Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка
Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
Кроме того, при толковании права должны учитываться основополагающие юридические принципы, сложившиеся в доктрине и — прямо или косвенно — закреплённые в законодательстве (Lex specialis derogat generali, Lex superior derogat legi inferiori, Lex posterior derogat legi priori и др.).
Распространенная ошибка: вместо "системного" толкования (толкование нормы в системной связи с другими нормами) употребляется "систематическое" толкование - т. е. неоднократное толкование.
Результаты толкования
Результаты толкования в
большинстве случаев
В интерпретационном акте
интерпретатор приходит к одному
из следующих выводов: содержание нормы
адекватно её языковому выражению
(буквальное толкование), содержание нормы
шире её выражения (расширительное или
распространительное
Также, осуществляя толкование,
интерпретатор выступает
Успешность процесса толкования зависит от многих факторов, в том числе, от технико-юридического совершенства текста интерпретируемого акта, уровня профессиональной подготовки интерпретатора и др.
Правопонимание — определённое представление о существе права.
Основополагающей проблемой
теории государства и права является
проблема сущности и социальной природы
права. Современные теории права
не имеет единого понимания
Согласно
теории естественного права (
Два вида
права признают и
В позитивистской
теории правом признаются
В отличие от
позитивистов историческая
Представители
социологической школы права
также полагают, что право не
следует искать в законах или
психологических переживаниях
Принципиально
иную трактовку права, его
Многообразие трактовок
сущности и природы права в
российской юридической
Конституция РФ как основной закон государства
Само понятие «конституция» (лат. constitutio – установление, постановление, указ) означает «установление, учреждение, устройство». В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.
Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.
Первые акты конституционного
типа были приняты в Англии. Однако
исторические особенности ее развития
привели к тому, что в ней
отсутствует конституция в
Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 г.
Конституция – это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором:
учреждаются основные принципы устройства общества и государства;
устанавливаются
принадлежность власти в
закрепляются
признаваемые и охраняемые
1. Как основной закон
государства Конституция РФ в
отличие от других
2. Конституция РФ принята народом и от имени народа. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, конституция может быть принята:
непосредственно народом на референдуме;
парламентом;
конституционным (учредительным) собранием или иным специально формируемым для этой цели органом. Кроме того, конституции могут быть октроированные (т.е. дарованные сверху, например, монархом).
3. Конституцию РФ отличают
особые юридические свойства. Они
характеризуют правовую
Рассмотрим эти качества подробнее.
Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть подчиняются Конституции, праву. Верховенство Конституции проявляется в том, что все государственные органы, общественные объединения, граждане должны в своей деятельности основываться на Конституции, ее положениях, принципах. Кроме того, Конституция имеет верховенство на всей территории государства и все иные правовые акты должны ей соответствовать.
Конституция обладает высшей
юридической силой. Это проявляется
в том, что все законы и иные
акты государственных органов
Конституция как ядро правовой
системы своими положениями способствует
согласованности всего
Особая правовая охрана Конституции РФ – важнейшее условие выполнения всех установленных ею положений и норм. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой и имеют прямое действие (ч. 1 ст.15). Поэтому все государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию. Действие Конституции РФ, кроме того, обеспечивается Президентом РФ, который как гарант Конституции (ч. 2 ст. 80) принимает все необходимые меры в пределах своих полномочий, чтобы обеспечить выполнение требований Конституции РФ, ее положений. Особую роль в правовой охране Конституции РФ играет Конституционный Суд РФ, который, в частности, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ рассматривает и решает дела о соответствии Конституции РФ правовых актов, их отдельных положений. В случае признания их неконституционными они утрачивают силу. Определенную роль в правовой охране Конституции РФ играют также федеральный парламент, который, в частности, заслушивает послания Конституционного Суда РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросами, а также Уполномоченный по правам человека. Его полномочия в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина определяет Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.
4. Конституция РФ как
основной закон государства
Согласно ст. 135 Конституции РФ, положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены парламентом России – Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции (перечень тех, кто имеет право вносить такое предложение, дан в ст. 134 Конституции РФ. Это – Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы) и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом (в настоящее время такой закон пока не принят) созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовали более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей России.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"