Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка
Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
Пятая общая особенность. Современный российский федерализм, необходимость его сохранения и дельнейшего развития опирается прежде всего на учет трех объективных моментов: огромных размеров территории страны; многонациональности структуры и состава ее населения; большого разнообразия условий и возможностей развития различных регионов. В этих объективных параметрах федерализм выступает у нас не просто как одна из возможных форм политико-территориальной организации государства, а как оптимальная и даже как единственно возможная в данных конкретных условиях демократическая форма такой организации. Подлинный федерализм в таких условиях является действенным способом практической реализации демократии в данном вопросе.
Правовым нигилизмом называют
форму правового сознания, выражающуюся
в отрицательном или
Причинами возникновения правового нигилизма считают:
деспотичный характер государственной власти;
особенность исторического развития государства;
использование репрессивного законодательства;
пробелы в законодательстве, в правовой системе;
наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;
отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;
переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;
несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.
Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:
широкое распространение и повсеместность;
неподконтрольность;
наличие в государстве разнообразных форм его проявления;
дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным и др.);
соединение нигилизма с разными формами протеста;
распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.
Правовой нигилизм выражается в следующих формах:
сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);
массовое неисполнение и нарушение правовых норм;
распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;
так называемая «война законов»:
создание системы правовых актов, которая
является параллельной по отношению
к системе законодательства; противостояние
между законодательством
массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;
понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.
Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве:
гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина;
укрепление режима законности на территории государства;
осуществление верховенства основного и других законов государства;
совершенствование правовой системы государства;
осуществление правового порядка в государстве;
повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;
проведение в государстве правового воспитания.
Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.
Юридические гарантии законности
представляют собой определенную особенностями
общественно-экономического строя
систему средств и условий, которые
направлены на обеспечение законности
в государстве. Определяющее значение
среди таковых имеют
Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.
Существуют следующие виды политического режима:
1) авторитарный – политический
режим, при котором
2) переходный и чрезвычайный
– политические режимы, которые
характеризуются временным
3) демократический –
Признаки авторитарного политического режима:
1) происходит отстранение
населения страны от
2) государственная власть
полностью сосредоточивается в
руках правящей элиты,
3) происходит устранение
властью оппозиции, ведется
4) реализация постановлений
государственной власти
5) доминирование противоправных решений.
Выделяют следующие виды
авторитарного политического
1) деспотический – режим,
при котором глава государства
(деспот) хотя и приходит к власти
законными путями, но реализуемая
им власть имеет
2) тиранический – режим,
при котором глава государства
(тиран) приходит к власти
3) тоталитарный – политический
режим, при котором в
4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.
Признаки демократического политического режима:
1) осуществляется прямое
и непосредственное
2) реализуется принцип
разделения властей (
3) полное подчинение государства праву;
4) провозглашаются и
Выделяют также следующие
виды демократического политического
режима: 1) демократия участия (участие
в управлении страной всего населения);
2) демократия многовластия, функционирование
множества центров политической
активности, привлекающих граждан отстаивать
свои интересы; 3) демократия сообществ,
за каждым участником сохраняется национально-
Прежде чем анализировать
различные формы права, необходимо
сначала рассмотреть
В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":
а) согласно первой - названные понятия тождественны;
б) согласно второй - понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".
Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
3) источник в формально-
Форма права – это определённые государственной властью его внешние проявления, в которых содержание правовых принципов и норм закрепляется и обретает качество формальной определённости.
Под источником права понимаются источники в социальном или материальном смысле; источники в духовном смысле, понимая под ними концепции правопонимания; источники знания о действующем в конкретном государстве объективном праве и только третий аспект понимания оказывается тождественным его форме.
Источник права – это обусловленный характером правопонимания государственно-властный способ придания правовым нормам качественной формальной определённости и общеобязательности. Источники в социальном и мировоззренческом смысле важны для формирования национальной правовой системы, т. к.:
1.
2.
Выделяют пять основных формы права:
1.
правовой обычай – сложившееся
в какой-либо области
2.
правовая доктрина –
3.
нормативный договор – это
разновидность соглашений
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"