Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 38 экзаменационных вопросов по "Теории государства и права".
1. Понятие, предмет и метод теории государства и права
...
38. Классификация норм права

Файлы: 1 файл

Шпора 1-38.doc

— 246.00 Кб (Скачать)
  1. патриархальная теория

Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н. К. Михайловский

Согласно данной теории государство произошло в  результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими.

  1. договорная теория

Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев

По этой теории государство является продуктом  человеческого разума, но не проявлением  воли Бога. В результате государство  возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию.

  1. психологическая теория

Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов

Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим.

  1. теория насилия

Представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский

Сторонники теории насилия считают, что государство  возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и  беззащитных народов более сильными и организованными племенами.

  1. Патримониальная

Представитель – А. Галлер

Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле.

  1. Органическая

Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс

Сторонники органической теории считали, что государство  появилось и развивалось дальше как биологический организм.

8. материалистическая теория

Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов

В соответствии с этой теорией образование государства  стало результатом трансформации  общества под действием социально-экономических причин.

9. Ирригационная

Представитель – К. А. Виттфогель

Он связывает  процесс возникновения государственности  с необходимостью строительства  ирригационных сооружений в восточных  аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. 

6. Особенности возникновения  права

Право как социальный институт возникает практически  вместе с государством, поскольку  во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и права - без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем  между органами родового самоуправления и органами государства.

    Правовые  нормы складывались преимущественно  тремя основными путями:

    1) перерастание мононорм (первобытных  обычаев) в нормы обычного права  и санкционирование их в этой  связи силой государства;

    2) правотворчество государства, которое  выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

    3) судебное право, состоящее из  конкретных решений (принимаемых  судебными органами и приобретающих  характер образцов для решения других аналогичных дел).

На процесс  возникновения и развития права  также оказывало влияние множество  различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. 

7. Понятие и сущность  государства

Государство —  это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории.

Государство характеризуют  следующие признаки, отличающие его  как от догосударственных, так и  негосударственных организаций:

1) наличие публичной  власти, выделенной из общества  и не совпадающей с населением страны;

2) система налогов,  податей, займов;

3) территориальное  деление населения;

4) право;

5) монополия  на правотворчество;

6) монополия  на легальное применение силы, физического принуждения;

7) устойчивые  правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание  определенными материальными средствами  для проведения своей политики (государственная собственность,  бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия  на официальное представительство  всего общества;

10) суверенитет  (присущее государству верховенство  на своей территории и независимость  в международных отношениях). Верховенство  государственной власти означает: а) ее безусловное распространение  на население и все социальные  структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства;

11) наличие государственных  символов - герба, флага, гимна.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать  два аспекта:

    1) то, что любое государство есть  организация политической власти (формальная сторона);

    2) то, чьим интересам служит данная  организация (содержательная сторона).

    Можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Хронологически  первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно  определить как организацию политической власти экономически господствующего класса.

Более прогрессивным  является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство  можно определить как организацию  политической власти, создающую условия  для компромисса интересов различных  классов и социальных групп.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному  осуществлению интересов определенной религии.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

В рамках национального (националистического) подхода государство  можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны 

8. Государственная  власть как особая  разновидность социальной  власти

Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

Власть имеет  следующую структуру: 1) субъект власти (в частности, государство, население); 2) объект (на кого именно направлена власть); 3) отношения, возникающие по поводу власти; 4) регламентирующие правила, нормы.

Власть может  иметь различные мотивы: 1) привычка подчиняться; 2) страх; 3) убежденность в необходимости повиновения; 4) авторитет властвующего; 5) доверие; 6) правовые нормы; 7) воля и др.

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости  от мотивов и источников формируются  и виды власти:

1) власть вождя (рода, племени);

2) государственная (политическая) власть;

3) экономическая власть;

4) церковная власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть и др.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1) публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8) использование системы выплаты налогов;

9) использование государственного принуждения;

10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого  воздействия государственной власти: 1) метод принуждения (насилия); 2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную 

9. Государство в  политической системе общества

Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в  себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности". Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"