Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

 

Общая теория права и государства  по отношению к отраслевым и специальным  юридическим наукам выступает наукой обобщающей, имеющей руководящее, направляющее, методологическое значение. Она нужна  для разработки специальных, достаточно узких проблем, стоящих перед  отраслевыми и специальными юридическими науками. Общая теория права и  государства обобщает, синтезирует  и систематизирует выводы отраслевого  знания, включая их в арсенал собственных  научных идей. Это не означает, что  выводы теории сводятся к совокупности последних.

 

Замечено, что любая теория несет в себе методологическую нагрузку, тем большую, чем выше уровень  теории. Это со всей убедительностью  относится к теории права и  государства, ибо последняя выступает не как механический итог знаний, накопленных частными науками. Государственно-правовая теория связана с практикой не только через отраслевые и специальные дисциплины, но и непосредственно. Вместе с тем, если отраслевые науки делают упор на современную государственную практику, на действующее право, то общая теория права и государства отнюдь не ограничена в пространстве и во времени в своих исследованиях. Поэтому интеграция данных всех юридических наук приводит к их взаимному обогащению, а картина государственно-правовой действительности становится более верной и целостной. В конечном счете решение многочисленных проблем юридической практики, реформирование общественных отношений, обеспечение законности действий разнообразных субъектов права, совершенст­вование работы механизма правового регулирования - а видимо, в этом и состоит задача любой науки - получают адекватное, объективно-научное обоснование.

 

Таким образом, теория права  и государства - это общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознания и государства  вообще, о типах права и государства, в частности об их классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах.

 

  1. Местное самоуправление в современной России.

Местное самоуправление —  система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной  собственностью, исходя из интересов  всех жителей данной территории.

Правовые основы

 

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

 

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • Европейская хартия местного самоуправления,
  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

Компетенционные основы

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

 

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы  местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также  полномочия органов государственной  власти по решению вопросов местного значения.

 

Кроме того, федеральный  закон допускает наделение органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Формы осуществления

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

 

Формы участия населения  в осуществлении местного самоуправления:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
  • голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
  • сход граждан
  • другие формы

 

Формы непосредственного  осуществления населением местного самоуправления:

  • правотворческая инициатива граждан
  • территориальное общественное самоуправление
  • публичные слушания
  • собрание граждан
  • конференция граждан (собрание делегатов)
  • опрос граждан
  • обращения граждан в органы местного самоуправления
  • наказы избирателей
  • другие формы

Территориальные основы

 

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

 

В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

муниципальный район —  несколько городских и/или сельских поселений 

сельское поселение —  один или несколько сельских населенных пунктов

городское поселение —  один город или поселок городского типа с прилегающими населенными  пунктами сельского или городского типа

городской округ — городское  поселение, не входящее в состав муниципального района

внутригородская территория города федерального значения — часть  территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

 

Границы и статус муниципальных  образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной  реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных  образований установлен Федеральным  законом.

Организационные основы

 

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом  муниципального образования, входят следующие  органы и должностные лица местного самоуправления:

  • представительный орган муниципального образования
  • глава муниципального образования
  • местная администрация
  • контрольный орган муниципального образования
  • иные органы местного самоуправления

 

В соответствии с федеральным  законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

представительный орган  избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации  назначается по контракту

представительный орган  избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию

представительный орган  избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет  представительный орган, глава местной  администрации назначается по контракту

 

В муниципальном районе допускается  такой вариант структуры органов  местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется  из глав и делегатов представительных органов поселений.

 

В сельских поселениях глава  муниципального образования может  независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования  является главой местной администрации  и избирается населением, а функции  представительного органа осуществляются сходом граждан.

 

Экономические основы

 

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся  в муниципальной собственности  имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права  муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным  имуществом. В соответствии с Гражданским  кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные  предприятия и учреждения.

 

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет (местный бюджет). К собственным  доходам местного бюджета могут  относиться:

  • средства самообложения граждан
  • доходы от местных налогов и сборов
  • доходы от региональных налогов и сборов
  • доходы от федеральных налогов и сборов
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
  • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
  • добровольные пожертвования
  • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
  • иные законные поступления.

 

Закон устанавливает возможность  выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов  и городских округов путем  предоставления дотаций из регионального  фонда финансовой поддержки муниципальных  образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

 

Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные  учреждения могут выступать заказчиками  на поставки товаров, выполнение работ  и оказание услуг, связанных с  решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных  полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные  образования вправе привлекать заемные  средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

  1. Законодательный процесс в Российской Федерации

Законодательный процесс - регламентированный Конституцией РФ, законами и иными  нормативно-правовыми актами процесс  внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и  вступления в действие законов.

 

 Конституцией РФ и  регламентами палат Федерального  Собрания РФ предусмотрены следующие  стадии законодательного процесса:

 

1. Внесение законопроекта  — законодательная инициатива.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"