Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 38 экзаменационных вопросов по "Теории государства и права".
1. Понятие, предмет и метод теории государства и права
...
38. Классификация норм права

Файлы: 1 файл

Шпора 1-38.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

1. Понятие, предмет  и метод теории  государства и  права

Теория  государства и  права – юридическая  наука, представляющая собой систему  знаний о наиболее общих закономерностей  возникновения, развития и функционирования государства, права  и связанных с  ними различных государственно-правовых явлений и характеризующаяся следующими чертами:

1. Гуманитарная/общественная  наука (изучает государство и  право – общественные явления)

2. Политико-юридическая  наука

3. Это единая  наука о государстве и праве  (государство не существует без права, право не существует без государства)

4. Наиболее общая  наука о государстве и праве  (изучает наиболее общие вопросы  государства и права)

5. Фундаментальная  (задача – формирование основополагающих, фундаментальных знаний о гос-ве  и праве)

6. Методологическая (вырабатывает методологические  положения всех юридический наук)

7. Комплексная  (в ее составе существует ряд  относительно обособленных научных  направлений)

Предмет Теории государства и права — это  наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки. Правотворческая, правоприменительная и интерпретационная практика, а также прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права.

Все многообразие методов теории государства и  права в зависимости от степени  их распространенности можно расположить  в следующую систему.

1) Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие  подходы, выражающие наиболее  универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм).

2) Общенаучные  методы - это приемы, которые не  охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных  его этапах, в отличие от всеобщих  методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.

1. анализ –  разделение данного объекта на  части;

2. синтез –  соединение в одно целое раньше  поделенных частей;

3. индукции, когда  происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4. дедукции, при  которой, наоборот, знания получают  по принципу «от общего к  частному»;

5. функциональный  подход -характеристика систем, основных  проблем, которые относятся к  современному пониманию государства  и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.

3) Частнонаучные  методы. К ним относят конкретно-социологический,  статистический, кибернетический, математический  и т.д.

1. Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития.

2. Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д.

3. Кибернетический  метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

4. Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками.

4) Можно выделить  два метода, которые относятся  к частноправовым, являющимся сугубо  юридическими: формально-юридический  и сравнительно-правовой.

1.Формально-юридический  метод позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.

2. Сравнительно-правовой  метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д. - в целях выявления их общих и особенных свойств. 

2. Причины и формы  возникновения государства

Причины - это такие факторы, приводящие к возникновению государства и нашедшие свое отражение в различных теориях возникновения государства: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Процесс формирования государства в разных странах  происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения  государства:

1. переход присваивающего  хозяйства к экономике производящего  характера;

2. появление  разделения труда: возникновение  скотоводства, отделение ремесла  от земледелия, выделение особой  социальной группы людей –  купцов;

3. появление  в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;

4. возникновение  частной собственности на продукты  труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому  расслоению общества.

На  развитие той или  иной формы возникновения  государства оказывали влияние различные факторы, такие как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.

В соответствии с этим принято выделять несколько  основных форм возникновения государства.

1. Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).

2. Древнеримская. Данная форма возникновения государства имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.

3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.

4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

3. Социальная власть  в первобытном  обществе

Образование общества предшествует государственной организации  его жизни (до этого общество существовало, а государства не было). Жизнь общества на ранних ступенях  развития строилась на началах естественного самоуправления (соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного). Возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни. История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя (орудия производства были несовершенны, производительность труда низкая).

Общественная (социальная) власть, существовавшая в  догосударственный  период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1. базировалась  на семейных отношениях, ибо основой  организации общества был род  (родовая община), т.е. объединение  людей по действительному или  предполагаемому кровному родству,  а также общности имущества  и труда. Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2. была непосредственно  общественной, строилась на началах  первобытной демократии, на функциях  самоуправления (т.е. субъект и  объект власти здесь совпадали);

3. опиралась  на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4. осуществлялась  как обществом в целом (родовые  собрания, вече), так и его представителями  (старейшинами, советами старейшин,  военачальниками, вождями, жрецами  и т.п.), которые решали важнейшие  вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

4. Социальные нормы  первобытного общества

Социальные нормы  первобытного общества обеспечивали существование  присваивающей экономики и продолжение  рода, регулировали определенные способы  добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

Социальные  нормы, существовавшие в догосударственный период:

1) регулировали  отношения между людьми, что стало  отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и  других, которые регулировали и  регулируют отношения человека  к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. 

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали  в поведении и в сознании  людей, не имея, как правило,  письменной формы выражения;

4) обеспечивались  в основном силой привычки, а  также соответствующими мерами  убеждения (внушения) и принуждения  (изгнание из рода);

5) имели в  качестве ведущего способа регулирования  запрет (систему табу) как самый  простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы  естественно-природной основой присваивающего  общества, в котором и человек  являлся частью природы;

7) выражали интересы  всех членов рода и племени. 
 
 

5. Общая характеристика теории происхождения государства

  1. теологическая теория

Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве

Это теория о  божественном начале в происхождении  государства. Согласно данной концепции  государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"