Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

 

Механизм осуществления  публичной власти включает в себя:

 

1)   основные формы  осуществления народом (совокупность  граждан) публичной власти

 

2)   общие требования  к системе органов публичной  власти, специально созданных для  реализации возложенных на государство  функции, закрепляемых в конституции  и законах конкретного государства. 

 

3)    Строго определенный  порядок создания, функционирования  и ликвидации системы этих  органов

 

4)   Набор специфических  полномочий – права и обязанности,  компетенция – круг вопросов  которые они призваны решать, и форм юр. ответственности каждого  органа публичной власти.

 

5)   Перечень специальных  требований предъявляемых гражданам занимающим должности в рассматриваемых органах публичной власти.

 

6)   Наличие вспомогательного  аппарата органа публичной власти

 

В авторитарном государстве  где при реализации своих функций  опора осуществляется исключительно  на гос. аппарат, который в отрыве от участия в его деятельности и контроле над ним со стороны граждан зачастую превращается в аппарат насилия.

 

 В структуру механизма  государства кроме государственного  аппарата входят государственные  учреждения и государственные  предприятия.

 

Государственные учреждения — это такие государственные  организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства  в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной  и т.п.

 

Государственные предприятия  учреждаются для осуществления  хозяйственной деятельности в целях  производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и  оказания многочисленных услуг для  удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

 

Среди организаций и учреждений, относящихся к числу "государственных", есть и неспецифическая часть  – организаций и учреждений, которые  выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные задачи, но которые  не имеют властных полномочий. Особенно велик неспецифический блок учреждений и организаций в обществах, где  государство выполняет непосредственно  хозяйственную и социально-культурную деятельность.

 

До настоящего времени  одними из самых распространенных концепций  понимания механизма государства  в юридической науке являются узкий и широкий подход в аспекте  соотношения терминов «механизм  государства» и «государственный аппарат».

 

Узкий подход базируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х  гг. ХХ в. о тождественности государственного механизма и аппарата.

 

Сторонники узкого подхода: По мнению Л.И.Спиридонова механизм государства – это система  его органов, «посредством которых  оно осуществляет государственную  власть и реализует свои функции». Данную точку зрения об идентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» разделяют  Н.И.Матузов, В.И.Новоселов, В.Н.Хропонюк и ряд других. В частности, М.И.Байтин считает, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма.  При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая - основывается на утверждении В.И.Ленина, что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество». Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.

 

Сторонники второго подхода  – широкого – включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим  в этих взглядах является то, что  проводится различие между государственным  механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое  по объему понятие. Например, М.Н. Марченко отмечает, что в научной и учебной  литературе зачастую «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов».

 

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес  исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения  государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать  механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой  его составных частей.

 

Таким образом:

 

1)  единое понимание  механизма государства в современной  отечественной юридической науке  на сегодняшний день не выработано;

 

2) по данному вопросу  существуют следующие наиболее  распространенные точки зрения:

 

Первая из них — это  концепция широкого и узкого толкования механизма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат  государственной власти, а в широком  — как политическую систему общества.

 

Вторая концепция —  традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат  государственной власти. М.И. Байтин, проф. М.Н. Марченко; механизм государства – это система государственных органов (понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны);

 

Третья концепция —  расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений. Механизм государства – это совокупность не только органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных), а также так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений и других

 

Четвертая концепция: механизм государства – это функционирование, действие органов государства, их динамика.

 

Мы будем придерживаться второй концепции, и рассматривать  «механизм государства» как синоним  «государственного аппарата»

 

Одним из элементов политической системы является государственный  аппарат.

 

Понятие гос. аппарата:

 

- совокупность всех гос. органов (в широком смысле). В этом случае механизм и аппарат одно и то же.

 

- аппарат государственного  управления (в узком смысле). Чаще  всего используется в учебниках  по ТГП.

 

Гос. аппарат – система органов государства с помощью которых осуществляется гос. власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. (Локк, Монтескье: власть делится на три ветви: законодательную, судебную, исполнительную).

 

Принципы:

 

- представительство интересов  граждан во всех звеньях гос. аппарата (т.е. обеспечивается демократической избирательной системой). Демократическая система выборов – означает отсутствие альтернативность выбора (на одно места не предполагается один кандидат), + гарантия политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех гос. органов, направленной на удовлетворение интересов личности.

 

- разделение власти (это  разделение формирует механизмы  сдержек и противовесов, которые  призваны исключить произвол  со стороны властных органов  и должностных лиц).

 

- гласности и открытости  в деятельности гос. аппарата. (возможна инициатива проведения референдума для отмены н.п.а., или ратификации международного акта)

 

- высокий профессионализм  и компетентности. (способность решать на высоком научном уровне основные вопросы гос. жизни в интересах страны; необходимо использовать квалифицированных работников – т.е. тех которые имеют опыт управления)

 

- принцип законности, т.е.  – на основе норм права,  если норма права не урегулируют  отношения – то запрет.

 

- принцип демократизма  в формировании и деятельности  гос. органов, он позволяет учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев.

 

- для федеративных государств  – принцип субординации и четкого  взаимодействия между обще федеральными  органами и государственными  органами субъектов федерации.

  1. Понятие правовой системы. Основные виды, их общая характеристика.

Правовая система общества- это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества.

 

Понятие "правовая действительность" шире понятия "правовая система". Первый термин охватывает любые проявления правовой жизни общества. Второй - акцентирует  внимание исключительно на таких  ее фундаментальных функциональных элементах как объективное право, правовая идеология, юридическая практика. И только в плане анализа их единства - установления той качественной определенности характера их взаимосвязи, взаимодействия, в котором выражается своеобразие правовой жизни данной страны.

 

Из вышесказанного следует, что нельзя отождествлять понятия "система права" и "правовая система". При характеристике правовой системы конкретной страны говорят  о ее "национальной правовой системе" (США, Пакистана, Франции и т. д.).

 

Основные правовые системы  современности:

 

а) романо-германского типа;

 

б) англосаксонского типа;

 

в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.

 

Нередко используют несколько  иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят  о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" т. д.

 

В правовых системах романо-германского  типа в правовой жизни общества (преимущественно  в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство).

 

В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.

 

В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране- одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе).

 

Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем ( общая характеристика)

 

Правовая система романо-германского  типа ( Германия, Франция, Италия, Россия, Украина ) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина ,защищаемые судом.

 

Правовая система англо-американского  типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется  отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.

 

В странах, образующих «семью религиозного права»(мусульманские страны : Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности , а не права ( их идея ).

 

В странах ,образующих «семью традиционного права»(Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные).Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине ( этого требует «общинное сознание»).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"