  защиты;

 

- подготовка ежегодного  доклада о деятельности и направление  его Президенту РФ, в Совет  Федерации и Государственную  Думу, Правительство РФ, Конституционный,  Верховный и Высший Арбитражный  Суды РФ, Генеральному прокурору  РФ;

 

- выступления с докладами  на заседаниях Государственной  Думы в случаях грубого или  массового нарушения прав и  свобод граждан;

Информация о работе Уполномоченный по правам человека