Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

 

Согласно этой теории, в  мире существуют "высшие" расы, которые  призваны господствовать, и "низшие", которым самой природой предназначено  находиться в подчинении у "высших" рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.

 

Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего развития и даже практического применения она достигла в средние века - в период расцвета колониализма и  в первой половине XX в. - в период появления в Европе фашизма. Сначала "цивилизованные" страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и захвата их земель, а затем одни "цивилизованные" страны (фашистские Германия и Италия, милитаристская Япония) оправдывали с помощью расовой теории развязанную ими войну против других "цивилизованных" и "нецивилизованных" стран.

 

Идеи, лежавшие в основе расовой  теории, широко использовались в по­слевоенный период в ходе ведения "холодной войны" между США и СССР.

 

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она  не используется больше как официальная  или даже полуофициальная идеология. Но как "научная", академическая  доктрина, она имеет хождение в  западных странах и в настоящее  время.

 

Инцестная (половая) теория

 

Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении  человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении  государства (Леви-Стросс)

 

Спортивная

 

Возникновение государства  напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а  также спорта в целом (Ортега X. Гассет)

 

Диффузная

 

Государство возникает в  результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как  результат распространения опыта  государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер).

 

Теория специализации

 

Государство - это результат  возникновения специализации в  сфере управленческой (политической специализации), которая имело место  наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией)

 

Другие теории

 

Помимо перечисленных, существуют и другие теории происхождения государства.

 

Современные теории западных политологов исходят из новых  социально-экономических, политических, научно-технических, международных  и иных условий. Среди них наиболее распространенные:

 

- теория элит (В. Парето, Г. Моска, Ч. Р. Миллс и др.).

 

- технократические теории (Р. Арон, Д. Гелбрейт и др.).

 

- теория плюралистической  демократии,

 

- теория государства всеобщего  благоденствия,

 

- теория социального и  правового государства,

 

- теория солидаризма,

 

- теория конвергентного  государства,

 

- теория мирового государства  и правительства и др.

 

Рассматривая все концепции (теории) возникновения государства  можно отметить положительные стороны  и недостатки каждой из них, являющиеся результатом субъективного подхода  их представителей к процессам развития общества и государства.

 

Существует определенное научное согласие относительно характеристики предпосылок образования государства, среди которых выделяются экономические, экологические, демографические, психологические, идеологические, внутренние и внешние  факторы. Экономические факторы связаны с неолитической революцией, переходом к производящему хозяйству; экологические – с определенными видами хозяйственной деятельности (например, ирригация); психологические – с образом жизни отдельных наций (например, кочевой – у цыган); идеологические – влияние религии (например, современный Иран); внешние – с угрозами обществу, исходящими из вне, а также с опытом развития других стран.

 

  1. Место и роль государства в политической системе общества

Государство занимает главное  место в политической системе  общества, это обусловлено рядом  обстоятельств:

 

— государство — это  единственная полновластная организация  в масштабе всей страны, которая  охватывает все население, проживающее  на его территории;

 

— государство — официальное  лицо (представитель) внутри страны и  на международной арене;

 

— определяет основные направления  развития общества, располагает особым аппаратом, влияние которого обеспечивается принудительной силой, наделено особыми  юридическими средствами воздействия  на общественные отношения, которыми не располагает никто другой;

 

— государство обладает суверенитетом, верховенством по отношению  кдругим властям внутри страны.

 

Государство — главное  звено в политической системе:

 

— центральный аппарат  государственной власти (глава государства, правительство, парламент, Верховный  суд), образует высший уровень политической системы, здесь принимаются нормативные  акты, которые определяют правовое положение и механизм действия всех элементов политической системы;

 

— аппарат управления и  другие органы власти на местах образуют средний уровень политической системы, который является связующим звеном между высшим уровнем политической системы и обществом;

 

— нижний уровень политической системы — это массовый уровень, который составляют политические группировки, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием.

 

Государство как политическая организация имеет открытые и  теневые структуры, которые призваны решать политические задачи гласными и негласными методами.

 

Теневые структуры в решения  государственных задач используют негласные методы деятельности. Иногда официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции.

 

Необходимость теневых элементов  и функций на внешнем и среднем  уровнях обусловлены наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе.

 

Политическое общество в  целом играет роль арбитра, так как  стремится контролировать деятельность государственного аппарата. Наибольшее влияние на государственную политику оказывают партии — политический инстумент овладения государственной властью и осуществления политики в интересах определенных групп населения. Профсоюзы — это организация, защищающая профессиональные интересы трудящихся по отношению к государству. В условиях демократического режима профсоюзы выдвигают экономические требования. Взаимоотношения государства с профсоюзами строятся при отсутствии государственного руководства. Профсоюзы имеют свои функции, обеспечивающие защиту интересов трудящихся.

 

Определенную роль в политической системе играет церковь, как социальный институт, занимающийся духовной деятельностью. Церковь неполитическая организация, которую конституция исключает  из политической системы (ст. 14 Конституции  РФ 1993 г.), но она прямо и косвенно пользуется своим духовным влиянием на политическую жизнь и таким  образом фактически является элементом  политического общества.

 

Таким образом, государство  и по вертикали и по горизонтали  тесно взаимодействует со всеми  элементами политической системы общества.

 

  1. Место Теории государства и права в системе юридических и социальных наук

Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что они изучаются многими  юридическими науками. Последние изучают  те или иные стороны, элементы и черты  государственно-правовой действительности в определенном аспекте, на определенном уровне. Право и государство как  сложные социальные феномены имеют  в своем составе большое количество разнокачественных компонентов  и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В зависимости  от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций или  их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки.

 

Весь комплекс юридических  наук, по достаточно устоявшейся в  науке схеме, делится на три большие  группы: фундаментальные историко-теоретические, отраслевые и специальные юридические  науки. Действующая в настоящее  время классификация юридических  наук, утвержденная Высшей аттестационной комиссией страны, предусматривает  следующие разделы:

 

1) теория и история  государства и права, история  политических и правовых учений;

 

2) государственное право  и управление, государственное строительство,  административное право, финансовое  право;

 

3) гражданское право, семейное  право, гражданский процесс, международное  частное право;

 

4) хозяйственное право,  арбитражный процесс;

 

5) трудовое право, право социального обеспечения;

 

6) сельскохозяйственное  право, земельное, водное, лесное  и горное право, экологическое  право;

 

7) уголовное право и  криминология, уголовно-исполнительное  право;

 

8) уголовный процесс и  криминалистика;

 

9) международное право;

 

10) судоустройство, прокурорский  надзор, адвокатура.

 

Здесь отдельные науки  сведены в группы по некоторым  родственным признакам.

 

Существуют и иные классификации, носящие так или иначе следы  быстро меняющегося времени или  субъективных представлений авторов. Некоторые из них, например, включают в историко-юридический цикл римское  и мусульманское право, а хозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное  право, трудовое право и др.) отделяют от гражданско-правового цикла (гражданское  право, семейное право и др.). Здесь  нет особой необходимости приводить  различные точки зрения. Ясно одно: никакие детальные подразделения  юридических наук не смогут адекватно  отразить весьма динамичную картину  современной жизни, для которой  характерно не только выделение научных  направлений, но и становление отраслей, подотраслей права, комплексных отраслевых образований и в то же время отпадение и самоликвидация других направлений отраслевой юридической науки. В самом деле, специализация научного знания, развитие тех или иных процессов вызвали к жизни такие отрасли, как космическое, атомное, компьютерное право. Неблагополучное положение с охраной окружающей среды вынудило научное сообщество заняться разработкой экологического, природоохранительного права. Политическая линия, направленная на развитие рыночных отношений, побуждает юристов заниматься коммерческим, налоговым, биржевым правом и т.п. Появление новых или усложнение существовавших правовых явлений (ипотека, залог, траст, приватизация, коммерциализация и т.д.), новых субъектов права (банки, акционерные общества, коммерческие структуры и т.д.), расширение сферы гражданского оборота, увеличение прав граждан и т.п. привлекают внимание правоведов, юристов-практиков и стимулируют проведение научных изысканий и появление на древе юридического знания новых ветвей-направлений.

 

Отраслевые и специальные  юридические науки занимаются исследованием, как правило, какой-либо одной области, направления или сферы государственной  или правовой жизни. В отличие  от них теория права и государства  занимается общими специфическими закономерностями развития права и государства. Теория права и государства выступает  своеобразным резервуаром, в который  могут «погружаться» или вновь  «всплывать» некоторые юридические  дисциплины общего или «стыкового»  характера. Так, философские, политические и социологические аспекты познания общих закономерностей права  и государства в советский  период были интегрированы в единой науке - теории государства и права. Однако в последнее время появляются основания для выделения из этой общей основы самостоятельных дисциплин: политической науки, философии права, социологии права, энциклопедии права.

 

Изучая право и государство  в целом, государственно-правовая теория не ограничивается анализом опыта какой-либо страны или отдельного региона, или  направления государственно-правовой жизни, а на основе изучения права  и государства различных исторических эпох, всех областей и направлений  государственно-правовой действительности определяет общие и специфические  закономерности их развития, основные признаки и существенные характерные  черты. Сама «логика дела» выделяет общую теорию права и государства  в системе юридических наук как  самостоятельную научную отрасль  знания, ибо в реальной жизни действуют  объективные государственно-правовые закономерности, наиболее существенные их связи и отношения, выступающие  общими, присущими всем явлениям данного рода. Без их познания невозможно глубокое усвоение всего того, что изучают отраслевые и специальные юридические науки. Так, без общего научного понятия сущности, содержания и формы права, отрасли и института права, системы и систематики права, нормы права и правоотношения и т.п. ни одна отрасль юридической науки не сможет эффективно развиваться, рассчитывая на социально значимые результаты. Без знания общих вопросов правомерного поведения, правонарушений и юридической ответственности и законности нельзя надеяться на успех в борьбе с преступностью, особенно с ее наиболее сложными и организованными формами. Без фундаментальных понятий о сущности и ее проявлениях, содержании и формах государства, его структуре, социальной роли и назначении невозможно выяснить особенности государств различных исторических типов, различных этапов его развития, сформулировать задачи и направления формирования основ демократического социального правового государства и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"