Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

 

4.           прецедент – нормативная идея, заложенная в обосновании решения  государственного органа и ставшая  образцом для рассмотрения аналогичных  дел в других государственных  органах.   При прецедентной  форме права судебные (а иногда  и административные) органы фактически  обладают властью создавать новые  правовые нормы. Право в подобных  случаях неизбежно отличается  крайней сложностью и запутанностью,  что, безусловно, может облегчать  произвол со стороны недобросовестных  должностных лиц. В силу разных  причин теория и практика социалистического  типа права не признавали и  не признают прецедентную форму  права. Официальная доктрина стояла  на позиции - при режиме социалистической  законности судебные и административные  органы должны применять право,  а не творить его 20. Традиции, конечно, сильно довлеют над  умами. Но надо разобраться  - такая ли уж отсталая это  форма права? Англия до сих  пор не без успеха использует  ее. Без сомнения, в ней есть  и положительные моменты. Надо  изучить - в каких сферах, при  каких условиях ее можно использовать  в современной России.

 

  1. нормативно-правовой акт – это содержащий формализованную норму права, принятый в особом процессуальном порядке официальный документ, специально предназначенный для нормативного регулирования общественных отношений.   Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это тот резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах. Кратко, нормативный акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы права.
  2. Понятие и виды общественных объединений в РФ.

Право граждан Российской Федерации на объединение, включая  право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 Конституции Российской Федерации, устанавливающей также, что свобода деятельности объединений  гарантируется.

 

Аналогичные нормы включены в конституции и уставы подавляющего большинства субъектов Российской Федерации, а также положения  о защите прав и свобод человека и гражданина, к которым, естественно  принадлежит и право граждан  на объединение.

 

Систему законодательства об общественных объединениях образуют Закон  Российской Федерации «Об общественных объединениях», законы об отдельных  видах общественных объединений. Например, уже действуют Законы Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»*, от 17 августа 1995 года «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях»,** от 26 мая 1995 года «О государственной  поддержке молодежных и детских  общественных объединений»;***

 

от 8 декабря 1995 года «О некоммерческих организациях»,**** в котором, в частности, регламентируются отношения таких  организаций с орга­нами государственной власти; от 24 мая 1996 года «О товариществах собственников жилья»***** и др.

Деятельность отдельных  общественных объединений регламентируется законами, действующими в определенных сферах. Например, в Законе Российской Федерации от 2 декабря 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»****** одна глава посвящена общественным объединениям инвалидов.

 

Закон об общественных объединениях включает в эту систему без  достаточных оснований Гражданский  кодекс РФ, поскольку кодекс есть акт  особого рода. Он содержит немало принципиальных положений относительно общественных объединений как субъектов гражданского права, но в общем это не специальный закон о таких объединениях.

 

Надо также иметь в  виду, что пока не изданы законы о  большинстве отдельных видов  общественных объединений. Их деятельность до принятия таких законов регулируется Законом об общественных объединениях.

 

Действие этого закона распространяется на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных  организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими  некоммерческих союзов (ассоциаций). В  сферу его действия попадают также  некоторые структуры иностранных  некоммерческих неправительственных  объединений, созданных на территории Российской Федерации.

 

В рассматриваемом законе общественное объединение определяется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное  по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для  реализации общих целей, указанных  в уставе общественного объединения.

 

Право граждан на создание общественных объединений реализуется  как непосредственно путем объединения  физических лиц, так и через юридических  лиц — общественные объединения. Такие же лица являются учредителями и членами общественного объединения.

 

Все общественные объединения  имеют характерные для них  черты:

 

а) образуются физическими  и юридическими лицами на добровольной основе;

 

б) в силу своей природы  не обладают государственно-властными  полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;

 

в) действуют от своего имени;

 

г) не являются коммерческими  организациями, преследующими в  качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

 

Общественные объединения  могут быть разделены на виды по различным критериям.

 

В зависимости от организационно-правовых форм различаются:

 

общественная организация  — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов  и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами такой организации  могут быть, как правило, физические и юридические лица;

 

общественное движение —  состоящее из участников и не имеющее  членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели;

 

 

общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов. Он представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества  на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно-полезные цели;

 

общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью  оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих  уставным целям такого объединения;

 

орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан  по месту жительства, работы или  учебы. Его решение направлено на удовлетворение неограниченного круга  лиц, чьи интересы связаны с достижением  уставных целей и реализацией  программы органа общественной самодеятельности по месту жительства;

 

союзы (ассоциации) могут  создаваться вышеназванными общественными  объединениями на основе учредительных  договоров (или уставов), образуя  новые общественные объединения.

 

В зависимости от формального  способа их легализации общественные объединения подразделяются на объединения, получившие го­сударственную регистрацию, и организации, действующие без такой регистрации. Зарегистрированное общественное объединение приобретает статус юридического лица, а его орган — правомочия по осуществлению прав и обязанностей в соответствии с уставом.

 

Незарегистрированное общественное объединение не. приобретает прав юридического лица. Но оно является в частности субъектом административного права.

 

В зависимости от территориальной  сферы деятельности общественные объединения  бывают общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

 

Общероссийские — действующие  на территории более половины субъектов  Российской Федерации и имеющие  там свои структуры;

 

межрегиональные — действующие  на территории менее половины субъектов  Российской Федерации, имея там свои структуры;

 

региональные — действующие  в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

 

местные — действующие  в пределах территории органа местного самоуправления.

 

Разумеется, что в данном случае имеются в виду территориальные  границы деятельности общественного  объединения в соответствии с  его уставными целями.

 

В зависимости от принципа организации общественные объединения  делятся на основанные на членстве и не имеющие членства. Члены объединений имеют права и несут обязанности в соответствии с уставом объединения. Участники общественного объединения, не имеющего членства, принимают участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.

 

  1. Понятие и виды пробелов в праве.

Пробел в праве —  это отсутствие в праве нормы, при помощи которой необходимо решать конкретные жизненные ситуации, требующие  правового регулирования.

 

Следует отметить, что в  советском праве термин «пробел  в праве», как правило, не употреблялся. Говорилось об отсутствии нормы, регулирующей данные или сходные с ними отношения. Связано это с тем, что советское  право считалось совершенным  и превосходящим всякое другое не только по своей сущности, но и по своей эффективности, адекватности объективной реальности. В связи  с этим считалось, что всякие проблемы, связанные с отсутствием определенных норм, быстро устраняются советскими законодателями.

 

Отличительная черта пробела  в праве в том, что те фактические  обстоятельства, в отношении которых  отсутствует конкретное нормативное  предписание, в общем и целом  правом урегулированы: законодатель выразил  здесь свою волю через урегулирование аналогичных обстоятельств, через  общие нормы права, общие и  отраслевые правовые принципы. Таким  образом, пробелы представляют собой  своего рода «пропуски» в правовом пространстве, в ткани юридических  норм, которые нежелательны и в  принципе должны быть исключены из общего правила адекватного правового  регулирования социальной сферы.

Причины появления пробелов

 

Они могут быть объективные  и субъективные.

 

Объективные, если в момент принятия соответствующих норм права  не существовало тех отношений, которые  впоследствии заявили о себе в  качестве нуждающихся в правовом регулировании.

 

Примеры. УК РСФСР 1960 г. не устанавливал ответственность за угон воздушного судна, так как Советское государство  в то время не знало такого вида преступлений. То же самое можно  сказать о компьютерной преступности, которая появилась позже УК 1960 г.

 

Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений  и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и  т. д.

 

В некоторых случаях необходимость  правового регулирования соответствующих  отношений очевидна, но они, тем не менее, остаются неурегулированными. В  этом случае отсутствие соответствующей  нормы носит название «намеренные  пробелы».

 

Они могут существовать:

под влиянием экономических  обстоятельств. Принятие любого закона связано с определенными затратами  по его осуществлению. В силу этого  «дорогие» законы могут быть отвергнуты;

под влиянием политических факторов. Невозможность достигнуть консенсуса в законодательном органе может отдалить регулирование соответствующих  отношений;

под влиянием идеологического  фактора. Это означает идеологическое неприятие значительной части населения  соответствующего явления общественной жизни. Иногда приходится ждать, когда  уровень правовой культуры народа позволит урегулировать соответствующие  отношения.

 

В силу указанных выше экономических, поли тических или идеологических факторов законодатель намеренно не подвергает правовому регулированию соответствующие общественные отношения.

 

При этом законодатель:

либо сознательно оставляет  вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени,

либо отдает его решение  на усмотрение практических органов.

 

Следует отметить, что наличие  пробелов не всегда является свидетельством «недостатков» права. Иногда их наличие  является свидетельством динамичности права. Конечно, законодатель должен своевременно реагировать на вызовы времени и  вносить соответствующие коррективы в законодательство.

Пробел и ошибка в праве

 

В некоторых случаях наряду с термином «пробел» используется понятие  «ошибка в праве». Ошибка в праве  означает в общем неверную оценку объективно существующих условий и проявление на этой основе не той законодательной воли, какую следовало бы отразить в нормативных актах.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"