Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

В России

Организации и партии, выступающие  за возрождение монархии в России: «Всероссийский Монархический Центр», «Российское Монархическое общественное Движение», «Российский Имперский Союз-Орден», «Память», «Союз Русского Народа», «РНЕ» (газета «Евпатий Коловрат» № 48), «Чёрная сотня», Ячейки Национал-Синдикалистского Наступления. Популяризация монархических идей содержится в «Проекте Россия», «Русской Доктрине» и в программе общественного движения «Народный собор».

Сегодня среди монархистов  в России нет единого мнения относительно того, кто имеет права на российский престол и c помощью каких юридических процедур возможно возвращение к монархии. В российском монархическом движении можно условно выделить кириллистов, соборников, легитимистов-центристов. Основное различие между ними заключается как в отношении к проблеме престолонаследия, так и в преемственности национального права. «Кириллисты» признают права на престол за потомками Великого Князя Кирилла Владимировича — двоюродного брата Николая II. В настоящее время это Великая Княгиня Мария Владимировна и её сын Георгий Михайлович. Права этой ветви дома Романовых на российский Престол «кириллисты» обосновывают законом Российской империи о престолонаследии и Соборной клятвой 1613 года. В противовес им, «соборники» указывают, что за прошедшее с 1917 года время обстоятельства поменялись настолько кардинально, что сейчас уже нельзя руководствоваться данными законами. Основываясь на том, что в 1905 году Николай II намеревался лишить Кирилла Владимировича всех прав члена Императорской фамилии (включая права на наследование Престола), а также на поведение Кирилла Владимировича во время Февральской Революции, когда он демонстративно прикрепил красную ленточку, «соборники» не признают за его потомками прав на престол и полагают необходимым созыв Всероссийского Земского Собора, который определит новую династию.

Легитимисты-центристы, в  основном представители Всероссийского Монархического Комитета и др., к  которым относятся, как правило, профессиональные российские юристы, историки, философы, прежде всего указывают на необходимость восстановления работы Всероссийского учредительного собрания, которое определит форму правления и решит вопрос правопреемства российского национального законодательства. Прежде чем поднимать вопросы о каких-либо кандидатах, легитимисты-центристы убедительно считают, что необходимо в первую очередь восстановить правопреемство России и Российской Империи, решить основополагающие юридические вопросы воссоздания монархической государственности, потому как на данный момент времени Российская Федерация имеет республиканскую форму правления и престола как такового не имеет.

В сентябре 2006 года Всероссийский  центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос на указанную тему.

Вопрос о восстановлении монархии считают актуальным 10 % опрошенных. Примерно столько же (9 %) считают монархию оптимальной для России формой правления. В случае всенародного голосования по данному вопросу, 10 % опрошенных отдали бы свои голоса в пользу монархии, 44 % проголосовали бы против, 33 % проигнорировали бы референдум. При этом, в случае, если на трон будет претендовать «достойный кандидат», в пользу монархии высказываются до 19 % опрошенных, ещё 3 % — сторонники монархии, уже определившиеся с личностью монарха.

  1. Нормы права: понятие, признаки, структура.

 

В переводе с латинского "норма" означает правило, точное предписание, образец. Другими словами, непосредственным содержанием нормы  является заключенная в ней информация о должном поведении в тех  или иных условиях.

 

Норма права является разновидностью социальных норм, т.е. правил поведения  людей в обществе. Человек в  процессе деятельности познает окружающую его действительность и на этой основе вырабатывает правила поведения, обобщая  накопленные знания и опыт. Созданное  правило представляет собой единство объективного и субъективного факторов, где объективным является познанная  закономерность развития общества, а  субъективным - реакция индивида или  социальной группы на эту, закономерность.

 

После того как норма сформулирована и выражена вовне в той или  иной форме, она как бы абстрагируется и начинает самостоятельное существование. Следствием такого отрыва от реального  основания может оказаться старение нормы, вызванное изменением либо самой  действительности, либо интересов и  целей субъекта. Однако норма, как  правило, не реагирует немедленно на все изменения названных условий.

 

Поскольку норма права  является средством передачи информации о

 

наиболее целесообразном поведении, она представляет собой один из способов регулирования человеческого поведения. Во-первых, потому, что норма содержит в себе "программу", которая служит моделью будущих действий, а во-вторых, в силу того, что она базируется на познании объективных закономерностей развития общества, следование ее предписаниям ведет к наиболее оптимальному варианту реализации целей индивида или общества в целом.

 

Правовые нормы обладают всеми качествами социальных норм, но вместе с тем имеют особые признаки, которые обусловлены неразрывной  связью норм права с государством.

 

Норма права имеет следующие  признаки

 

1.Норма права носит  государственно-властный характер. Предписание, закрепленное нормой  права, исходит от государства  и охраняет государственно значимые  общественные отношения.

 

2.Норма права - общее  правило поведения. Государство  устанавливает правила поведения  не для конкретного индивида, а для всех субъектов права  -физических или юридических лиц.

 

3.Норма права - обязательное  правило поведения. Ненадлежащее  исполнение либо несоблюдение  норм права влечет за собой  принятие мер государственного  принуждения.

 

Обязательность правовой нормы представители разных научных  направлений понимают неодинаково. Нормативная школа выводит обязательность нормы права из ее природы как  таковой; социологическая школа - из соответствия норм сложившимся общественным отношениям; школа естественного  права - из соответствия нормы высоким  нравственным идеалам свободы и  справедливости.

 

4.      Норма  права - формально-определенное правило  поведения. Правовые нормы формулируются  в официальных документах - законах  и подзаконных нормативных актах  в виде конкретных предписаний,  что обеспечивает их правильное  понимание и реализацию.

 

5.      Норма  права - двустороннее правило  поведения. Она включает в себя  права и обязанности участников  правоотношений. Одним субъектам  она предоставляет права, а  на других возлагает обязанности.  Вместе с тем важно иметь  в виду, что права и обязанности  не всегда могут содержаться  в одной статье нормативного  акта. Нередко право закреплено  в одной статье, а обязанность  - в другой статье этого же  нормативного акта или даже  в статье иного нормативного  акта. Кроме того, в статье закона  могут конкретно указываться  только права, а обязанности  - подразумеваться, вытекать из  содержания всего закона. Может  быть и наоборот, когда указываются  лишь обязанности, а права подразумеваются.

 

6.                   Норма права - системное правило  поведения. Каждая норма права  обладает   специфической   микросистемой,   состоящей   из  таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права. 

 

Таким образом, норма права - это установленное и обеспечиваемое государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, закрепляющее права  и обязанности участников правоотношений.

 

 

 

2. СТРУКТУРА НОРМ ПРАВА

 

Норма права не только формулирует  правило поведения участников общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии которых это правило  подлежит реализации, а также на последствия их

 

несоблюдения. В соответствии с этим любая норма права обладает определенным строением, организацией или структурой.

 

Под структурой нормы права  понимается внутреннее строение нормы  и способ взаимосвязи ее элементов.

 

Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Эти элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: "Если при определённых обстоятельствах  субъект совершит известное действие, то наступят предусмотренные последствия". Лишь единство всех трех элементов  образует норму права. Отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие и самой юридической нормы.

 

Вместе с тем следует  иметь ввиду, что норма права и текст закона часто не совпадают. Иногда диспозиция и гипотеза в тексте закона слиты, их невозможно различить; в одной и той же статье может одновременно содержаться несколько норм; и, наконец, элементы нормы права могут быть представлены в разных статьях нормативного акта, т.е. единая правовая норма может содержаться в нескольких статьях закона.

 

Элементы структуры юридической  нормы могут быть различных видов. Их классификация подробно разработана  еще в прошлом веке и почти  не изменилась до наших дней.

 

Рассмотрим структуру  нормы права подробнее.

 

 

 

2.1. Гипотеза

 

Гипотеза - это структурный  элемент нормы права, указывающий  на условия ее реализации. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью  которого можно определить, подпадает  ли конкретная жизненная ситуация под  действие данной правовой нормы. Гипотеза содержит указания о месте, времени, субъектах и иных обстоятельствах, при наличии которых начинает действовать норма права.

 

         Гипотезы по характеру содержания  или в зависимости от того, насколько точно указаны условия  реализации нормы, могут быть  общими и конкретными.

 

Общие (абстрактные) гипотезы определяют условия применения нормы  общими, родовыми признаками, они охватывают все возможные случаи действия нормы, не называя ни одного из них конкретно.

 

Конкретные (казуистические) гипотезы устанавливают частные, специальные  условия реализации нормы. Недостатком  таких гипотез является то, что  они ведут к чрезмерному увеличению числа юридических норм, но при  этом они не могут охватить все  общественные отношения, нуждающиеся  в правовом регулировании: всегда найдется хоть один отдельный случай, не предусмотренный  конкретной гипотезой. Поэтому в  настоящее время этот вид гипотез  практически исчез из нормотворчества.

 

         По степени определенности. т.е. в зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, гипотезы делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и неопределенные.

 

Абсолютно-определенные гипотезы ясно и четко указывают факты, наличие которых требует осуществления  заключенного в норму предписания.

 

Относительно-определенные гипотезы содержат указание на ограничительные  условия действия нормы. Например, целый  ряд нормативных актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного или чрезвычайного положения  и т.д.

 

Неопределенные гипотезы не указывают никаких фактов, с  которыми связано действие нормы, а  предоставляют органам власти право "в необходимых случаях" применять  правовую норму. В чем заключаются

 

"необходимые случаи", в гипотезе не раскрывается.

 

•        По объему гипотезы делятся на простые и сложные.

 

Простые гипотезы содержат указание на одно условие действия нормы.

 

Сложные гипотезы перечисляют  несколько обстоятельств, каждое из которых в отдельности либо все  вместе служат основанием для осуществления  предписания.

 

         В зависимости от основания  применения правовой нормы гипотезы  классифицируют на односторонние и двусторонние.

 

Односторонние гипотезы в  качестве основания применения нормы  предусматривают только правомерные  либо неправомерные обстоятельства. Например, все нормы особенной  части Уголовного кодекса имеют  односторонние гипотезы.

 

Двусторонние гипотезы включают в себя как правомерные, так и  неправомерные обстоятельства, приводящие в действие юридическую норму. При  этом предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости  от характера поведения. Например, при  повторной неявке сторон в судебное заседание без уважительных причин суд оставляет иск без рассмотрения и прекращает дело. Если стороны  не явились по уважительным причинам, судебное разбирательство лишь откладывается.

 

 

 

2.2. Диспозиция

 

Диспозиция - структурный  элемент нормы права, определяющий модель поведения субъекта права, имеющую  юридически значимый характер. Если гипотеза является предпосылкой применения властного  предписания, то диспозиция представляет собой ядро юридической нормы, ибо  содержит само правило поведения, которое  влечет за собой юридические последствия. Диспозиция выступает основной регулирующей частью, нормы.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"