Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

 

их признание, соблюдение и защита — обязанность государства.

 

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование достаточно лишь факта его рождения, а для  реализации остальных прав требуется, чтобы человек обладал качествами гражданина, личности.

 

Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а  лишь того, который находится в  устойчивой правовой связи с конкретным государством.

 В отличие от прав  человека права гражданина всегда  выступают как юридические категории  (а не только как моральные  или социальные). Они не могут  существовать независимо от их  государственного признания и  законодательного закрепления, вне  связи человека с конкретной  страной. 

 

Свобода личности — право  гражданина, которое выражает лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений  в чем-то.

 

Права человека и гражданина — весьма сложные и многообразные  явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев:

 

1) в зависимости от  содержания — на:

 

гражданские или личные (право  на жизнь, на охрану достоинства, тайна  переписки, телефонных переговоров  и др.);

 

политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной  службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

 

экономические (право частной  собственности, на предпринимательскую  деятельность, труд, отдых и др.);

 

социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду  и др.);

 

культурные (право на образование, участие в культурной жизни, пользование  результатами научного и культурного  прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.). 2)

 

в зависимости от соподчиненности  — на: основные (участвовать в  управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное  право); 3)

 

в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству  — на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным  гражданством и лиц без гражданства; 4)

 

в зависимости от степени  распространения — на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие  от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а так же других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и  пр.); 5)

 

в зависимости от характера  субъектов — на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т. п.) и  коллективные (право на забастовку, митинги и пр.); 6)

 

в зависимости от роли государства  в их осуществлении — на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению  к индивиду) и позитивные (государство  должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав); 7)

 

в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных  сферах и отдельных ситуациях  ее жизнедеятельности, — на:

 

права в сфере личной безопасности и частной жизни;

 

права в области государственной  и общественно-политической жизни;

 

права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

 

Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод граждан их обычно подразделяют на три поколения.

 

Первое включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название "негативных", т. е. выражающих независимость личности от власти государства, обозначающих пределы  его невмешательства в область  свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право  на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу  мысли и совести, свободу слова и печати и т. д.);

 

Второе поколение связано  с социальными, экономическими и  культурными правами, которые как  таковые утвердились к середине XX столетия под влиянием борьбы народов  за улучшение своего социально-экономического, культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные права иногда называют "позитивными", ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т. с. его "позитивного вмешательства" в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер (к ним, например, относятся право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, участие в культурной жизни общества и т. п.);

 

Третье поколение —  права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько  целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благоприятную  окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права стали возникать  после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, углубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм.

В социальном управлении принимают  участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для  этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние  на политическую жизнь общества и  осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

 

Политическая система  общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных  органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

 

Понятие "политическая система  общества", вошедшее в научный  оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует  политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

 

Политическая система  имеет ряд характерных черт:

 

1) именно в ее рамках  и с ее помощью осуществляется  политическая власть;

 

2) она зависит от характера  общественной среды, социально-экономической  структуры общества;

 

3) она обладает относительной  самостоятельностью.

 

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное  множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться  во взаимосвязи и взаимозависимости  отражающих эти интересы политических явлений.

 

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

 

Выделяют следующие компоненты политической системы:

 

1) политическая организация  общества, включающая в себя государство,  политические партии и движения, общественные организации и объединения,  трудовые коллективы и т.п.;

 

2) политическое сознание, характеризующее психологические  и идеологические стороны политической  власти и политической системы;

 

3) социально-политические  и правовые нормы, регулирующие  политическую жизнь общества  и процесс осуществления политической  власти;

 

4) политические отношения,  складывающиеся между элементами  системы по поводу политической  власти;

 

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности  и совокупного политического  опыта.

 

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория "политическая власть".

 

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в  ней свое особое место, имеет специальное  назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении  общих задач общества.

 

В зависимости от природы  выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

 

Сущность политической системы  общества наиболее ярко проявляется  в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

 

Выделяют следующие функции  политической системы:

 

обеспечение политической власти определенной социальной группы или  большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются  и осуществляются конкретные формы  и методы властвования - демократические  и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

 

управление различными сферами  жизнедеятельности людей в интересах  отдельных социальных групп или  большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение  путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

 

мобилизация средств и  ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

 

выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения  на политическом уровне данных интересов  никакая политика невозможна);

 

удовлетворение интересов  различных субъектов политических отношений посредством распределения  материальных и духовных ценностей  в соответствии с теми или иными  идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей  людей);

 

интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие  в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

 

политическая социализация (посредством нее формируется  политическое сознание индивида, и  он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря  чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых  членов общества и приобщения их к  политической деятельности) и др.

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с  помощью которых она выполняет  свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает  все субъекты политики в единый политический организм.

 

  1. Механизм государства: понятие, структура. Соотношение с государственным аппаратом.

Механизм современного государства  это пронизанная едиными законодательно закрепленными принципами основанное на разделение власти, располагающая  необходимыми материальными придатками система государственных органов по средством которой осуществляется задачи и функции государства.

 

Признаки механизма государства:

 

- структура механизма  изменчива и во многом зависит  от изменения задач управления, которые стоят перед государством  на том или ином этапе его  развития.

 

- система государственных  органов проникнутая единством  принципов его организации и  деятельности закрепленная в  конституции РФ, и других н.п.а.

 

- механизм (аппарат государства)  характеризуется сложной структурой  отражающей определенное место,  которое занимает в ней различные  виды и группы (подсистемы) гос. органов, их соотношение и взаимосвязи.  (Конституция с 1918- 1978 г .: 18, 25, 37, 78 – в эти годы они вступили в силу) – всевластие народа,  в новой конституции механизм государства формально представлял собой систему органов которую возглавляли советы. (осуществление гос. власти на основе разделение ее на три ветви – сейчас)

 

- гос. механизм неразрывно связан с функциями (существует между ними тесная и обратная связь). В большей степени от функций государства зависит структура органов гос. власти на возникновение, изменение и прекращение

 

- механизм государства  для обеспечения возложенных  на него задач управления делами  общества, воздействия на сложные  социальные процессы и сферы  выполнения связанных с этим  государственной функцией должен  располагать необходимыми материальными  средствами.

 

 

Политически организованное общество и образует механизм государства, т.е. механизм осуществления публичной  власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"