Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 38 экзаменационных вопросов по "Теории государства и права".
1. Понятие, предмет и метод теории государства и права
...
38. Классификация норм права

Файлы: 1 файл

Шпора 1-38.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

1) выступает  в качестве единственного официального  представителя всего народа, объединяемого  в пределах его территориальных  границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным  аппаратом (публичной властью), предназначенным  для управления обществом; имеет  силовые структуры (вооруженные  силы, милицию, службу безопасности  и т.п.);

4) обладает, как  правило, монополией на правотворчество;

5) владеет специфическим  набором материальных ценностей  (государственная собственность,  бюджет, валюта и т.д.);

6) определяет  главные направления развития  общества.

Государство выступает  не только самостоятельным субъектом  политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

  • может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.;
  • регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;
  • может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

Наряду с государством особое место в политической жизни  занимает и право как важнейший  социальный институт. 

10. Понятие и классификация  функций государства

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

В зависимости  от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения - на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние. 

11. Характеристика внутренних  функций государства

К внутренним функциям современного Российского государства относятся следующие.

1) экономическая – реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу. Объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию. Конституция также провозглашает равенство и защиту всех форм собственности в стране. Для экономической системы Российской Федерации свойственно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности проводится различными правовыми нормами, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам;

2) финансовая – осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции Российского государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

3) социальная — речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико;

4) политическая — данная функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

5) экологическая – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов. Содержание экологической политики Российского государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности;

6) культурная – направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

7) охраны правопорядка, прав и свобод  граждан – эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное в характеристике правоохранительной функции – это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;

8) обеспечения общественной  безопасности — деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности. 
 

12. Формы и методы  осуществления функций  государства

Формы осуществления  функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Принято различать  правовые и организационные формы  осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам относятся:

1) правотворческая  - деятельность по подготовке  и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

К организационным  формам относятся:

1) организационно-регламентирующая  - текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

Методы осуществления  функций государства - это способы  и приемы, с помощью которых  органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение. 

13. Понятие и элементы  формы государства

Форма государства - это  способ организации  политической власти, охватывающий форму  правления, форму государственного устройства и политический режим.

В форме государства  выражается его строение, на которое  влияют как социально-экономические  факторы, так и природные, климатические  условия, национально-исторические и  религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Элементами формы государства являются:

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный)  режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.  

14. Форма правления

Форма государственного правления - это элемент формы  государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

К верховной  государственной власти относят  главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или  частично сосредоточена  в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

Признаки монархии:

     1) власть передается по наследству;

     2) осуществляется бессрочно;

     3) не зависит от волеизъявления  населения.

Монархии могут  быть двух видов:

1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки  парламентской монархии:

1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2) в законодательной,  исполнительной и судебной сферах  власть монарха практически отсутствует  (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1) государственная  власть и юридически, и на практике  разделена между правительством, которое формируется монархом  и парламентом;

2) правительство,  в отличие от парламентской  монархии, не зависит от партийного  состава парламента и не ответственно перед ним.

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма  правления, при которой  глава государства  является выборным и  сменяемым, а его  власть считается  производной от избирателей  или представительного  органа.

Признаки республики:

    1) выборность власти;

    2) ограниченность срока полномочий  власти;

    3) зависимость от избирателей.

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных  государствах. Ее основные формы –  президентская и парламентарная республики.

В президентской республике:

1) президент  имеет значительные полномочия  и является одновременно главой  государства и правительства;

2) правительство  сформировывается внепарламентским  путем;

3) жесткое разделение  властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"