Уполномоченный по правам человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:57, реферат

Краткое описание

Целью исследования является формулирование и обоснование основных теоретических положений института Уполномоченного по правам человека, определение его места и назначения в современной правовой системе и современном обществе РФ.
Реализация постановленной цели осуществлялась путем решения следующих задач: рассмотреть историю становления и развития института Уполномоченного по правам человека в РФ; рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ; проанализировать проблемы участия Уполномоченного в совершенствовании законодательства РФ.

Оглавление

Введение
1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ государственно-правовой системе РФ
1.2 Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ
1.3 Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ
2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ
2.1 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ
2.2 Функции Уполномоченного по правам человека в РФ
2.3 Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ
3. Правовые проблемы участия Уполномоченного по правам человека в совершенствования законодательства в РФ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 43.59 Кб (Скачать)

 

От всех перечисленных  выше структур, а также от их должностных  лиц и государственных служащих он имеет право запрашивать и  получать необходимые для объективного рассмотрения жалобы сведения, документы, материалы, объяснения должностных  лиц и государственных служащих (кроме судей) по тем вопросам, которые  подлежат выяснению в ходе рассмотрения жалобы.

 

Уполномоченный может  проводить проверочные действия как самостоятельно, так и совместно  с компетентными государственными органами, должностными лицами, государственными служащими. Он наделен правом поручать компетентным государственным учреждениям в случае необходимости проведение экспертизы и на основе ее результатов подготовку заключений по тем вопросам, которые необходимо выяснить в ходе работы с жалобой.

 

С учетом широкой компетенции  Уполномоченного к его правам относится также ознакомление с  уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушения, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. Кроме того, он может знакомиться с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

 

При осуществлении своих  полномочий, Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема всеми  руководителями и другими должностными лицами всех структур, которые расположены  на территории РФ. К ним законодатель относит: органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и  форм собственности, руководителей  общественных объединений, лиц начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, администрации мест принудительного содержания.

 

В ходе рассмотрения жалоб  граждан Уполномоченный имеет право  запрашивать и получать от государственных  органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций  независимо от организационно-правовых форм и форм собственности сведения, документы, материалы, необходимые  для рассмотрения жалобы либо факта  нарушения прав и свобод человека и гражданина. Соответствующие структуры  обязаны предоставлять Уполномоченному  нужные сведения. Однако информация, составляющая государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну должна предоставляться в соответствии с законодательством РФ, так, например, Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 “О государственной  тайне”1.

 

Если Уполномоченного  привлекают для дачи свидетельских  показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, которые стали  ему известны в связи с выполнением  им своих обязанностей по защите прав и законных интересов граждан, он вправе отказаться от дачи таких показаний.

 

В обязанность Уполномоченного  входит предоставление возможности  государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, высказать свое мнение по поводу всех обстоятельств дела, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. Таким образом, Уполномоченный использует в своей  работе принцип “audi partem” – недопустимость принимать во внимание объяснения только одной стороны, т.е. чтобы объективно разобраться в деле, необходимо выслушать обе заинтересованные стороны.

 

В том случае, когда в  ходе рассмотрения жалобы заявителя, Уполномоченный установит факты нарушения прав и свобод граждан он обязан направить  государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он обнаружит нарушение  прав и свобод граждан свое заключение. Эта обязанность сохраняется  за Уполномоченным также в том  случае, когда он начинает производство по своей инициативе в соответствии со ст. 21 Закона об Уполномоченном.

 

В заключении Уполномоченный формулирует свои рекомендации, предлагает способы и меры, необходимые для  восстановления нарушенных прав и свобод граждан.

 

Важным фактором соблюдения прав граждан является то, что Закон  запрещает Уполномоченному разглашать сведения о частной жизни заявителя  и других лиц без их письменного  согласия, которые стали ему известны в процессе рассмотрения жалобы, а также придавать огласке материалы, полученные при рассмотрении жалобы до окончательного ее разрешения.

 

Уполномоченный наделен  широкими полномочиями по защите прав граждан. В случае необходимости он может обратиться в судебные органы с заявлением в защиту прав гражданина; лично или через своего представителя участвовать в судебном процессе; он может обратиться в различные государственные органы по поводу возбуждения дисциплинарного, административного, уголовного производства в отношении тех должностных лиц, в чьих действиях (бездействии), решениях усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или органы прокуратуры с ходатайством о проведении проверки вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обратиться в Конституционный суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

 

Для придания гласности заключению, принятому Уполномоченным в ходе рассмотрения жалобы либо факта нарушения  прав и свобод гражданина, Уполномоченный вправе опубликовать его в средствах  массовой информации.

 

Соответствующие печатные издания  обязаны опубликовать заключения и  другие документы, представленные Уполномоченным. Однако эта обязанность вменяется  только тем периодическим печатным изданиям, которые финансируются  либо полностью, либо частично за счет бюджетных средств, а также тем, в которых одним из учредителей  являются государственные структуры: государственные или муниципальные  органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации.

 

На основе изучения и анализа  различных материалов и информации, поступившей по поводу нарушения  прав и свобод граждан, обобщения  итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный направляет свои замечания и предложения  общего характера, относящиеся к  обеспечению прав и свобод граждан  государственным органам, органам  местного самоуправления и должностным  лицам; обращаться к субъектам законодательной  инициативы с предложениями по совершенствованию  законодательства, затрагивающего права  и свободы человека и гражданина.

 

В результате рассмотрения жалоб  граждан, а также при получении  иным путем информации о грубых или  массовых нарушениях прав и свобод граждан Уполномоченный имеет право  выступать по этому поводу на очередном  заседании Государственной Думы с докладом, т.е. довести до сведения депутатов факты нарушений.

Кроме этого Уполномоченный имеет право обратиться к депутатам  Государственной Думы с предложением создать специальную парламентскую  комиссию по изучению и расследованию  фактов нарушений прав и свобод граждан, провести по этим вопросам парламентские  слушания. Уполномоченный вправе лично участвовать в работе этой комиссии, а также парламентских слушаниях либо направить туда своего представителя.

 

Важной формой реагирования, которая присуща всем омбудсменам, и Российскому Уполномоченному  в частности, является ежегодный  доклад парламенту (во Франции медиатор представляет доклад еще и Президенту Республики). Кроме представления  своего доклада Совету Федерации  и Государственной Думе Уполномоченный обязан направить его в другие высшие органы государства: Президенту РФ, Правительству РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему  Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору  РФ.

 

В случае необходимости для  привлечения особого внимания к  отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный имеет право направить специальный  доклад в Государственную Думу.

 

Все ежегодные доклады  Уполномоченного должны быть доведены до всеобщего обозрения. В этих целях  они подлежат официальному опубликованию  в официальном источнике –  в “Российской газете”. Специальные  доклады по отдельным конкретным вопросам также могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в  “Российской газете” либо в других изданиях1.

 

Законодательство РФ предусматривает  юридическую ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного. В соответствии со ст.17.2 КоАП РФ1 вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного по правам человека, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в иной форме влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

 

 

3. Правовые проблемы участия  Уполномоченного по правам человека  в совершенствования законодательства  в РФ

 

 

Уполномоченный по правам человека способствует совершенствованию  законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его  в соответствие с общепризнанными  принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

 

В Законе об Уполномоченном не сказано о праве законодательной инициативы Уполномоченного. И мнение исследователей по этому поводу разделилось – некоторые высказываются в пользу наделения уполномоченных по правам человека правом законодательной инициативы, что существенно повысит его возможности и авторитет. В этом случае думается, такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующих изменений в Конституцию, а именно в ч. 1 ст. 104, устанавливающую круг субъектов законодательной инициативы.

 

Другие относятся к  этой идее скептически, полагая, что  ее реализация приведет к тому, что  у уполномоченных не будет хватать  времени на рассмотрение жалоб обращающихся к ним граждан1. Однако в законах некоторых субъектов РФ, например, Самарской области, содержится право законодательной инициативы Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ.

 

В настоящее время влиять на совершенствование законодательства в области прав человека и гражданина Уполномоченный может путем обнародования  в ежегодных докладах по итогам своей  деятельности фактов, свидетельствующих  о нарушении прав человека и гражданина и выступая с докладами на заседаниях Государственной Думы.

 

Так, в докладе по итогам деятельности Уполномоченного по правам человека в 2007 г. В.П. Лукин отметил, что правовое обеспечение условий, необходимых для достойной жизни  и свободного развития человека, соблюдения его прав и свобод в соответствии с общепризнанными стандартами  и международными обязательствами  Российской Федерации, относится к  приоритетным задачам Уполномоченного. Причиной нарушений прав человека нередко  является несовершенство федеральных  законов, противоречие их международным  обязательствам Российской Федерации. Анализ поступающей к Уполномоченному  информации о соблюдении гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека позволяет  ему разрабатывать предложения  по совершенствованию законодательства.

 

За последние два года Уполномоченный направил Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, комитеты Государственной  Думы, иным субъектам права законодательной  инициативы свыше 70 предложений, направленных на совершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, а  также на внесение поправок в законопроекты, принятые Государственной Думой  в первом чтении.

 

Обращения граждан свидетельствуют  о несовершенстве федерального законодательства, регулирующего социально-экономические  права человека, в частности на справедливое вознаграждение за труд, на уважение его собственности и  обеспечение правосудием

 

Анализ обращений граждан  о нарушениях их конституционных  прав на свободу и личную неприкосновенность, допускаемых при отбывании ими  административного ареста, свидетельствует, что они происходят, в частности, из-за отсутствия надлежащего правового  регулирования этой меры административного  наказания.

 

Эффективность совершенствования  законодательства зависит от правовой экспертизы законов и законопроектов, позволяющей выявлять в них пробелы  и несоответствия задачам правового  регулирования, предлагать меры по их устранению. При этом важным является постоянное и системное взаимодействие Уполномоченного с палатами Федерального Собрания РФ.

 

Следует прямо сказать, что  “достучаться” до законодателей  Уполномоченному удается не всегда. Одной из основных причин этого является отсутствие правового регулирования  порядка его взаимодействия с  Советом Федерации и Государственной  Думой Федерального Собрания РФ.

 

Примером проблемы участия  Уполномоченного по правам человека в усовершенствования законодательства можно назвать, например, отказ Уполномоченному  по правам человека Владимиру Лукину в праве выступить 21 января на заседании Государственной Думы, посвященном исполнению закона о замене льгот денежными компенсациями.

 

Депутаты объясняют свое решение тем, что “массовых нарушений  прав человека не было зафиксировано  официально решениями органов государственной  власти”. Однако констатация фактов грубого или массового нарушения  прав и свобод граждан относится  к компетенции Уполномоченного, она не требует никакого подтверждения  решениями административных, судебных или законодательных органов.

 

Невзирая на это, Уполномоченному  по правам человека вопреки Закону об Уполномоченном фактически было отказано в праве давать публичную оценку действиям властей различных  уровней1.

 

 

 

Информация о работе Уполномоченный по правам человека