Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

 

Пятая общая особенность. Современный российский федерализм, необходимость его сохранения и  дельнейшего развития опирается прежде всего на учет трех объективных моментов: огромных размеров территории страны; многонациональности структуры и состава ее населения; большого разнообразия условий и возможностей развития различных регионов. В этих объективных параметрах федерализм выступает у нас не просто как одна из возможных форм политико-территориальной организации государства, а как оптимальная и даже как единственно возможная в данных конкретных условиях демократическая форма такой организации. Подлинный федерализм в таких условиях является действенным способом практической реализации демократии в данном вопросе.

  1. Правовой нигилизм: понятие и причины.

Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном  отношении к правовым нормам.

 

Причинами возникновения  правового нигилизма считают:

деспотичный характер государственной  власти;

особенность исторического  развития государства;

использование репрессивного  законодательства;

пробелы в законодательстве, в правовой системе;

наличие административно-командных  методов в политической и экономической  сферах общества;

отсутствие в государстве  демократических и правовых традиций;

переходный период, который  вызвал трудности в правовой системе;

несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

 

Можно выделить следующие  признаки правового нигилизма:

широкое распространение  и повсеместность;

неподконтрольность;

наличие в государстве  разнообразных форм его проявления;

дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.);

соединение нигилизма  с разными формами протеста;

распространение нигилизма  в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.

 

Правовой нигилизм выражается в следующих формах:

сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных  актов (преступление);

массовое неисполнение и  нарушение правовых норм;

распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;

так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая  является параллельной по отношению  к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;

массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;

понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.

 

Существуют следующие  основные направления по борьбе с  правовым нигилизмом в государстве:

гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина;

укрепление режима законности на территории государства;

осуществление верховенства основного и других законов государства;

совершенствование правовой системы государства;

осуществление правового  порядка в государстве;

повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;

проведение в государстве  правового воспитания.

 

Гарантии государства  являются базой для использования  специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.

 

Юридические гарантии законности представляют собой определенную особенностями  общественно-экономического строя  систему средств и условий, которые  направлены на обеспечение законности в государстве. Определяющее значение среди таковых имеют экономические  и политико-идеологические (а именно: различные виды собственности и  соответственный им способ производства, бескризисное развитие народного хозяйства, степень занятости населения  в общественно полезном труде, идеология, состояние культуры) гарантии.

  1. Понятие и виды государственных режимов.

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной  власти, которые проявляют ее характер и содержание.

 

Существуют следующие  виды политического режима:

 

1) авторитарный – политический  режим, при котором осуществление  государственной власти связано  с одним лицом, как правило,  по его произволу, не учитывается  мнение большинства населения  государства;

 

2) переходный и чрезвычайный  – политические режимы, которые  характеризуются временным характером  и формируются в результате  политического переворота или  революции, а также при стихийных  потрясениях, которые угрожают  нормальному существованию государства  и безопасности граждан;

 

3) демократический – политический  режим, при котором государственная  власть формируется и функционирует  на принципе подчинения меньшинства  большинству.

 

Признаки авторитарного  политического режима:

 

1) происходит отстранение  населения страны от формирования  государственной власти;

 

2) государственная власть  полностью сосредоточивается в  руках правящей элиты, интересы  которой преобладают, практически  не учитываются интересы остального  населения страны;

 

3) происходит устранение  властью оппозиции, ведется борьба  с любыми проявлениями недовольства  существующим политическим режимом;

 

4) реализация постановлений  государственной власти ведется  с использованием насилия, а  также при помощи военно-полицейского  аппарата;

 

5) доминирование противоправных  решений.

 

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

 

1) деспотический – режим,  при котором глава государства  (деспот) хотя и приходит к власти  законными путями, но реализуемая  им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

 

2) тиранический – режим,  при котором глава государства  (тиран) приходит к власти путем  ее захвата, после чего его  жестокость, произвол падает на  все население страны;

 

3) тоталитарный – политический  режим, при котором в централизованном  едином государстве действует  одна официальная идеология, которая  значительно ограничивает демократические  права и свободы населения.  Органы государственной власти  при этом формируются правящей  партией во главе с лидером,  который организует контроль  во всех областях общественной  жизни;

 

4) конституционно-авторитарный  политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

 

Признаки демократического политического режима:

 

1) осуществляется прямое  и непосредственное формирование  народом представительных органов;

 

2) реализуется принцип  разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

 

3) полное подчинение государства  праву;

 

4) провозглашаются и гарантируются  государством демократические права  и свободы.

 

Выделяют также следующие  виды демократического политического  режима: 1) демократия участия (участие  в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

 

  1. Понятие и виды источников (форм) права.

Прежде чем анализировать  различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение  понятий "форма права",  "источник права".

 

В литературе существуют две  основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":

 

а) согласно первой - названные  понятия тождественны;

 

б) согласно второй - понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

 

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого  значения слова "источник" как "всякого  начала или основания, корня и  причины, исходной точки", то применительно  к юридическим явлениям следует  понимать под источником права три  фактора:

 

1) источник в материальном  смысле (материальные условия жизни  общества, формы собственности, интересы  и потребности людей и т.п.);

 

2) источник в идеологическом  смысле (различные правовые учения  и доктрины, правосознание и т.д.);

 

3) источник в формально-юридическом  смысле - это и есть форма права. 

 

Форма права – это определённые государственной властью его  внешние проявления, в которых  содержание правовых принципов и  норм закрепляется и обретает качество формальной определённости.

 

Под источником права понимаются источники в социальном или материальном смысле; источники в духовном смысле, понимая под ними концепции правопонимания; источники знания о действующем в конкретном государстве объективном праве и только третий аспект понимания оказывается тождественным его форме.

 

Источник права – это  обусловленный характером правопонимания государственно-властный способ придания правовым нормам качественной формальной определённости и общеобязательности. Источники в социальном и мировоззренческом смысле важны для формирования национальной правовой системы, т. к.:

 

1.                              своеобразные материальные условия  жизни общества в значительной  степени определяют особенности  форм источников права в каждой  стране

 

2.                              укоренившаяся форма права отторгает  укоренению чужого содержания  основных юридических источников  права.

 

Выделяют пять основных формы  права:

 

1.           правовой обычай – сложившееся  в какой-либо области социальной  деятельности устойчивое поведение,  не предусмотренное в конкретных  правовых нормах, но признаваемое  и защищаемое государством. Природа  правового обычая характеризуется  следующими особенностями. Он, как  правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно  небольших общественных групп  людей. Юридические обычаи часто  тесно связаны с религией. В  Индии, например, обычное право входит в структуру индусского права. Правовой обычай отличается определенность правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая нередко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.

 

2.           правовая доктрина – основанные  на правосознании определённого  автора, формализованные в его  научных работах модели поведения,  получившие официальное признание  и защиту

 

3.           нормативный договор – это  разновидность соглашений социальных  субъектов, содержащих правила  поведения и обеспеченные государственной  защитой. Договор не может нарушать  какие-либо иные, созданные государством  правовые нормы. Это такие документы,  в которых содержится волеизъявление  сторон по поводу прав и  обязанностей, устанавливается их  круг и последовательность, а  также закрепляются добровольное  согласие выполнять принятые  обязательства. Имеют широкое  распространение в конституционном,  гражданском, трудовом, экологическом праве.    Для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал юридические нормы. Историческими примерами договора нормативного содержания в советском праве могут служить Договор об образовании Закавказской советской республики ( 1922 г .) , Договор об образовании СССР ( 1922 г .) , Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, 1992 г .) .

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"