Уполномоченный по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:57, реферат

Краткое описание

Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе РФ.
Реализация постановленной цели осуществлялась путем решения следующих задач: рассмотреть историю становления и развития института Уполномоченного по правам человека в РФ; рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ; проанализировать проблемы участия Уполномоченного в совершенствовании законодательства РФ.

Оглавление

Введение
1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ государственно-правовой системе РФ
1.2 Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ
1.3 Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ
2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ
2.1 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ
2.2 Функции Уполномоченного по правам человека в РФ
2.3 Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ
3. Правовые проблемы участия Уполномоченного по правам человека в совершенствования законодательства в РФ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 43.59 Кб (Скачать)

 

 

Заключение

 

 

По мнению исследователей, российский вариант института Уполномоченного  по правам человека ближе к модели независимого омбудсмена, хотя в отличие  от стран, где действует такая  модель, он не поставлен по своему правовому  статусу в ряд высших органов  государственной власти и не наделен  мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсмен  представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных  на него функций больше всего похож  на румынского Адвоката народа, с той  же декларативно широкой постановкой  задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации. Правовой статус Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  характеризуется юридической неопределенностью  и неконкретностью1.

 

Высказываются следующие  предложения по усовершенствованию законодательства об Уполномоченном. Во-первых, Уполномоченный по правам человека должен обладать правом законодательной  инициативы, что существенно повысит  его возможности и авторитет. Но такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующих изменений  в Конституцию, а именно в ч. 1 ст. 104, устанавливающую круг субъектов  законодательной инициативы.

 

Кроме того, важный момент состоит  в том, чтобы более четко прописать  в Законе задачи Уполномоченного. В  Закон необходимо внести дополнения, которые бы подчеркивали контрольную  функцию омбудсмена.

 

Далее, нужно выработать определенную концепцию деятельности омбудсмена – определить, чем он должен заниматься, а чем нет, какие именно жалобы он должен рассматривать.

 

Таким образом, на сегодняшний  день можно констатировать, что институт Уполномоченного по правам человека пока все еще находится в начальной  стадии своего становления. В дальнейшем законодательство о нем, вероятно, будет  совершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что он сможет стать  эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.

 

А такой инструмент контроля крайне необходим, поскольку нарушения  прав человека со стороны государственных  структур и их служащих (в особенности  это касается правоохранительных органов, которые, казалось бы, должны стоять на страже закона и прав и свобод граждан) происходят повсеместно. Существующие же механизмы защиты от этого произвола слишком слабы и неэффективны.

 

Развитие института Уполномоченного  по правам человека может стать важным шагом в этом направлении. При  этом существенным фактором, от которого во многом зависит эффективность  его деятельности, является его опора  в основном на институты негосударственной  правозащиты, тесное взаимодействие с общественными правозащитными организациями. Омбудсмен должен объединить и консолидировать вокруг себя общественные институты, стать представителем гражданского общества во взаимоотношениях с государством. Только тогда он сможет стать действенным контролирующим органом, противодействующим нарушениям прав человека со стороны государства и его служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов  РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – №52. – Ст. 1865.

 

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

 

Федеральный конституционный  закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ “Об  Уполномоченном по правам человека в  РФ” (с изм. от 16 октября 2006 г.) // Собрание Законодательства РФ. – 1997. – №9. –  Ст. 1011.

 

Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (в редакции от 3 июля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (часть I). – Ст. 1.

 

Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 “О государственной тайне” (с изм. от 1 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №41. – Ст. 4673.

 

Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. №2134-II ГД “О регламенте Государственной  Думы Федерального Собрания РФ” // Собрание Законодательства РФ. – 1998. – №7. –  Ст. 801.

 

Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. №77-IVГД “О назначении Лукина Владимира  Петровича на должность Уполномоченного  по правам человека в РФ” // Собрание Законодательства РФ. – 2004. – №8. –  Ст. 623.

 

Александров А. Программа  содействия развитию адвокатской деятельности // Адвокат. – 2006. – №6. – С. 12-15.

 

Башимов М.С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ // Журнал российского права. – 2007. – №7. – С. 14-16.

 

Вестник восстановительной  юстиции. Выпуск 5 (Правовое обеспечение  практики восстановительной юстиции) – М.: Общественный центр “Судебно-правовая реформа”. 2003. – 211 с.

 

Владимиру Лукина не дали выступить  на заседании Государственной Думы // Российская газета. – 2005. – №7. –  С. 17.

 

Жерар Дельбофф. Уполномоченный по правам человека во Франции // Общая тетрадь. – 2001. – №3(18). – С. 70-74.

 

Интервью с В.П. Лукиным  о проблемах защиты прав личности // Российская газета. – 2006. – 3 ноября. – С. 5.

 

Интернет-конференция Уполномоченного  по правам человека в РФ В.П. Лукина “Состояние российского законодательства в области прав человека и гражданина” // СПС Гарант.

 

Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в РФ // Государство  и право. – 2005. – №9. – С. 21-25.

 

Комментарий к ФКЗ “Об  Уполномоченном по правам человека в  РФ” / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. – М. Юрист, 1999. – 265 с.

 

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: БЕК, 1995. – 754 с.

 

Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека // Ученые записки, выпуск 2. СПб: Норма, 2007. – 223 с.

 

Московская областная  Дума приняла закон, лишающий омбудсмена независимости // Законность. – 2005. –  №12. – С. 33.

 

Хаманева Н.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. – 2005. – №6. – С. 23-27.

 

Шишкова А. Институт омбудсмена // Адвокат. – 2007. – № 12. – С. 17-20.

 

1 Комментарий к ФКЗ  “Об Уполномоченном по правам  человека в РФ” / Отв. ред.  Н.Ю. Хаманева. – М., 1999. – С. 15.

 

1 Башимов М.С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ // Журнал российского права. – 2007. – №7. – С. 14.

 


Информация о работе Уполномоченный по правам человека