Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

 

Диспозиции норм права  также весьма разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

 

•        По степени определенности зафиксированного в них правила поведения диспозиции подразделяются на абстрактные и казуальные.

 

Казуальные диспозиции перечисляют  конкретные предписываемые или запрещаемые  действия, указывают на права и  обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя места для  какого бы то ни было усмотрения с их стороны. Прообразом казуальной диспозиции является прецедент - решение суда по отдельному делу. Нормы с казуальной диспозицией неудачны в техническом  отношении, не обеспечивают беспробельность закона и обуславливают его громоздкость.

 

Абстрактные диспозиции предусматривают  определенный тип поведения, не конкретизируя  детали.

 

•        По способу изложения диспозиции подразделяются на простые, описательные, отсылочные и бланкетные.

 

Простые диспозиции содержат лишь само правило поведения, не раскрывая  его признаков, так как они  достаточно очевидны. Этот вид диспозиций охватывает ясные и четкие предписания, не допускающие сомнений в их содержании и смысле. Описательные диспозиции подробно характеризуют правило  поведения, перечисляют его наиболее важные отличительные признаки. Например, закон характеризует кражу как  незаконное, тайное, безвозмездное  изъятие чужого имущества.

 

Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного

 

или неправомерного поведения, содержат ссылку на другую норму того же нормативного акта, в которой  дается описание соответствующего поведения. Бланкетные диспозиции также не описывают  признаков деяния, устанавливают  правило поведения в самой  общей форме. Разъяснение же и  конкретизация предписания содержатся в иных правовых актах, к которым  и отсылается субъект реализации нормы.

 

•        По юридической направленности выделяют; представительно-обязывающие, обязывающие, управомочивающие, рекомендательные, ограничительные и закрепительные диспозиции.

 

Представительно-обязывающие  диспозиции - содержат двусторонние правила  поведения, например, продавца и покупателя.

 

Обязывающие диспозиции указывают  характер поведения обязанного лица, например, должника по договору займа.

 

Управомочивающие диспозиции - содержат указание на вид и меру возможного поведения, например, собственника имущества.

 

Рекомендательные диспозиции указывают на желательность либо целесообразность определенного поведения.

 

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными  рамками. Например, нормы трудового  права ограничивают продолжительность  труда несовершеннолетнего.

 

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности государственных органов.

 

 

 

2.3. Санкция

 

Санкция - структурный элемент  нормы права, предусматривающий  правовые последствия, которые должны наступить для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как  негативными (меры наказания), так и  позитивными (меры поощрения, предусматриваемые  нормами трудового права).

 

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:

 

•        По степени определенности различают  абсолютно-определенные, относительно-определенные,    альтернативные,    кумулятивные    и комбинированные санкции.

 

Абсолютно-определенные санкции  содержат строго фиксированную меру воздействия, например точный размер штрафа, который должен уплатить правонарушитель. Этот вид санкций наименее распространен, поскольку ограничивает инициативу правоохранительных органов и не позволяет при их применении учитывать  все обстоятельства правонарушения и личности правонарушителя.

 

Относительно-определенные санкции содержат границы верхнего и нижнего предела наказания, в рамках которых правоприменительный  орган сам определяет его точный размер. Таковы большинство санкций  статей особенной части УК РФ, устанавливающие  лишение свободы, например, от трех до десяти лет.

 

Альтернативные санкции  содержат несколько видов наказаний, предоставляя правоохранительным органам  право выбора. Например, за ряд преступлений может быть применено лишение  свободы или исправительные работы.

 

Кумулятивные санкции  включают в себя несколько видов  наказаний и предусматривают  возможность их сложения. Например, лишение свободы

 

может сочетаться с конфискацией имущества.

 

Комбинированные санкции  представляют собой комбинацию относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

 

•        По характеру последствий различают  негативные, позитивные, правовосстановительйые и правоотрицающие санкции.

 

Негативные санкции, их еще  называют карательными или штрафными, предусматривают меры наказания. Они  представляют собой наиболее острую реакцию государства на противоправные деяния.

 

Позитивные санкции предусматривают  стимулирующие меры или меры поощрения.

 

Правовосстановительные санкции направлены на восстановление прежнего состояния. К таким санкциям можно отнести возложение обязанности по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление невыполненной обязанности и т.д.

 

Правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию государства на нарушение предписаний нормы. Выражается она в непризнании правового характера возникающих отношений. Например, противозаконная сделка признается недействительной; фактические брачные отношения, не зарегистрированные в установленном порядке, считаются юридически безразличными и т.д. Правоотрицающие санкции называют также санкциями ничтожности, т.е., не наступают юридические последствия, к которым стремилось лицо, совершая те или иные действия в нарушение требований диспозиции.

 

•        По направленности неблагоприятных последствий  санкции можно разделить на личные и имущественные.

 

Личные санкции, когда  воздействие касается непосредственно  личности правонарушителя (лишение  свободы, смертная казнь и т.д.).

 

Имущественные санкции - санкции, сопряженные с определенными  материальными потерями {конфискация  имущества, штраф и т.д.).

 

 

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ  НОРМ

 

Виды юридических норм исключительно разнообразны, в основе их классификации лежит множество  критериев.

 

•        По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.

 

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.

 

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий.

 

Хотя нормы-декларации и  нормы-дефиниции прямо правил поведения  не устанавливают, они являются полноценными правовыми нормами. Соблюдение этих правил обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в международном, уголовном и других отраслях права.

 

•        По целевому назначению нормы права  распадаются на регулятивные и охранительные.

 

Регулятивные нормы непосредственно  устанавливают права и обязанности  участников правоотношений. Примером регулятивных норм может служить  раздел Конституции, закрепляющий права  и обязанности граждан.

 

Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с

 

юридической ответственностью, возникающей вследствие нарушения  регулятивных норм.

 

•        По способу воздействия на субъектов  права нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

 

Обязывающие нормы возлагают  на субъекта обязанность совершать определенные действия. Примером может служить статья ГК РК, на основании которой лица, незаконно получившие информацию, составляющую коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

 

Запрещающие нормы указывают  на недопустимость совершения каких-либо действий. Так, согласно ГК РК  не допускается  принудительное изъятие имущества  у собственника.

 

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия.

 

 По степени обязательности  нормы права разделяются на императивные и диспозитивные.

 

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые  не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Таковы нормы уголовного и административного права.

 

Диспозитивные нормы предоставляют  субъектам возможность самим  решать вопрос об объеме и характере  своих прав и обязанностей. Они  содержат такие правила поведения, которые действуют, если стороны  своим договором не устанавливают  другие. Такие нормы наиболее характерны для гражданского права. Например, в  соответствии с ГК РК  наниматель обязан поддерживать нанятое имущество  в исправном состоянии, производить  за свой счет текущий ремонт, если иное не установлено договором. Это означает, что хотя по общему правилу обязанность  текущего ремонта нанятого имущества  лежит на нанимателе, стороны при  заключении договора могут договориться об иных правилах.

 

•        По сфере действия правовые нормы делятся  на общие, специальные и исключительные.

 

Общие нормы применяются  ко всем отношениям данного рода. Как  правило, они присущи общей части  той или иной отрасли права  и распространяются на все ее институты. Например, определение преступления применимо ко всем уголовно-правовым отношениям.

 

Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения  данного рода, относятся к отдельным  институтам отрасли права. Например, нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы  только к ним и не действуют  при арендных отношениях.

 

Исключительные нормы  устанавливают изъятия из содержащихся в общих и специальных нормах правил. Например, хотя по общему правилу  выселение из жилых помещений  производится только по судебному решению, для лиц, самовольно занявших жилую  площадь, установлен административный порядок.

 

•        По кругу субъектов нормы делятся  также на общие и специальные.

 

' Общие нормы распространяются  на всех граждан, специальные  - на определенные категории лиц  - пенсионеров, студентов, военнослужащих  и т.д.

 

•По  предмету правового  регулирования различают нормы  различных отраслей права: конституционные, административные, гражданско-правовые, уголовно-правовые, международные, экологические  и т.д.

 

•По специфике правового  регулирования отраслевые нормы  делятся на материальные и процессуальные.

 

Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений.

 

Процессуальные нормы  регулируют процедурный порядок  реализации правовых предписаний.

 

•        В  зависимости от субъекта, издавшего  нормы, следует различать законодательные  и подзаконные.

 

Законодательные нормы - продукт  правотворчества органов законодательной  власти.       .

 

Подзаконные - нормы, выработанные органами исполнительной власти.

 

•        По времени действия нормы права  делятся на постоянные (действуют  до их официальной отмены и временные (действуют только в пределах определенного  промежутка времени).

 

         По месту действия нормы   права классифицируются на федеральные  (действуют на всей территории  России), региональные(действуют в пределах субъекта Федерации) и местные (распространяют свое Действие в пределах определенного территориального образования- района, города).

 

 Глубокое изучение  оснований классификации правовых  норм показывает их определенную  условность. Нe случайно по вопросам классификации ведется множество теоретических споров, участники которых отрицают одни классификации и предлагают другие. Условность любого основания классификации правовых норм выражается в том, что ни одно из них не является однозначным. Например, не существует правовых норм, которые были бы только обязывающими, или только запрещающими, или только управомочивающими. Исследования показывают, что любая юридическая норма одновременно является и обязывающей, и запретительной и управомочивающей. Обязывая к совершению какого-либо действия, норма запрещает воздержание от его совершения и наоборот. В то же время всякая норма, обязывающая к совершению какого-либо действия или запрещающая его, управомочивает кого-либо требовать совершения или несовершения этого действия.

 

Однако условность классификаций  правовых норм не означает их отрицания  вообще. Классификации отражают особенности  структуры и системы права, помогают понять их сущность.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"