Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

 

Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и  взаимообусловлены.

 

Представить в полной мере сущность культуры нельзя, не раскрывая  ее логическую структуру, юридические  понятия и категории, оценки (оценочные  суждения) и деонтические правовые модальности. Юридические понятия и категории составляют рациональную сторону правовой культуры личности, выражая достигнутую ею степень знаний и понимания правовых явлений. С этих позиций правовая культура представляет собой определенную сумму объективных по своему содержанию знаний.

 

Правовые понятия служат (хотя далеко не всегда) основой формирования оценочной стороны культуры личности Оценочный момент, органически присущий правовой культуре, не только позволяет  понять ее роль в правовом регулировании  как фактора, обеспечивающего поддержание  прогрессивных правовых норм, но и  способствует отмене устаревших регуляторов, формированию новых, соответствующих  высокому технико-юридическому и идейно-теоретическому уровню.

 

В правовой культуре индивида также присутствуют специальные  элементы ее логической структуры –  нормативные суждения или деонтические модальности, включающие такие модальные операторы, как «обязательства», «разрешено», «запрещено». Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности.

 

В правовой культуре личности можно выделить три категории, которые  находятся в неразрывном единстве: идейно-теоретические правовые представления, позитивные правовые чувства и творческую деятельность индивида в правовой сфере. Первая – это система взглядов на действующее или желаемое право, явления, на правовую жизнь в целом.

 

В теоретическом, системном  выражении правовые представления  составляют правовую теорию, которая  выступает ведущей стороной правовой культуры. Позитивные эмоциональные  отношения личности к праву и  правовым понятиям представляют собой  правовое чувство, которое вместе с  настроением, психологическим складом, привычками и традициями в сфере  действия права составляют социально-правовую психологию. Позитивное ее проявление и выступает элементом правовой культуры.

 

Содержание юридической  культуры определяет модель правокуль-турной личности. Такая модель предполагает характеристику: а) фактического правового и правозначимого поведения личности; б) ее отношения к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, признания уважительного отношения к правам другого человека; в) привычки к правомерному поведению;

 

г) гражданско-правовой активности.

 

Обладая высокой правовой культурой, гражданин в состоянии  свободно себя ориентировать, исходя из признания социальной ценности права  и собственного избранного поведения. В наше время это особенно важно, поскольку, с одной стороны, еще  существуют многие морально устаревшие, не отвечающие интересам правового  государства и гражданского общества юридические правила, а с другой – появилась угроза нарушения  закона под прикрытием демагогических рассуждений о демократии.

 

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько  специфических функций – познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализа-торскую, коммуникативную и прогностическую.

 

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической  и организаторской деятельностью  по формированию правового государства  и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить  человека в центр общественного  развития, создать ему достойные  условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего  развития. Эта функция связана  с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность доброта и милосердие, моральный  самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

 

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

 

Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и  с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения  могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и  слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства.

 

Правовая культура может  обеспечивать социальное сплочение  людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения  в юридической сфере.

 

Регулятивная функция  реализуется через правовые и  другие социальные нормы. Благодаря  этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и  идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности  в эти отношения.

 

Ценностно-нормативная функция  правовой культуры выражается с помощью  системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

 

Указанная функция проявляется  и при изучении оценочного отношения  личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение  окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении»  индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования  путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценке подвергается правовая реальность в самом широком  диапазоне – от конкретной юридической  ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения  граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

 

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча на

 

селения, оказанию ему юридической  помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

 

Правовая культура выполняет  и коммуникативную функцию. Обеспечивая  общение граждан в юридической  сфере, она существует через это  общение и влияет на него. Здесь  имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение»  с лицами, принадлежащими к прошлым  поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

 

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.

 

  1. Монархическая форма правления: понятие и виды.

Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Признаки  монархии

 

Основными признаками классической формы правления являются:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
  • как правило наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;
  • монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
  • юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

Во многих случаях государства, традиционно считающиеся монархическими, не удовлетворяют перечисленным  признакам. Более того, в некоторых  случаях трудно провести границу  между монархией и республикой. Такие выборные монархии как Рим  периода принципата и Речь Посполитая сохраняли республиканские институты. Император, первоначально, — республиканская чрезвычайная магистратура, а само название Речь Посполитая дословно переводится как «республика».

Виды монархий

Абсолютная монархия —  монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а  воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

Конституционная монархия —  монархия, при которой власть монарха  ограничена конституцией, неписаным  правом или традициями. Конституционная  монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в  настоящее время существует в  Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее  время Великобритания, Дания, Швеция).

Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью  и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед  парламентом, который обладает большей  властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может  различаться).

Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

Преимущества  и недостатки

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

  • Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;
  • Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.
  • Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

 

По сравнению с республикой  выделяют также следующие преимущества:

  • Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
  • Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
  • При монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;
  • При монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;
  • По сравнению с республиканской диктатурой выделяют также следующие преимущества:

После смерти монарха практически  всегда известен преемник, что снижает  риск политических потрясений.

Недостатками монархии называют:

  • Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства.
  • Монархом может стать человек, дела государства для которого совершенно не интересны, а также ребёнок или психический больной
  • Монархия зависима от своего окружения, которое становится фактически не зависимым от закона, а подчиняется лишь воле монарха.
  • Смерть бездетного монарха зачастую означает тяжёлый политический кризис с длительными распрями и политической борьбой, примером такого кризиса служит Смутное время 1598—1613 года в России.
  • Положение абсолютной монархии над законом делает остальных людей бесправными, фактически народ зависим лишь от воли монарха.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"