Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

 

Принцип разделения властей  относится не только к организации  государственной власти на федеральном  уровне, но и к системе органов  государственной власти субъектов  Федерации.

 

Президент Российской Федерации  — глава государства, то есть должностное  лицо, занимающее высшее место в  системе органов государственной  власти. Президент РФ не относится  ни к одной из трех ветвей государственной  власти. Выполняя задачи, возложенные  на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

 

Федеральной Собрание РФ —  парламент Российской Федерации  — является представительным и законодательным  органом Российской Федерации. Таким  образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

 

Правительство Российской Федерации  является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который  осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью  в стране. В состав Правительства  РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом  России с согласия Государственной  Думы.

 

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным  принципом разделения властей является самостоятельной и действует  независимо от законодательной и  исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.

 

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в

 составе Российской  Федерации) и уставные (в других  субъектах Российской Федерации)  суды со­

 ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя­

 тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­

 водства.

 

2. Суды общей юрисдикции  являются второй ветвью судебной  власти. Они осуществляют уголовное,  гражданское, административное и  иные виды судопроизводства. Возглавляет  их Верховный Суд РФ. Судами  среднего звена являются суды  субъектов Федерации. Районные  суды в пределах своей компетенции  рассматривают дела в качестве  суда первой и второй инстанции  и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным  законом. Они являются непосредственно  вышестоящей судебной инстанцией  по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего  судебного района.

 

3. Третьей ветвью судебной  власти являются арбитражные  суды, которые рассматривают экономические  споры (о заключении и прекращении  договоров, о признании права  собственности, о банкротстве,  о возврате из бюджета денежных  средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

Орган государства обладает определенными специфическими признаками, которые позволяют глубже понять механизм государства в целом.

 

1. Орган государства формируется  по воле государства и действует  по его поручению.

 

2. Орган государства образуется  в порядке, установленном законом.

 

3. Орган государства обладает  властными полномочиями, т. е.  возможностью и способностью  осуществлять государственную власть, принимать значимые для общества  решения и обеспечивать их  реализацию.

 

4. Виды и формы деятельности, осуществляемые государственными органами, устанавливаются в законодательном порядке.

 

5. Каждый орган государства  наделен собственной компетенцией, т. е. кругом и объемом полномочий  и обязанностей, и сообразно своей  компетенции выполняет свойственные  ему функции.

 

6. Органы государства  обладают относительной экономической  и орагнизационной самостоятельностью и обособленностью; в тоже время они тесно взаимодействуют между собой.

 

7. Орган государства имеет  определенную внутреннюю структуру.

 

8. Он располагает необходимыми  материальными и организационными  средствами для осуществления  своих функций.

 

9. Государственный орган  состоит из государственных служащих, находящихся в определенных правоотношениях  между собой и органом государства.

 

Государственные органы классифицируются по разным основаниям.

 

1. По порядку создания  государственные органы делятся  на:

 

а) избираемые на свободных выборах населением (парламент, президент);

 

б) назначаемые каким-то другим органом или должностным лицом (правительство);

 

в) создаваемые в порядке  престолонаследия (монарх).

 

2. По характеру компетенции  выделяют органы:

 

а) общей компетенции, решающие широкий круг вопросов (парламент, правительство);

 

б) специальной компетенции, специализирующиеся на деятельности в  одной сфере общественной жизни, выполнении одной функции (министерство культуры, министерство образования).

 

3. По объему властных  полномочий органы государства  подразделяются на:

 

а) высшие, полномочия которых распространяются на всю территорию данного государства (правительство, парламент);

 

б) высшие органы субъектов  федерации (этот вид органов имеется  в федеративных государствах, состоящих  из отдельных самостоятельных субъектов);

 

в) местные органы (этот вид  органов не во всех странах входит в систему государственной власти. Так, в РФ и Великобритании они являются органами местного самоуправления).

 

4. По территориальной  юрисдикции выделяют государственные  органы:

 

а) федеральные (например, Правительство  РФ);

 

б) субъектов федерации (например, правительство Ростовской области);

 

в) местные (например, налоговая  инспекция города, района).

 

5. По способу принятия  решений государственные органы  делятся на:

 

а) коллегиальные (коллективные), принимающие решения большинством голосов посредством голосования (парламент, высшие суды);

 

б) единоначальные, где решение принимается единолично руководителем (президент, министерства).

 

6. По длительности действия  различают:

 

а) постоянные органы, образование  которых предусмотрено конституциями  государств, и функционирующие на постоянной основе (парламенты, правительство, верховные суды);

 

б) временные органы, формирование которых обусловлено чрезвычайными  обстоятельствами, например военным  положением.

 

7. По характеру выполняемых  задач выделяют:

 

а) законодательные органы (парламент);

 

б) исполнительно-распорядительные (правительство, министерства, ведомства);

 

в) судебные;

 

г) контрольные органы (прокуратура, таможенные органы).

  1. Органы исполнительной власти в РФ.

 

Место органов исполнительной власти в механизме государства  – выполнение правоприменительных, оперативно-исполнительных, функций. Органы государственного управления - это  исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную  работу по государственному управлению общественными процессами в интересах  общества или его части (политическими  силами, стоящими у власти).

Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами государственной власти. Во исполнение законов ей предоставлено  право активных действий, а также  право принятия подзаконных нормативных  актов. Это наиболее разветвленные  и многообразные органы. "Силовые" органы, являющиеся частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а потому постоянно  находятся под пристальным вниманием  со стороны политических сил и  общественности, стремящихся не допустить  чрезмерного ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства) содействуют свободной  экономике и росту благосостояния, но не должны ограничивать право частной  собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от органов исполнительной власти зависит  практическая реализация принципа социальной справедливости и государственной  поддержки культуры.

В пределах своей компетенции  органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального  функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных  правовых актах.

В Российской Федерации государственное  управление, согласно ст. 110 п.1 Конституции  РФ, осуществляет Правительство, состоящее  из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом  России с согласия Думы. Этот принцип  является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при  назначении Президенту придется считаться  с парламентским большинством. Правительство  Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет  полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической  политики. Осуществляет меры по обороне  страны и защите прав населения.

В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной деятельности не подотчетны и неподконтрольны  органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними. Вся система органов исполнительной власти действует под руководством Президента РФ, являющегося одновременно и главой исполнительной власти.

Функции государственного управления в субъектах федерации принадлежит  различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами  администраций, председателями правительства).

Государственное управление на местах осуществляется посредством  либо назначаемых центром местных  органов исполнительной власти (местной  администрации), либо выборных органов  местного самоуправления.

Роль исполнительной власти особенно важна и заметна там, где проводятся реформы, совершается  переход от тоталитаризма к демократии. В этих условиях судьба реформ в  основном оказывается в руках  исполнительной власти, что предопределяет необходимость в ее усилении и  гарантиях независимости. Конституционно-правовые институты закрепляют эту общественную необходимость.

Кроме того, исполнительная власть повсеместно обнаруживает тенденцию  к разрастанию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу, что создает необходимость общественного  контроля над ее деятельностью.

 

  1. Понятие и стадии механизма правового регулирования.

Механизм правового регулирования  — это система правовых средств, которые организованы наиболее последовательным образом в целях преодоления  препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права, правовых отношений.

 

Вообще, правовое регулирование  призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивать при этом реализацию позитивных интересов субъектов  права, правовых отношений. В рамках данного процесса встречаются различные  препятствия, которые можно классифицировать следующим образом:

 

1) препятствия, которые  поддаются управлению, и препятствия,  не поддающиеся управлению;

 

2) препятствия, которые  выражаются в наличии конкурирующих  в управлении моментах, и препятствия,  выражающиеся в отсутствии таковых  моментов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"