Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка
Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
Законодательная инициатива
— это конституционная
Законопроекты вносятся
в Государственную Думу
Подготовленный к внесению
в палату законопроект
2. Обсуждение законопроекта
в Государственной Думе. Оно проходит,
как правило, в трех чтениях.
Исключение составляет
Первое чтение законопроекта
представляет собой
В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по предметам совместного ведения — не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету поправки, т. е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законопроекта, рассмотренного в первом чтении. Поправки обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения.
Второе чтение законопроекта
предполагает обсуждение на
Третье чтение законопроекта
— это заключительное
3. Принятие закона. Федеральные
законы принимаются
4. Рассмотрение и одобрение
Советом Федерации принятого
Государственной Думой
5. В этом случае может
возникнуть дополнительный
6. Подписание и обнародование
федерального закона
Процедура прохождения
федеральных конституционных
Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.
Особого внимания заслуживает деятельная сторона правовой культуры. При этом необходимо прежде всего иметь в виду две области деятельности: 1) непосредственно в правовой сфере; 2) неправового характера, но связанная со сферой действия права.
Понимание первой не представляет особой сложности, хотя и здесь проявляются весьма нетрадиционные взгляды. О второй может идти речь тогда, когда содержанием ее оказывается разработка, предположим, в художественной форме каких-либо произведений, отражающих правовые идеи, теории, оценки, чувства. Эта деятельность непосредственно не входит в предмет правовой культуры, но своим идейным содержанием наполняет ее. Так, радио, телевидение, литература, живопись, кино, журналистика, будучи самостоятельными средствами информации, тем не менее пополняют ее правовые «фонды».
К деятельности, связанной
с правовой сферой, близко примыкает
применение различных кибернетических
приемов и методов в
Названные элементы не полностью совпадают с содержанием правовой культуры они характеризуют лишь уровень правового развития общества. Содержанием же охватываются не просто правосознание, право, законность и т.п., но и характер, эффективность, степень их развития, т.е. то, что дает им данный этап общественного процесса.
Структура правовой культуры личности весьма многогранна. Здесь можно вести речь о нескольких плоскостях структуры: формах выражения, социальном уровне, содержании и т.д. Юридическая образованность личности выражается в трех состояниях – правовых культурных ориентациях, творческой деятельности по их реализации и в полученных результатах реализации.
Как определенная степень развития индивида, правовая культура человека проявляется прежде всего в подготовленности его к восприятию прогрессивных правовых идей и законов, в умении и навыках пользоваться правом, а также в оценке собственных знаний права. С этих позиций культура личности характеризуется наличием правовых культурных ориентации.
Далее, правовая культура –
это определенный характер и уровень
творческой деятельности личности, в
процессе которой она приобретает
или развивает свои правовые знания,
умения, навыки. Наконец, правовая культура
выступает как результат
Предлагаемый подход имеет не только теоретическое, но и практическое значение. При анализе реального состояния юридической культуры личности необходимо учитывать уровень ее развития у населения. Так, если правовую культуру рассматривать лишь как юридический потенциал, то вольно или невольно остаются в стороне не только перспективы ее дальнейшего развития, но и устойчивость уже приоб
ретенной. Первое обеспечивается правокультурной творческой деятельностью, второе – выработкой правовых ориентации.
В определении правовой культуры
как степени и характера
С этих позиций структура правовой культуры личности выступает в двуедином качестве – типа человеческой деятельности и ее ориентации на право, отрасль, отдельный закон. Здесь можно говорить о циви-листической, криминалистической, административной и судебно-про-цессуальной правовой культуре.
Нет необходимости вести речь о самостоятельной структуре правовой культуры личности, исходя из всех отраслей права, однако имеют место в реальной жизни различные ее направления с учетом существенных особенностей деятельности суда, органов внутренних дел (в целом административных органов), следствия или цивилистики.
При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры.
Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Данный вид культуры как бы «останавливается» на поверхности правовых явлений, ее обобщения неглубоки. С помощью такой культуры нельзя объективно осмыслить и оценить все стороны правовой практики. Однако будет ошибкой рассматривать ее как потенциально дефектную, второразрядную.
Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.
Профессиональный уровень
складывается у лиц, которые специально
занимаются правовой деятельностью. При
непосредственном, каждодневном соприкосновении
с правовыми понятиями и
Поиски сущности и содержания правовых категорий под силу личности, обладающей такой правовой культурой, которая соответствует
ее научно-теоретической
деятельности. Правовая культура теоретического
уровня представляет собой научные
знания о сущности, характере и
взаимодействии правовых явлений вообще,
всего механизма правового
Теория правовой культуры
как форма концептуального
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"