Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 38 экзаменационных вопросов по "Теории государства и права".
1. Понятие, предмет и метод теории государства и права
...
38. Классификация норм права

Файлы: 1 файл

Шпора 1-38.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Такая форма  правления существует, например, в  США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.

В парламентарной республике:

1) правительство  формируется на парламентской  основе и ответственно перед  ним;

2) глава государства  выполняет представительские функции,  хотя по конституции его полномочия  могут быть обширными;

3) правительство  занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;

4) президент  избирается парламентом и осуществляет  свою власть с одобрения правительства.

Существуют также  смешанные, гибридные формы правления  – полупрезидентские, полупарламентские республики.

15. Форма государственного  устройства

Форма государственного устройства - это элемент формы  государства, характеризующий  внутреннюю структуру  государства, способ его политического  и территориального деления, обусловливающий  определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

В зависимости от этого  критерия различают  следующие формы.

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства.

В унитарном  государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Конфедерация  - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Кроме названных  форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

16. Политический режим:  понятие и виды

Политический (государственный) режим  – способ функционирования государственной  власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

В зависимости  от особенностей набора методов и  средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

  1. провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
  2. решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
  3. предполагается существование правового государства и гражданского общества;
  4. выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  5. силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
  6. доминируют методы убеждения, компромисса;
  7. политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
  8. гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;
  9. реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

К антидемократическим  режимам относят тоталитарные и  авторитарные режимы.

Основными характеристиками тоталитарного  политического режима являются следующие:

  1. государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
  2. общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;
  3. монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
  4. государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
  5. доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
  6. господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
  7. фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает  фашистский режим, который можно  рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм.

Авторитарный  режим.

Авторитарный  режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном  участии народа.

Основные  характеристики авторитарного  политического режима:

  1. в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
  2. игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
  3. роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
  4. суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
  5. сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
  6. в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
  7. сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";
  8. существует частичный плюрализм;
  9. права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
  10. силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции. 

17. Механизм государства:  понятие и структура

Механизм  государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.

Структура механизма  государства включает в себя:

1) государственные  органы, которые связаны между  собой отношениями соподчинения  и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно-надзорные  органы;

2) государственные  учреждения, которые не обладают  властными полномочиями и специально  не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

3) государственные  организации - это такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

4) государственные  предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственные  служащие (чиновников), специально занимающехся  управлением. В зависимости от  полномочий они могут подразделяться  на следующие виды:

а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.);

б) лица, занимающие должности для непосредственного  обеспечения полномочий вышеназванных  служащих (помощники, консультанты, советники и др.);

 в) лица, занимающие  должности, учреждаемые государственными  органами для исполнения и  обеспечения полномочий этих  органов (референты, специалисты,  руководители структурных подразделений  аппарата и др.);

г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета); 

18. Понятие, признаки  и виды государственных  органов

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа государства:

1) Является самостоятельным  элементом механизма государства;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован  и функционирует на основе  нормативных правовых;

4) выполняет  свойственные только ему задачи  и функции, используя для этого  соответствующие формы и методы;

5) имеет соответствующую  компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций;

6) осуществляет  свою компетенцию тремя способами:

  • принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
  • принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
  • конкретно-организационной деятельностью;

7) состоит из  государственных служащих и подразделений,  скрепленных единством целей,  ради достижения которых образованы;

8) имеет необходимую  материальную базу и финансовые  средства, которые требуются для  осуществления его целей и задач;

9) обладает определенным  правовым статусом, в котором  отражаются положение данного  государственного органа и его  конкретное социальное содержание;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"