Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 38 экзаменационных вопросов по "Теории государства и права".
1. Понятие, предмет и метод теории государства и права
...
38. Классификация норм права

Файлы: 1 файл

Шпора 1-38.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Структура

  1. гражданство
  2. правосубъектность,способность иметь и осуществлять своими действиями гражданские права и обязанности. Составляющими элементами правосубъектности являются правоспособность и дееспособность
  3. основные права, свободы, законные интересы и обязанности
  4. правовые принципы
  5. гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность

Виды правового  статуса. Различают:

а) общий, или  конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус;

г) статус физических и юридических лиц;

д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с  двойным гражданством, беженцев;

е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;

з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом  плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Конституцией. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Специальный, или  родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.).

Индивидуальный  статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина.

28. Права и обязанности  личности: понятие  и классификация

Основные права  и свободы - это закрепленные в Конституции России возможности совершать те или иные действия, избирать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов и потребностей.

Основные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды и мера общественно необходимого поведения граждан  
Основные права, свободы и обязанности являются таковыми не только по форме, будучи закрепленными в Конституции РФ, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных прав, свобод и обязанностей.

Для конституционных  прав, свобод и обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других прав и свобод Эти признаки в своей  совокупности определяют юридическую природу основных прав, свобод и обязанностей.  
Широта и многообразие конституционных прав и свобод обусловливает необходимость их классификации.

Классификация прав и свобод человека и гражданина может  осуществляться по различным критериям.

В зависимости от субъекта их можно подразделить на права и свободы гражданина и права и свободы человека.

В зависимости  от характера субъекта - на индивидуальные и коллективные (групповые).

Можно классифицировать их на основные и дополнительные (конкретизирующие).

Наиболее распространенным критерием в науке конституционного права является содержание прав и  свобод человека и гражданина. В  соответствии с этим критерием все  они делятся на: личные; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина. Как и всякая классификация, эта носит в ряде случаев условный характер. Рассмотрим содержание основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по группам.

29. Правовое государство:  понятие и принципы

Правовое  государство - это  такая форма организации  и деятельности государственной  власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и  их различными объединениями  на основе норм права.

В идее правового  государства можно выделить два  главных аспекта:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение  его прав;

2) ограничение  правом государственной власти.

Из определения  правового государства можно  выделить два главных принципа (две  стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное  обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);

2) наиболее последовательное  связывание посредством права  политической власти, формирование  для государственных структур  режима правового ограничения  (формально-юридическая сторона).

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.

1. Государственную  власть ограничивают сами права  и свободы человека, т.е. реальное  осуществление первого принципа.

2. Среди правоограничивающих  мер особое место занимает  проблема разделения властей. При этом каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система сдержек  и противовесов, установленная в  Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

3. Федерализм  также может внести свой вклад  в дело ограничения государственной  власти.

4. Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни.

5. Взаимная ответственность  государства и личности - это тоже  способ ограничения политической  власти.

Принципами правового  государства, отличающими его от государства неправового, являются:

  1. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  2. наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;
  3. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  4. федерализм;
  5. верховенство закона;
  6. взаимная ответственность государства и личности;
  7. высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
  8. наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.
 
 

30. Понятие и принципы  гражданского общества

Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором  центральное место занимает человек, гражданин, личность.

Гражданское общество – система негосударственных  организаций, объединений учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных  структур, взаимодействующих с официальной  властью на равноправной основе.

Можно указать  ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики  той или иной страны. К ним относятся:

    1) экономическая свобода, многообразие  форм собственности, рыночные  отношения;

    2) безусловное признание и защита  естественных прав человека и  гражданина;

    3) легитимность и демократический  характер власти;

    4) равенство всех перед законом  и правосудием, надежная юридическая  защищенность личности;

    5) правовое государство, основанное  на принципе разделения и взаимодействия властей;

    6) политический и идеологический  плюрализм, наличие легальной  оппозиции;

    7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой  информации;

    8) невмешательство государства в  частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

    9) классовый мир, партнерство и  национальное согласие;

10) эффективная  социальная политика, обеспечивающая  достойный уровень жизни людей 

31. Взаимная ответственность  личности и государства

Взаимная ответственность государства и личности - это тоже способ ограничения политической власти.

В условиях правового  государства личность и властвующий  субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

Этот способ ограничения политической власти выражает нравственно-юридические начала в  отношениях между государством как  носителем власти и личностью  как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут  нарушать его предписания и несут  ответственность за нарушения или  невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

а) ответственность  правительства перед представительными  органами;

б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;

в) импичмент  и др.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения между государством и  личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

32. Соотношение гражданского общества и правового государства

Гражданское общество – это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют  друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

В развитых странах  Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства. Он включает три основных элемента:

  • осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную;
  • создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти;
  • функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители групп и объединений по интересам.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"