Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка
Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
Поправки к гл. 3-8 Конституции
Российской Федерации принимаются
Федеральным Собранием в
Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (1998 г.) установил, что законодательный (представительный) орган субъекта РФ обязан рассмотреть закон РФ о поправке к Конституции РФ в срок не позднее одного года со дня его принятия Федеральным Собранием РФ. Совет Федерации ведет учет данных о рассмотрении закона РФ о поправке законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ и устанавливает на основе этих данных результаты этого рассмотрения. Если закон о поправке был одобрен законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ, то в течение семи дней он направляется Советом Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Президент РФ в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения данного закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляет также официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками.
Особый порядок предусмотрен
для изменения ст. 65 Конституции
РФ, определяющей состав РФ. Изменения,
связанные с принятием и
К основным теориям возникновения государства принято относить:
1. теологическую (религиозная, божественная);
2. патриархальную (отеческая);
3. договорную (естественно-правовая);
4. органическую;
5. психологическую;
6. ирригационную;
7. насилия (внутреннего и внешнего);
8. экономическую (классовую).
Теологическая теория возникновения государства
Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).
Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".
Теократическая теория имела
под собой реальные факты: первые
государства имели религиозные
формы, поскольку представляли собой
правление жрецов. Божественное право
придавало государственной
Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:
= вечны, незыблемы и святы;
= их возникновение и упразднение не зависит от человека;
= являются выразителями воли Бога на земле.
Теологическая теория призывает:
• принять государство и власть как данность, полученную свыше;
• признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
• полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.
Достоинства данной теории:
- способствует укреплению
гражданского согласия в
- препятствует насилию,
революциям и гражданским
Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
Современным инвариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.
Патриархальная теория возникновения государства
Основоположником
Аристотель считал, что
люди как коллективные существа стремятся
к общению и образованию семей,
а развитие семей ведет к образованию
государства. Аристотель трактовал
государство как продукт
В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.
В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.
Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.
Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.
Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:
- монарх является отцом всего народа;
- благосостояние общества
невозможно без королевской (
- король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
- власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
- подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:
* способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
* культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:
= в семье существуют
действительные родственные
= монарх - представитель
публичной власти, отделенной от
народа, и его власть имеет
иную основу, чем власть отца
в семье (отец действительно
является основателем рода, монарх
же, если и основатель, то государства,
а не народа; монарх не является
родственником подавляюще го
большинства населения;
= вряд ли можно считать
государство прямым
Договорная теория возникновения государства
Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуаз-ных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:
Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;
Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;
Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы - просветители;
А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский
философ и писатель-
Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.
Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.
Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:
- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т. п.);
- каждый преследовал только
свои интересы и не считался
с интересами других, что приводило
к "войне всех против всех",
в результате которой
- чтобы этого не случилось,
люди заключили "общественный
договор", в силу которого каждый
отказывался от части своих
интересов ради взаимного
- в результате был создан
институт согласования
Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:
= были разрушены теологические
и патриархальные
= сделан шаг к созданию гражданского общества;
= фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;
= государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"