Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на 38 экзаменационных вопросов по "Теории государства и права".
1. Понятие, предмет и метод теории государства и права
...
38. Классификация норм права
Структура
Виды правового статуса. Различают:
а) общий, или конституционный, статус гражданина;
б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;
в) индивидуальный статус;
г) статус физических и юридических лиц;
д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;
е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;
ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;
з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
и) статус лиц, работающих
в различных экстремальных
Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.
Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Конституцией. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.
Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.).
Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина.
28. Права и обязанности личности: понятие и классификация
Основные права и свободы - это закрепленные в Конституции России возможности совершать те или иные действия, избирать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов и потребностей.
Основные обязанности
- это установленные государством
и закрепленные в Конституции Российской
Федерации виды и мера общественно необходимого
поведения граждан
Основные права, свободы и обязанности
являются таковыми не только по форме,
будучи закрепленными в Конституции РФ,
но и по содержанию, поскольку они являются
определяющими в отношении всех иных прав,
свобод и обязанностей.
Для конституционных
прав, свобод и обязанностей характерными
являются определенные признаки, свойства,
которые отличают их от других прав
и свобод Эти признаки в своей
совокупности определяют юридическую
природу основных прав, свобод и обязанностей.
Широта и многообразие конституционных
прав и свобод обусловливает необходимость
их классификации.
Классификация прав и свобод человека и гражданина может осуществляться по различным критериям.
В зависимости от субъекта их можно подразделить на права и свободы гражданина и права и свободы человека.
В зависимости от характера субъекта - на индивидуальные и коллективные (групповые).
Можно классифицировать их на основные и дополнительные (конкретизирующие).
Наиболее распространенным
критерием в науке
29. Правовое государство: понятие и принципы
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:
1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;
2) ограничение правом государственной власти.
Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
2) наиболее последовательное
связывание посредством права
политической власти, формирование
для государственных структур
режима правового ограничения
(формально-юридическая
Второй принцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.
1. Государственную
власть ограничивают сами
2. Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. При этом каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.
3. Федерализм
также может внести свой вклад
в дело ограничения
4. Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни.
5. Взаимная ответственность
государства и личности - это тоже
способ ограничения
Принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:
30. Понятие и принципы гражданского общества
Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.
Гражданское общество
– система негосударственных
организаций, объединений учреждений,
институтов, политических партий, профессиональных
и иных союзов, других неправительственных
структур, взаимодействующих с
Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
1)
экономическая свобода,
2)
безусловное признание и
3)
легитимность и
4)
равенство всех перед законом
и правосудием, надежная
5)
правовое государство,
6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
7)
свобода мнений, слова и печати,
независимость средств
8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;
10) эффективная
социальная политика, обеспечивающая
достойный уровень жизни людей
31. Взаимная ответственность личности и государства
Взаимная ответственность государства и личности - это тоже способ ограничения политической власти.
В условиях правового
государства личность и властвующий
субъект (как представитель
Этот способ ограничения политической власти выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и личностью как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях.
Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:
а) ответственность
правительства перед
б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;
в) импичмент и др.
Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
32. Соотношение гражданского общества и правового государства
Гражданское общество – это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.
Гражданское общество
и государство взаимно
В развитых странах Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства. Он включает три основных элемента:
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"