Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка
Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
их признание, соблюдение и защита — обязанность государства.
Для реализации таких прав
человека, как право на жизнь, на
достойное существование
Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
В отличие от прав
человека права гражданина
Свобода личности — право гражданина, которое выражает лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.
Права человека и гражданина
— весьма сложные и многообразные
явления, которые могут
1) в зависимости от содержания — на:
гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);
политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);
экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, труд, отдых и др.);
социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);
культурные (право на образование, участие в культурной жизни, пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.). 2)
в зависимости от соподчиненности — на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право); 3)
в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству — на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства; 4)
в зависимости от степени распространения — на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а так же других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.); 5)
в зависимости от характера субъектов — на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т. п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.); 6)
в зависимости от роли государства в их осуществлении — на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав); 7)
в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, — на:
права в сфере личной безопасности и частной жизни;
права в области государственной и общественно-политической жизни;
права в области экономической, социальной и культурной деятельности.
Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод граждан их обычно подразделяют на три поколения.
Первое включает в себя
провозглашенные буржуазными
Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые как таковые утвердились к середине XX столетия под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического, культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют "позитивными", ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т. с. его "позитивного вмешательства" в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, участие в культурной жизни общества и т. п.);
Третье поколение —
права коллективные или солидарные,
вызванные глобальными
В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие "политическая система
общества", вошедшее в научный
оборот во второй половине ХХ в., показывает,
как регулируются политические процессы,
как формируется и
Политическая система имеет ряд характерных черт:
1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
2) она зависит от характера
общественной среды, социально-
3) она обладает относительной самостоятельностью.
Любая система общества,
в том числе и политическая,
представляет собой целостное, упорядоченное
множество элементов, взаимодействие
которых порождает новое
Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.
Выделяют следующие компоненты политической системы:
1) политическая организация
общества, включающая в себя государство,
2) политическое сознание,
характеризующее
3) социально-политические
и правовые нормы,
4) политические отношения,
складывающиеся между
5) политическая практика,
состоящая из политической
Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория "политическая власть".
Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.
В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.
Выделяют следующие функции политической системы:
обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);
управление различными сферами
жизнедеятельности людей в
мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);
выявление и представительство
интересов различных субъектов
политических отношений (без селекции,
четкого определения и
удовлетворение интересов
различных субъектов
интеграция общества, создание
необходимых условий для
политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.
Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.
Механизм современного государства
это пронизанная едиными
Признаки механизма
- структура механизма
изменчива и во многом зависит
от изменения задач управления,
которые стоят перед
- система государственных органов проникнутая единством принципов его организации и деятельности закрепленная в конституции РФ, и других н.п.а.
- механизм (аппарат государства)
характеризуется сложной
- гос. механизм неразрывно связан с функциями (существует между ними тесная и обратная связь). В большей степени от функций государства зависит структура органов гос. власти на возникновение, изменение и прекращение
- механизм государства
для обеспечения возложенных
на него задач управления
Политически организованное общество и образует механизм государства, т.е. механизм осуществления публичной власти.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"