Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

 

Кроме того, при толковании права должны учитываться основополагающие юридические принципы, сложившиеся  в доктрине и — прямо или  косвенно — закреплённые в законодательстве (Lex specialis derogat generali, Lex superior derogat legi inferiori, Lex posterior derogat legi priori и др.).

 

 

 Распространенная ошибка: вместо "системного" толкования (толкование нормы в системной связи с другими нормами) употребляется "систематическое" толкование - т. е. неоднократное толкование.

 

Результаты толкования

 

Результаты толкования в  большинстве случаев воплощаются  в интерпретационном акте. Это  может быть как акт нормативный  или правоприменительный компетентного  органа власти (например, судебное решение), иной юридический документ (исковое  заявление, договор), так и текст, не обладающий юридической спецификой (научная или публицистическая статья, заключение эксперта и т. п.).

 

В интерпретационном акте интерпретатор приходит к одному из следующих выводов: содержание нормы  адекватно её языковому выражению (буквальное толкование), содержание нормы  шире её выражения (расширительное или  распространительное толкование), содержание нормы уже её выражения (ограничительное  толкование).

 

Также, осуществляя толкование, интерпретатор выступает одновременно и критиком нормы, то есть устанавливает, соответствует ли толкуемая норма  Конституции, иным законодательным  актам более высокой юридической  силы, не входит ли в противоречие (коллизию) с нормативными актами аналогичной  юридической силы.

 

Успешность процесса толкования зависит от многих факторов, в том  числе, от технико-юридического совершенства текста интерпретируемого акта, уровня профессиональной подготовки интерпретатора и др.

 

  1. Правопонимание: понятие, структура, типы и влияние на юридическую практику.

Правопонимание — определённое представление о существе права.

Основополагающей проблемой  теории государства и права является проблема сущности и социальной природы  права. Современные теории права  не имеет единого понимания сущности права. Наиболее значимыми в истории  политико-правовой мысли являются трактовки  права, данные представителями естественной, психологической, исторической, позитивистской, социологической теорий права, философией права и марксизмом.

 

      Согласно  теории естественного права (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье и др.), в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека.

 

     Два вида  права признают и представители  психологической теории права  (Л.И. Петражицкий). Согласно этой теории право представляет психическую деятельность человека, его правовые, "императивно-атрибутивные" эмоции, чувства, оценки, переживания. Человек чувствует свою волю связанной притязаниями других лиц, ожидающих от него исполнение определенной обязанности.

 

    В позитивистской  теории правом признаются только  правила должного поведения, устанавливаемые  законом и иными нормативно-правовыми  актами, принимаемыми государственными  органами. "Закон есть закон", который нужно исполнять в  любом случае, независимо от психологических  переживаний человека и его  естественных прав. Представители  этой теории весьма негативно  относятся ко всяким попыткам  искать право вне официально  установленных государством нормативно-правовых  предписаний. 

 

    В отличие от  позитивистов историческая школа  (Савиньи, Пухта и др.) понимала право как продукт народного духа, сознания народа, который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам. Образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе. Народный дух определяет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормы права. Наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи. По мнению представителей исторической школы права, каждому народу присущ свой дух и, соответственно, свое правосознание. Поэтому нормы права одного народа не будут годными для других народов и национальностей.

 

      Представители  социологической школы права  также полагают, что право не  следует искать в законах или  психологических переживаниях личности. Право, по их мнению, - это реальная  жизнь, воплощенная в конкретных  решениях в сфере предпринимательской  деятельности, во взаимоотношениях  работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп.  При этом поиск «живого» права  ведется в двух направлениях. Одни авторы считают, что в  обществе существует множество  правовых систем, поскольку государство  не в состоянии предусмотреть  все необходимые для общества  и его компонентов нормы права.  Каждая коллективная общность  людей, будь то спортивный клуб, торговое общество, профсоюзы или  нация, может иметь и имеет  свое право. Представители другого  направления «живое» право видят  в свободе судейского усмотрения  при разрешении конкретных дел.  Разумное и точное решение  юридических казусов представляется  им большим правом, нежели абстрактные  нормы с их абстрактной справедливостью. 

 

      Принципиально  иную трактовку права, его сущности  дают основоположники марксизма.  Рассматривая общество как органически  целостное образование, действующее  и развивающееся по объективным,  независимым от воли людей  законам, К. Маркс и Ф. Энгельс  весьма четко и последовательно  различали право и закон. Право  они понимали как меру свободы  членов общества. Каждый класс  в силу его особого положения  в системе экономических отношений  общества имеет свою меру свободы,  свое право. Но не всякий  класс способен выразить свое  право в системе общеобязательных  норм, в законе.

 

   Многообразие трактовок  сущности и природы права в  российской юридической литературе  нередко рассматривается как  весьма позитивное явление, свидетельствующее  о достаточно высоком уровне  развития правовой науки, и  прежде всего теории права.

 

Конституция РФ как основной закон  государства

Само понятие «конституция» (лат. constitutio – установление, постановление, указ) означает «установление, учреждение, устройство». В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

 

Появление конституций как  основных законов государства связано  с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

 

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней  отсутствует конституция в обычном  понимании этого слова. Иначе  говоря, нет единого акта, регулирующего  как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного  устройства, так и права и свободы  граждан. Современная Великобритания – страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период XIII–XX вв., а  также прецеденты, обычаи (конституционные  соглашения). Все они не связаны  между собой определенной системой и не образуют единого акта.

 

Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон  с внутренней структурой) можно назвать  Конституцию США, принятую в 1787 г. и  действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями  были Конституции Польши и Франции 1791 г.

 

Конституция – это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором:

 

учреждаются основные принципы устройства общества и государства;

 

     устанавливаются  принадлежность власти в государстве  и механизм ее осуществления;

 

     закрепляются  признаваемые и охраняемые государством  права, свободы и обязанности  человека и гражданина.

 

1. Как основной закон  государства Конституция РФ в  отличие от других законодательных  актов имеет учредительный, основополагающий  характер. Она регулирует широкую  сферу общественных отношений,  наиболее важные из них, которые  затрагивают коренные интересы  всех членов общества, всех граждан.  Конституция закрепляет основы  конституционного строя государства,  его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности  человека и гражданина, организацию  и систему государственной власти  и управления, устанавливает правопорядок  и законность. Поэтому конституционные  нормы – основополагающие для  деятельности государственных органов,  политических партий, общественных  организаций, должностных лиц  и граждан. Нормы Конституции  первичны по отношению ко всем  другим правовым нормам. Конституция  учреждает государственный строй,  правовую систему (при этом  может сохраняться в той или  иной степени преемственность  конституционного развития).

 

2. Конституция РФ принята  народом и от имени народа. Как показывает зарубежный и  отечественный опыт, конституция  может быть принята:

 

непосредственно народом  на референдуме;

 

парламентом;

 

конституционным (учредительным) собранием или иным специально формируемым  для этой цели органом. Кроме того, конституции могут быть октроированные (т.е. дарованные сверху, например, монархом).

 

3. Конституцию РФ отличают  особые юридические свойства. Они  характеризуют правовую природу  Конституции и ее особое место в правовой системе. К ним относятся: а) верховенство; б) высшая юридическая сила; в) ее качество как ядра правовой системы, юридической базы законодательства; г)ее особая правовая охрана; д) особый порядок ее принятия и пересмотра, внесения в нее поправок.

 

Рассмотрим эти качества подробнее.

 

Верховенство Конституции  означает, что государство, государственная  власть подчиняются Конституции, праву. Верховенство Конституции проявляется  в том, что все государственные  органы, общественные объединения, граждане должны в своей деятельности основываться на Конституции, ее положениях, принципах. Кроме того, Конституция имеет верховенство на всей территории государства и все иные правовые акты должны ей соответствовать.

 

Конституция обладает высшей юридической силой. Это проявляется  в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней, не могут противоречить Конституции. Строгое и точное соблюдение Конституции  – это наивысшая норма поведения  для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных  органов.

 

Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового  развития и систематизации права. Она  – основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Поэтому Конституция представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его развитие. В ряде случаев Конституция содержит прямые указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ч. 2 ст. 70 Конституции РФ предусматривает, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом).

 

Особая правовая охрана Конституции  РФ – важнейшее условие выполнения всех установленных ею положений  и норм. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой и имеют  прямое действие (ч. 1 ст.15). Поэтому все  государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны  соблюдать Конституцию. Действие Конституции  РФ, кроме того, обеспечивается Президентом  РФ, который как гарант Конституции (ч. 2 ст. 80) принимает все необходимые  меры в пределах своих полномочий, чтобы обеспечить выполнение требований Конституции РФ, ее положений. Особую роль в правовой охране Конституции  РФ играет Конституционный Суд РФ, который, в частности, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ рассматривает  и решает дела о соответствии Конституции  РФ правовых актов, их отдельных положений. В случае признания их неконституционными они утрачивают силу. Определенную роль в правовой охране Конституции РФ играют также федеральный парламент, который, в частности, заслушивает послания Конституционного Суда РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросами, а также Уполномоченный по правам человека. Его полномочия в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина определяет Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.

 

4. Конституция РФ как  основной закон государства характеризуется  стабильностью, которая обеспечивается  особым порядком ее принятия  и изменения.

 

Согласно ст. 135 Конституции  РФ, положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены парламентом  России – Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции (перечень тех, кто имеет право вносить такое предложение, дан в ст. 134 Конституции РФ. Это – Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы) и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом (в настоящее время такой закон пока не принят) созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовали более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей России.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"