Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

участие в международном  разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с  другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;

участие в деятельности международных  экономических организаций;

совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности;

предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических  катастроф и т. д.

 

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных  условиях будет эффективной и  плодотворной лишь тогда, когда она  будет базироваться на международно- правовых актах с обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

Формы и методы осуществления  функций государства

 

Формы осуществления функции  государства - это однородная деятельность органов государства, посредством  которой реализуются его функции.

 

Выделяют правовые и организационные  формы. Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические  последствия. К правовым формам относят  деятельность:

правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);

правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).

 

К организационным формам относят деятельность:

организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой  проектов документов, организацией выборов  и др.);

организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и пром.).

 

Методы осуществления  функций государства - это способы  и приемы, с помощью которых  органы государства реализуют его  функции. Среди подобных методов  выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т. д.

 

  1. Понятие и значение формы государства.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется  четко организованная государственная  власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма  государства есть не "отвлеченное  понятие" и не "политическая схема", безразличная к жизни народа, а  строй жизни, живая организация  власти народа. "Необходимо, чтобы  народ понимал свой жизненный  строй, чтобы он умел - именно "так" - организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию".

 Форма государства  отвечает на вопросы, на каких  принципах и как территориально  построена государственная власть, как создаются высшие органы  государства, как они взаимодействуют  между собой и населением, какими  методами она осуществляется  и др. (см. схему на с. 186).

 Под формой государства  понимается организация государственной  власти, выраженная в форме правления,  государственного устройства и  политического (государственного) режима.

 Следовательно, понятие  формы государства охватывает:

 а) организацию верховной  государственной власти, источники  ее образования и принципы  взаимоотношений высших органов  власти между собой и населением;

 б) территориальную  организацию государственной власти, соотношение государства как  делого с его составными частями;

 в) методы и способы  осуществления государственной  власти.

 Форма государства  зависит от конкретно-исторических  условий его возникновения и  развития. Решающее влияние на  нее оказывают сущность, исторический  тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели JK компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция - требование молодой буржуазии, монархия - уступка феодалам.

 На форму государства  влияют национальный состав, исторические  традиции, территориальные размеры  страны и другие факторы. Небольшие  по территории государства обычно  являются унитарными. "Многонациональный  состав населения,- писал И. А.  Ильин,- предъявляет к государственной  форме свои требования. Он может  стать фактором распада и привести  к гибельным гражданским войнам". События в Югославии, сложная  ситуация в бывщих республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны "своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным".

  1. Понятие и классификация норма права.

Норма права – это:

 

1)  первичная ячейка, основа, элемент системы права. Норме  права свойственны все главные  черты права как особенного  социального явления. Нельзя при  этом смешивать понятия права  и нормы права, так как они  не совпадают. Право и единичную  юридическую норму следует соотносить  между собой как целое и  часть, которые вместе с чертами  сходства имеют как свои особенности,  так и отличия друг от друга;

 

2)  относительно самостоятельное  явление, которое обладает собственными  специфическими особенностями, конкретизирующими  и углубляющими наши знания  о праве, его сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия  на общественные отношения;

 

3)  единственная среди  социальных норм, которая исходит  от государства и является  официальным выражением государственной  воли.

Классификация норм права

 

Классификация позволяет  более четко обозначить место  и роль юридических норм в системе  правового регулирования, глубже познать  их природу и назначение.

 

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

 

1) в зависимости от  содержания они подразделяются  на:

 

исходные нормы, которые  определяют основы правового регулирования  общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные  нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

 

общие нормы, которые присущи  общей части той или иной отрасли  права и распространяются на все  или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

 

специальные нормы, которые  относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права  и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений  с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия  их реализации, способы правового  воздействия на поведение личности);

 

2) в зависимости от  предмета правового регулирования  (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

 

3) в зависимости от  их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические  и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

 

4) в зависимости от  методов правового регулирования  делятся на:

 

императивные (содержащие властные предписания);

 

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

 

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

 

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства  и общества вариант поведения);

 

5) в зависимости от  времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и  временные (указ Президента о  введении чрезвычайного положения  в определенном регионе в связи  со стихийным бедствием);

 

6) в зависимости от  функций - на регулятивные (предписания,  устанавливающие права и обязанности  участников правоотношений, например  нормы конституции, закрепляющие  права и обязанности граждан,  президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные  на защиту нарушенных субъективных  прав, например нормы гражданско-процессуального  права, призванные восстанавливать  нарушенное состояние с помощью  соответствующих юридических средств  защиты);

 

7) в зависимости от  круга лиц, на которых распространяется  действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех  граждан, например нормы Конституции  РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении  определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся  и т.д.);

 

8) в зависимости от  степени определенности элементов  правовой нормы - на абсолютно  определенные (точно определяющие  права и обязанности участников  правоотношения, условия своего  действия, последствия несоблюдения  предписаний нормы; например нормы  УК РФ, устанавливающие точный  и исчерпывающий перечень обстоятельств,  отягчающих ответственность), относительно  определенные (устанавливающие возможные  варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

 

9) в зависимости от  сферы действия - на общефедеральные  (действуют на территории всей  страны, например нормы Уголовно-исполнительного  кодекса РФ), региональные (действуют  на территории субъектов РФ - в  республиках, краях, областях  и т.п.) и локальные (действуют  на территории конкретного предприятия,  учреждения, организации);

 

10) в зависимости от  юридической силы - на правовые  нормы законов и подзаконных  актов;

 

11) в зависимости от  способа правового регулирования  - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

 

12) в зависимости от  субъектов правотворчества - на  нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными)  органами и негосударственными  структурами (народом на референдуме  либо органами местного самоуправления).

 

Таким образом, нормы права  многообразны. Это связано с многообразием  общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

  1. Понятие и классификация прав человека и гражданина.

Права человека — это  охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Это универсальная  категория, которая представляет собой  вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами в условиях безопасного, свободного существования  личности в обществе. В современный  период права человека понимаются как  общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

 

Правам человека присущи  следующие признаки;

 

1) они возникают и развиваются  на основе природной и социальной  сущности человека с учетом  постоянно изменяющихся условий  жизни общества;

 

2) складываются объективно  и не зависят от государственного  признания; 3)

 

принадлежат индивиду от рождения; 4)

 

имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т. п.); 5)

 

являются непосредственно  действующими;

 

6) признаются высшей социальной  ценностью; 

 

7) выступают необходимой  частью права, определенной формой  выражения его существа; 8)

 

представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между  людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать  по своему усмотрению или получать определенные блага; 9)

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"