Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, шпаргалка

Краткое описание

Акты применения права: понятие, виды, структура.
Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.
Особенности:
Издаются компетентными органами и должностными лицами (государственные органы, третейский суд, местное самоуправление).
Строго индивидуализированы., т.е. адресованы поимённо определённым лицам.
Направлены на реализацию требований юридических норм.
Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.

Файлы: 1 файл

Ответы ТГП.docx

— 298.13 Кб (Скачать)

19 судей разделены на 2 палаты.

 Председатель КС, его  заместитель и Судья-секретарь  избираются на пленарном заседании  КС из своего состава. Председатель  руководит подготовкой пленарных  заседаний КС, созывает их и  дредседательствует на них, выносит на обсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению на пленарных заседаниях и заседаниях палат, осуществляет общее руководство аппаратом КС,представляет на утверждение кандидатуры руководителей Секретариата КС и других подразделений аппарата, а также Положение о Секретариате КС и штатное расписание аппарата. Полномочия своего заместителя Председатель определяет сам. Судья-секретарь непосредственно руководит работой аппарата КС, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний КС, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые КС, информирует КС об их исполнении, организует информационное обеспечение судей.

 Вопросы порядка определения  персонального состава палат  КС, распределения дел между ними, определения очередности рассмотрения  дел на пленарных заседаниях  и на заседаниях палат, некоторые  правила процедуры и этикета  на заседаниях, особенности делопроизводства  в КС.требования к работникам аппарата КС, иные вопросы внутренней деятельности КС закреплены в Регламенте КС, принимаемом на пленарном заседании.

 Конституционное производство  в КС осуществляется в двух  организационно-правовых формах: пленарные  заседания и заседания палат  КС.

, Конституционное судопроизводство  происходит на основе общих  для судопроизводства принципов  независимости судей, коллегиальности  рассмотрения и разрешения дел,  государственного языка,гласности,устности и непрерывности производства по делу, состязательности и равноправия сторон.

 Еще один принцип  конституционного судопроизводства, направленный на обеспечение  единства и согласованности решений  КС, выполняющих роль своеобразного  ориентира в трактовке конституционных  норм для законодательной и  правоприменительной практики - презумпция  истинности правовой позиции  КС.

. Поводом к началу рассмотрения  дела в КС является письменное  обращение управомоченного субъекта в форме запроса, ходатайства или жалобы. Запросом именуется обращение с требованием о проверке конституционности ФЗ, нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ или к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. обращения по поводу толкования Конституции РФ, обращения судов с требованием о проверке конституционности законов, подлежащих применению при разрешении ими индивидуально-конкретных дел, а также обращения по вопросу дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Ходатайства - это обращения с требованиями о разрешении споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

 

 между высшими органами  государственной власти субъектов  РФ. Жалоба - это обращение гражданина  или объединения граждан с  требованием о проверке конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению при разрешении дела  правоприменительным органом и  нарушающего основные права и  свободы граждан. Граждане могут  обжаловать в КС исключительно  законы - федеральные или субъектов  РФ.

 КС не может по  своему усмотрению начать проверку  конституционности какого-либо нормативного \'акта или иное производство. • \';

 Основанием к рассмотрению  дела является обнаружившаяся  неопределенность в вопросе о  том,соответствует ли Конституции РФ нормативный акт или договор. Понятие "неопределенность" в данном случае означает убеждение заявителя в несоответствии оспариваемых им правовых положений Конституции РФ. Основание к рассмотрению дела составляет противоречие между позицией заявителя по вопросу о содержании конституционных норм и позицией высших органов государственной власти. Основанием к рассмотрению дела в КС может быть и противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, выдвижение ГД обвинения против Президента РФ. Предметом рассмотрения в КС могут быть указанные выше нормативные акты и договоры (в том числе международно-правовые).

 Субъектами права на  обращение в КС являются: Президент  РФ, СФ, ГД, \'/5 членов СФ или депутатов  ГД, Правительство РФ, ВС РФ. ВАС РФ. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, граждане или их объединения, а также общие суды любой инстанции (ст. 125 Конституции РФ), Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный по правам человека РФ.

 Решения КС РФ подразделяются  на три вида:постановление, направленное на разрешение дела по, существу, - им заканчивается производство по делам о конституционности нормативного акта или договора, по рассмотрению спора о компетенции, по толкованию положений Конституции РФ; итоговое решение по вопросу о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ именуется заключением: остальные решения оформляются определениями.

 Особое мнение судьи  не является составной частью  решения КС и не имеет каких-либо  правовых последствий. Оно содержит  личную позицию судьи, несогласного  с решением КС по существу. и подлежит опубликованию одновременно с решением КС по делу.

 Решение КС является  окончательным, не подлежит обжалованию  и вступает в силу немедленно  после его провозглашения. Оно  не может быть отменено ни  самим КС, ни другими органами государственной власти.

 Решение КС действует  непосредственно и не требует  подтверждения другими органами  и должностными лицами. Однако  после его вынесения образуется  пробел в праве, который иногда  невозможно восполнить непосредственным  применением норм Конституции  РФ. В этом случае законодатель  обязан немедленно или в срок. установленный в постановлении КС, внести изменения в нормативный акт или договор в соответствии с правовой позицией КС.

 В законе о КС  говорится об ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствова-ние исполнению решений КС. Однако данная норма не содержит никаких санкций: нет их пока и в федеральном законодательстве, к которому она отсылает. Этим частично объясняется недостаточное уважение к решениям КС как со стороны законодательных органов, так и органов, применяющих законы.

 

Толкование (интерпретация) права — это интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение). Уяснение и разъяснение правовых норм — два важнейших результата процесса толкования, но при этом процесс толкования права нередко ограничивается уяснением, то есть познанием смысла нормы «для себя», без сообщения этого результата другим субъектам. Толкование — важнейшая составляющая процесса применения права, более того, без толкования нет и не может быть правоприменения.

 

Текст и контекст нормативного акта

 

Первичным объектом толкования является текст нормативного правового  акта или иного источника права. Такой текст организован в  соответствии как с общими закономерностями, присущими текстам вообще, так  и особенностями официально-делового стиля, посредством которого нормы  права выражаются в предложениях естественного языка.

 

При анализе текста правового  акта прежде всего устанавливаются значения терминов (юридических и других сфер человеческой деятельности) и иных слов, содержащихся в нём, а также внутренние связи между этими словами, в силу чего считается, что анализ текста правового акта включает в себя 2 этапа: лексико-морфологический и синтаксический.

 

Но анализа собственно текста в подавляющем большинстве  случаев недостаточно, что заставляет интерпретатора обращаться к контексту  источника права, то есть его смысловым  связям с другими источниками  права и иными явлениями социальной действительности.

 

Способы и виды толкования

 

Способы толкования — специальные  приемы, правила и средства познания смысла норм права, используемые сознательно  или интуитивно субъектом для  получения ясности относительно правовых явлений. В зависимости  от задач интерпретатора способы  толкования права делятся на:

    • языковой (лингвистический, филологический, грамматический). Содержание правовой нормы выражается в тексте НПА. Способ выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.
    • функциональный исследует факторы и условия, в которых функционирует, реализуется толкуемая норма.
    • исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.
    • систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.

 

При этом языковой способ относится  к анализу текста правового акта, а все иные — к познанию его  контекста. Дискуссионными остаются вопросы  о существовании логического  и телеологического (целевого) толкования права как самостоятельных способов. На практике различные способы толкования применяются совокупно, а разграничение  различных способов, как правило, не производится.

 

В зависимости от юридической  силы результатов толкования выделяются: официальное толкование (даётся компетентными  органами государственной власти и  должностными лицами, носит общеобязательный или, во всяком случае, обязательный для  определённого круга лиц характер) и неофициальное (даётся лицами и  организациями, не наделёнными властными  полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер).

 

Виды официального толкования:

    • аутентическое — разъяснение содержания нормы права тем органом, который их установил.
    • делегированное (легальное) — толкование норм права тем органом, который их не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.
    • нормативное — толкование норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяются толкуемые нормы.
    • казуальное — толкование норм права при рассмотрении конкретного юридического дела; оно обязательно для применения только в отношении этого дела.

 

Неофициальное толкование права  тоже дифференцируется по его субъектам. Так, различается обыденное толкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей), специально-юридическое (осуществляется юристами — судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр. — в их профессиональной деятельности), доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).

 

Методы и правила  толкования

 

Методы толкования права  подразделяются на общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.) и частнонаучные, то есть собственно юридические (догматический анализ, метод юридической компаративистики, историко-правовой метод и пр.); также, в зависимости от целей конкретной интерпретации, используются методы иных наук (социологии, лингвистики, формальной и модальной логики, психологии, экономики и пр.). Особняком стоят методы семиотического анализа правовых текстов, позволяющие учитывать максимально широкие культурные контексты толкуемого источника права.

 

Юридическая наука и правоприменительная  практика выработали набор правил толкования правовых норм, важнейшими из которых  являются следующие:

«золотое правило» (терминам и иным словам текста законодательного акта придаётся значение, которое  они имеют в соответствующем  литературном языке, если нет оснований  для придания им отличного значения);

научным, техническим и  иным специальным терминам, употреблённым  в тексте законодательного акта, придаётся  то значение, которое они имеют  в соответствующей области знания, если в законе не установлено иное содержание конкретного термина;

при наличии аутентичного (то есть данного законодателем) или легального (то есть данного официальным уполномоченным органом) разъяснения термина, используемого в тексте закона, интерпретатор должен следовать этому разъяснению;

при неясности, неоднозначности  текста нормы при толковании должно отдаваться предпочтение наиболее справедливому, с точки зрения конкретной правовой системы и социальных отношений, возможному содержанию;

при толковании необходимо учитывать аналогичные конституционные  принципы, международные договоры, практику высших судебных органов государства, а также общепризнанные доктринальные  воззрения специалистов в данной отрасли права (т. н. communis opinio doctorum);

в отдельных случаях при  толковании должно быть установлено, какими целями руководствовался законодатель, создавая толкуемую норму права.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"