Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

 

Поправки к гл. 3-8 Конституции  Российской Федерации принимаются  Федеральным Собранием в следующем  порядке: поправка должна получить одобрение  не менее трех четвертей голосов общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации в настоящее время 89 субъектов Федерации).

 

Федеральный закон «О порядке  принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (1998 г.) установил, что законодательный (представительный) орган субъекта РФ обязан рассмотреть закон РФ о  поправке к Конституции РФ в срок не позднее одного года со дня его  принятия Федеральным Собранием  РФ. Совет Федерации ведет учет данных о рассмотрении закона РФ о  поправке законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ и устанавливает  на основе этих данных результаты этого  рассмотрения. Если закон о поправке был одобрен законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ, то в течение семи дней он направляется Советом Федерации  Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Президент РФ в срок не позднее четырнадцати дней со дня  получения данного закона подписывает  его и осуществляет официальное опубликование. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляет также официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками.

 

Особый порядок предусмотрен для изменения ст. 65 Конституции  РФ, определяющей состав РФ. Изменения, связанные с принятием и образованием нового субъекта РФ, изменением конституционного статуса субъекта РФ, вносятся на основании  федерального конституционного закона. В тех же случаях, когда изменяется лишь наименование субъекта РФ, новое  наименование подлежит включению в  ст. 65 Конституции РФ. Правовым основанием для этого служит решение об изменении  своего наименования, принятое в порядке, установленном законодательством  субъекта РФ. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ изменения наименования субъектов РФ (после принятия ими  соответствующего решения) в тексте ч. 1 ст. 65 производится Указом Президента РФ. Так, Президент РФ принял Указ от 9 января 1996 г. о включении в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ новых наименований субъектов РФ (Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия – Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия); Указ от 10 февраля 1996 г. о включении в ст. 65 Конституции наименования Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия – Хальмг Тангч.

 

  1. Концепции происхождения государства и права.

К основным теориям возникновения  государства принято относить:

 

1. теологическую (религиозная,  божественная);

 

2. патриархальную (отеческая);

 

3. договорную (естественно-правовая);

 

4. органическую;

 

5. психологическую;

 

6. ирригационную;

 

7. насилия (внутреннего  и внешнего);

 

8. экономическую (классовую).

 

Теологическая теория возникновения  государства

 

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние  века. В настоящее время она  наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит  официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

 

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".

 

Теократическая теория имела  под собой реальные факты: первые государства имели религиозные  формы, поскольку представляли собой  правление жрецов. Божественное право  придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах  древневавилонского царя Хаммурапи  говорилось о божественном происхождении  власти царя: "Боги поставили Хаммурапи  править "черноголовыми".

 

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство  возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

 

= вечны, незыблемы и  святы;

 

= их возникновение и  упразднение не зависит от  человека;

 

= являются выразителями  воли Бога на земле.

 

Теологическая теория призывает:

 

• принять государство  и власть как данность, полученную свыше;

 

• признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

 

• полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом  порядок.

 

Достоинства данной теории:

 

- способствует укреплению  гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

 

- препятствует насилию,  революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

 

Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо  опровергнуть.

 

Современным инвариантом  теократической теории является христианско-демократическая  концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и  самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

 

Патриархальная теория возникновения  государства

 

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий  философ Аристотель (384-322 до н. э.).

 

Аристотель считал, что  люди как коллективные существа стремятся  к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию  государства. Аристотель трактовал  государство как продукт размножения  семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской  власти. Он отождествлял государственную  власть с патриархальной властью  главы семьи.

 

В Китае эту теорию государства  как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

 

В более современную эпоху  ее развили Филмер и Михайловский.

 

Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

 

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство  возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая  семья", состоящая из множества  обычных семей). Государство возникает  из разрастающейся из поколения в  поколение семьи.

 

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской  власти в семье, Согласно патриархальной теории:

 

- монарх является отцом всего народа;

 

- благосостояние общества  невозможно без королевской (отцовской)  заботы;

 

- король действует во  благо подданных, охраняет и  защищает их (как отец членов  семьи);

 

- власть короля (отца) ничем  не ограничена и незыблема;

 

- подданные обязаны чтить  короля и подчиняться ему, как  члены семьи отцу.

 

К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:

 

* способствует сплочению  общества; уважению, почитанию государственной  власти;

 

* культивирует дух родства,  братства, взаимосвязанности членов  общества (как членов семьи).

 

Недостатком теории является прямое отождествление государства  и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

 

= в семье существуют  действительные родственные связи,  в то время как весь народ  (несмотря на наличие определенной  общности) вряд ли правильно объявлять  родственниками;

 

= монарх - представитель  публичной власти, отделенной от  народа, и его власть имеет  иную основу, чем власть отца  в семье (отец действительно  является основателем рода, монарх  же, если и основатель, то государства,  а не народа; монарх не является  родственником подавляюще го  большинства населения; зачастую  монарх призывается из другого  государства и вообще не имеет  кровнородственной связи с управляемым  государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);

 

= вряд ли можно считать  государство прямым продолжением  семьи еще и потому, что оба  эти института зарождались постепенно  и почти в одно и то же  время в процессе разложения  первобытнообщинного строя.

 

Договорная теория возникновения  государства

 

Теория общественного  договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуаз-ных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:

 

Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

 

Джон Локк (1632 - 1704), Томас  Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

 

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы - просветители;

 

А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский  философ и писатель-революционер.

 

Теория, выдвинутая данными  авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

 

Характерно, что в работах  многих представителей указанной школы  обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это  положение свое отражение и в  Декларации независимости США.

 

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так  называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

 

- первоначально люди находились  в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т. п.);

 

- каждый преследовал только  свои интересы и не считался  с интересами других, что приводило  к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное  общество могло уничтожить само  себя;

 

- чтобы этого не случилось,  люди заключили "общественный  договор", в силу которого каждый  отказывался от части своих  интересов ради взаимного выживания;

 

- в результате был создан  институт согласования интересов,  совместной жизни, взаимной защиты - государство.

 

Теория общественного  договора имела большое прогрессивное  значение:

 

= были разрушены теологические  и патриархальные представления  о возникновении государства,  а вместе с ними идеалы святости  и непогрешимости власти, полного  подчинения ей, отсутствия у народа  возможности повлиять на власть;

 

= сделан шаг к созданию  гражданского общества;

 

= фактически выдвинут  принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа  и принадлежит народу;

 

= государственные структуры,  власть существуют не сами  по себе, а должны выражать  интересы народа, быть у него  на службе;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"